Стиратель / Eraser

Боевик "Стиратель" (Eraser).
Режиссер - Чак Рассел. В ролях - Арнольд Шварценеггер, Джеймс Каан, Ванесса Уильямс. США. 1996.

Вообще-то с дядей Шварцем надо быть поосторожнее. (Это я к режиссеру обращаюсь.) Не всем хорошо удается снимать самодвижущийся шкаф с двумя выражениями лица. При этом, заметьте, я вовсе не хочу сказать, что Арнольд - плохой актер! Вовсе нет! Он вообще не актер. Но зато безумно колоритен. И когда дядя Арни одной рукой берет за лодыжку какого-нибудь негодяя, держит его над пропастью и говорит: "Помнишь, я обещал убить тебя последним? Я обманул тебя", - все зрители (и я в том числе) аплодируют, потому что это звучит очень достойно и по-мужски, но главное - Шварц при этом выглядит совершенно изумительно.

Честное слово, я очень люблю Шварценеггера и смотрел почти все фильмы с его участием, однако когда продюсеру и режиссеру удается уловить его изюминку (и подобрать соответствующий сценарий), то получается "Терминатор", "Командо", "Правдивая ложь" и "Близнецы" (в последних, правда, блистательнейший ДеВито перетянул одеяло на себя), а когда режиссер и продюсеры не врубаются, тогда получается какой-нибудь "Конец света". Чувствовать надо Шварца, чувствовать! Тогда и он почувствует картину, после чего станет колоритен и прелестен.

Чак Рассел, на мой взгляд, Шварца не почувствовал. Хотя режиссер, вроде, сделал все, чтобы не проиграть, - то есть в сценарии постарался максимально использовать самые выигрышные эпизоды, которые были в предыдущих фильмах с Арнольдом, из-за чего сюжет отличается совершенно невероятной вторичностью, подражательностью и почти не запоминается...

***

Джон Крюгер (Арнольд Шварценеггер) работает на ФБР и занимается защитой особо ценных свидетелей, которые приняли условия Программы Защиты Свидетелей. Причем основная задача Крюгера - "стереть" с лица земли все упоминания об этих людях, сделав вид, что они умерли, а после этого свидетелям даются новые имена, новая работа и место проживания.

Крюгер работает под началом своего бывшего учителя - Роберта Дегьюрина (Джеймс Каан), однако зрители сразу понимают, что Роберт - негодяй и вообще уже коррумпировался донельзя! Почему это сразу видно? То ли покрой костюма Дегьюрина на это указывает, то ли тот факт, что Роберт своими руками шлепнул пару "наших" - короче говоря, черт его знает. Будем считать, что интуиция это подсказывает.

И она не обманула! Дегьюрин действительно связан с очень нехорошими дядьками! Эти негодяи разработали всякое крутое оружие, но вместо того, чтобы его бесплатно отдать Американскому Президенту, дядьки продают оружие всяческим бандитам и террористам за очень большие деньги. Позор, однозначно!

Но дядькам и коррумпированному Дегьюрину недолго осталось обделывать свои темные многомиллионные делишки! Потому что у дядек работает храбрая тетка - эдакая Тимашук (Ванесса Уильямс), которая разоблачила всех этих негодяев! Она точно выяснила, что ее работодатели только делают вид, что собираются осчастливить своим оружием все прогрессивное человечество, но на самом деле замышляют отравить товарища Ста... пардон, замышляют заработать на помощи негодяйским террористам.

И тетка идет в ФБР, требует встречи с самым главным ФБР-ником и выкладывает ему всю правду. Но ФБР-ник оказывается тем же Робертом Дегьюриным, поэтому тетка, ясный пень, обречена. Кроме того, она по сценарию немного туповата, так что хлопнуть ее - пара пустяков. Но тетка уже попала под Программу Защиты Свидетелей, а значит ею теперь занимается Шварц, то есть Крюгер! А Шварца хлопнуть - это вам не тупую тетку задавить тележкой для продуктов! Тут даже с базукой можно не справиться! Предыдущие фильмы это явно показали.

И вот тут начинается противостояние Роберта вместе с негодяйскими торговцами оружием против Шварца, защищающего тетку. Кроме того, Крюгер-Шварц уже догадался, что Роберт получает с торговцев оружием свои комиссионные (вот гад! ведь ФБР ему платило такую высокую зарплату!), так что Крюгер тоже в опасности, равно как и весь мир.

Конечно, Крюгеру пришлось нелегко. В него стреляли. Много стреляли. Из маленьких пистолетиков, больших пистолетиков, из гранатомета и даже пускали ему вслед ракету "Стингер". Кроме того, его кусали крокодилом за интимные места, скидывали с самолета и закрывали ему кредит по карточке Visa.

НО ШВАРЦ СДЮЖИЛ! Потому что он защищает несчастную дурочку Тимашук, которая без него пропадет. А еще Шварц разыскал одного из тех бывших мафиози, которого он когда-то стирал, тот набрал других бывших и нынешних мафиози, и они все вместе дали торговцам оружием и коррумпированному Роберту прочухаться во все носовые завертки. И все умерли. Кроме Шварца и Тимашук, которые пошли в голубую даль навстречу радостно горящему камину. Алюминь.

***

Поймите меня правильно. Я вовсе не говорю о том, что боевик должен быть достоверным. В принципе, они таковыми быть и не должны. Но когда берут "бондиану", цепляют к ней элементы "Смертельного оружия", добавляют эпизоды из других, менее известных фильмов, затем ставят это вариться на огонь, но забывают накрыть крышкой и помешивать, то в результате получается довольно тоскливое и утомительное варево, которое, несмотря на постоянные взрывы, вызывает острые приступы дежавю.

Все это, господа продюсеры "Стирателя", пройдено уже давно и совершенно надоело. Придумали бы что-нибудь новенькое, а заодно поучились бы со Шварцем работать, а то он настолько тусклый и задумчивый, каким я его уже давно не видел. Видать, Арнольд предчувствует, в каком отстое ("Конец света") ему придется сняться через четыре года.

Резюмирую. На невзыскательный вкус, допускающий бесконечные пережевывания одних и тех же немудреных сюжетов, картина может показаться более-менее. Все-таки, Шварц ходит-бродит туда-сюда, его долбят, он долбит, короче - жизнь идет. То есть некоторым фильм даже, может, и понравится.

На мой взгляд, мы имеем дело с весьма средненьким, безумно подражательным и тусклым боевичком, отличающимся крайне низкой режиссурой (ведь Шварц обычно хорошо смотрится практически во всех боевиках, а Каан - очень неплохой актер). Сюжет даже и пересказывать не хочется, настолько он тупой, игру актеров и игрой-то назвать нельзя. Вроде, что-то там было из эффектов, но они на фоне остальной серятины совершенно потерялись. Короче говоря, слабенько, еще более слабенько и совсем слабенько. По мне - так нечего тратить время на просмотр этого фильма.

Зато передо мной стоит дилемма. В явный "отстой" его занести как-то не хочется, потому что до полного отстоя фильм не дотягивает, но статус "средненько" для него как-то многовато. Так примерно на троечку с минусом, если по совокупности...

Чего там еще Рассел снял? "Маску"? Ну значит, может! "Маска" - забавный фильм. Вот и занимался бы компьютерными спецэффектами. Чего его потянуло на боевики - не очень понятно. Вероятно, лавры "Правдивой лжи" не давали покоя. Напрасно, напрасно...



Поиск по названию