Столкновение / Crash

Драма "Столкновение" (Crash)
Режиссер - Пол Хаггис. В ролях - Мэтт Диллон, Сандра Буллок, Брендан Фрейзер, Дон Чидл, Дженнифер Эспозито, Тэнди Ньютон, Райан Филлипп, Терренс Ховард, Крис Бриджес, Лоренс Тейт. США. 2004. 113 мин. Бюджет: $6,5 млн. Сборы по миру: $94 млн.

(Энтони) - Ты посмотри, посмотри! В мире нет более освещенного и безопасного района для белых, которые находятся под охраной полицейских с огромными пистолетами. И все-таки когда эта белая тетка увидела нас, двух негров - на вид явных студентов, - она испугалась и перешла на другую сторону улицы. Почему она нас боится? Мы что, одеты как уличная банда? Мы что, выглядим угрожающе? Это мы, черные, должны бояться в этом районе! Мы - единственные черные в целом море напившихся кофе белых. Так почему же нам не страшно?
(Питер) - Потому что у нас есть пушки?
(Энтони) - Ты прав. Пойдем, отберем у этих уродов тачку.


- Эй, воин, силь передай.
- Не силь, а сол, чурка нерусский!
Классическая армейская хохма

 

Лос-Анджелесские истории. Начинается фильм с того, что полицейские где-то за городом обнаруживают труп чернокожего парня. Дальше события отматываются на сутки назад, и перед зрителями проходят короткие эпизоды из жизни самых разнообразных людей, живущих в этом городе. Эти люди и некоторые события так или иначе связаны, а иногда и тесно переплетаются между собой.

Рик Кэбот (Брэндан Фрейзер) - важная шишка: он окружной прокурор Лос-Анджелеса. Тем не менее двое черных парней, угрожая пистолетами, отбирают у него автомобиль. Двое чернокожих грабят окружного прокурора - хороший сюжет для новостей. При этом Рику крайне важны голоса чернокожих избирателей, и он не может позволить себе подобный скандал. Кроме того, Рик не может позволить еще один скандал: некий белый полицейский департамента убивает другого полицейского - негра. Правда, вроде как выясняется, что черный полицейский торговал наркотиками и вообще - был законченным преступником, но Рик все равно нужно закатать белого полицейского по полной программе, иначе не видать ему соответствующих голосов.

Чернокожий полицейский Грэхем (Дон Чидл) знает о том, что белого полицейского собираются принести в жертву голосам избирателей, однако представители прокуратуры нажимают на него с помощью дела его брата, который связался с дурной компанией, и Грэхему приходится молчать.

Полицейский Джон Райан (Мэтт Диллон), над которым вдоволь поиздевалась чернокожая сучка в больнице, останавливает во время патрулирования чернокожую супружескую пару, дожидается, когда женщина устроит скандал, и как следует на них отыгрывается на глазах своего молодого напарника - офицера Хансона (Райан Филлипп).

Затюканный иранец, которого все принимают за араба и называют террористом, приобретает пистолет, чтобы защищать свой маленький магазинчик - единственное, что у него есть. По иронии судьбы этот пистолет будет направлен против такого же нищего иммигранта - тихого слесаря, в жизни которого нет ничего дороже его маленькой дочки.

***

Почему-то обычно говорят, что этот фильм - о политкорректности. Мол, именно из-за данной он и получил "Оскара" как лучший фильм 2005 года (кстати, он получил трех "Оскаров" из шести номинаций). Но я с этим определением никак не соглашусь. "Столкновение" - не о политкорректности. И даже не совсем о ее уродливой обратной стороне, как в истории об окружном прокуроре. Этот фильм - о многочисленных трудностях сосуществования в огромном многонациональном государстве. О том, как трудно правильно понимать друг друга людям совершенно различной культуры и воспитания, а также о том, к каким трагическим последствиям это непонимание может приводить.

В "Столкновении" ни один из персонажей не является однозначным злодеем или героем - в кинематографическом понимании этих терминов. Почти каждый из них - обычный человек со всеми своими недостатками и достоинствами.

Истеричный иранец - с одной стороны, личность явно отталкивающая, но с другой, понимаешь, что это просто несчастный человек, доведенный обстоятельствами и окружающими до крайности.

Слесарь с наколками, выглядящий как откровенный бандит, оказывается тихим и мирным семьянином, обожающим свою дочь.

Расист-полицейский, во-первых, имеет определенные причины чувствовать себя "угнетенной белой расой" по сравнению с чернокожими, а во-вторых, в какой-то момент проявляет себя настоящим героем, способным на смертельный риск ради спасения чернокожей женщины. Впрочем, он просто спасает человека, ему в этот момент все равно, какого он цвета кожи.

Молодой полицейский, который был искренне возмущен действиями напарника-расиста, в какой-то момент спасает чернокожего телевизионного продюсера от верной смерти. И в тот же день убивает чернокожего парнишку по совершенно пустяковому поводу - все те же сложности взаимопонимания.

Таким образом, в фильме почти нет правых и виноватых. Просто ситуации, в которые попадают люди, а точнее, ситуации, которые они сами себе и создают.

Интересно также показана парочка молодых негров, один из которых все время несет чушь о том, как его, бедняжку, угнетают негодяйские белые, а потом эта парочка совершает вооруженный грабеж, сбивает машиной китайца, ну и вообще - парни явно ведут себя как тихие и добропорядочные студенты, а вовсе не как уличная банда. "Почему же эти белые нас так боятся?" - один из парней все время задает себе данный вопрос и никак не может найти на него ответа. При этом у него есть четкие моральные принципы: белых грабить - хорошо и достойно, а вот черных братьев - недостойно. Черных грабит только тот, кто боится грабить белых - так считает этот джентльмен. Впрочем, в какой-то момент он ограбит и черного - его моральные принципы не слишком устойчивы.

Поставлен фильм очень профессионально: несмотря на большое количество персонажей и сюжетных линий, запутаться в них довольно сложно - действие развивается планомерно и вполне логично, одна линия перетекает в другую. Кто-то из критиков писал, что в конце фильм явно затянут, да и вообще, финал здорово провисает - я с этим совершенно не согласен. Часть сюжетных линий приходит к своему логическому завершению задолго до финала, другая часть так и остается незавершенной (и в этом есть свой четкий смысл), но к финалу все равно случается кульминация - убийство чернокожего парня. Причем с этим убийством так или иначе связана примерно половина персонажей картины.

Если говорить об игре актеров, то в фильме нет суперзвезд, но зато много так называемых звезд второй-третьей величины - Диллон, Буллок, Фрейзер, Чидл, Ньютон и Филлипп. Из них мне больше всего понравился Мэтт Диллон - он сыграл очень ярко и чем-то напомнил свои старые роли, когда ему еще пророчили суперзвездное будущее. (Увы, эти пророчества не сбылись.) Кстати, за эту роль Диллона номинировали на "Оскар" - вполне заслуженно, у него давно не было такой заметной роли.

Райан Филлипп, который давно уже не появлялся на экране - он стал домохозяйкой, чтобы его жена Риз Уизерспун могла воплотить в кино великую роль законной блондинки, - своим появлением не порадовал: сыграл серо и неинтересно. Кстати, на эту роль изначально планировался Хит Леджер - он бы ее сыграл на порядок лучше, я в этом уверен.

На роль телевизионного продюсера сначала рассматривали Фореста Уитакера ("Пес призрак: путь самурая"), но он отказался, чтобы снять собственный фильм First Daughter, и в результате продюсера сыграл Терренс Ховард.

Из остальных ролей мне больше всего понравился известный рэпер и актер Крис Бриджес, известный как Ludacris, сыгравший чернокожего парня Энтони - того, который был настолько недоволен белыми угнетателями, что грабил их направо-налево. Отличный персонаж - очень яркий и, так сказать, актуальный. Он там все время выдает очень забавные сентенции, которые, к сожалению, были почти убиты в русском переводе, равно как и его манера говорить.

Ну и еще замечательно сыгран слесарь с внешностью бандита - тоже очень достойная и запоминающаяся роль.

По настроению, глубине и многослойности "Столкновение" чем-то напоминает "Магнолию" Пола Томаса Андерсона. Однако это совершенно самостоятельное произведение, причем Пол Хаггис, который больше известен как сценарист, нежели как режиссер - он написал сценарии к нескольким десяткам фильмов и сериалов, а как режиссер до этого снял всего один полнометражный фильм, - здесь выступил аж в пяти ипостасях: режиссер, продюсер, автор сценария, автор киносценария и композитор. Кстати, музыкальное сопровождение особенно следует отметить - оно сделано просто блестяще!

Однако при всех перечисленных достоинствах фильм, к сожалению, не лишен определенных недостатков. Некоторые актерские работы получились очень серенькими и плоскими - Фрейзер, Буллок, Филлипп. Кое-какие сюжетные линии вышли изрядно натянутыми - особенно с персонажем все той же Буллок, которая внезапно - ах! - поняла, что ее настоящий друг - пожилая домработница, на которую она все время орала, а не ее обычные знакомые богатенькие сучки.

Но в общем и целом - весьма достойный фильм. Я не согласен со зрителями и критиками, которые считают его вторичным и "высосанным из пальца". На мой взгляд, он вполне жизненный и актуальный. И в нем на редкость точно поставлены акценты в таком непростом вопросе, как политкорректность и сосуществование людей совершенно различных культур.

***

 



***


Поиск по названию