Старикам тут не место / No Country for Old Men

Драма "Старикам тут не место" (No Country for Old Men)
Режиссеры - Итан Коэн, Джоэл Коэн. В ролях - Джош Бролин, Хавьер Бардем, Томми Ли Джонс, Вуди Харрельсон, Келли Макдональд, Гаррет Диллахант. США. 2007. 122 мин. Бюджет: $25 млн. Сборы по миру: $157 млн.

Не клади в карман эту монетку, это твоя счастливая монетка. А в
кармане она смешается с остальными и превратится в обычную
монетку. Каковой она и является.
Антон Чигур, убийца

Южные штаты, восьмидесятые годы прошлого века. Простой сварщик Люэллин Мосс (Джош Бролин), охотясь на антилопу, набрел на место перестрелки наркоторговцев. В перестрелке практически никто не выжил: куча трупов, кровь, автомобили, машина с героином и чемодан с двумя с половиной миллионами долларов. Один из мексиканцев, сидящий в машине, еще жив и просит пить. У Мосса с собой нет воды. Он забирает чемоданчик с деньгами и возвращается в свой трейлер, где его ждет молодая жена Карла Джин (Келли Макдональд).

Посреди ночи Моссу надоедает мучиться угрызениями совести из-за того, что он не дал попить умирающему, поэтому он берет бутыль с водой и отправляется на место перестрелки. Разумеется, он это делает совершенно напрасно: во-первых, он украл деньги, за которыми бандиты наверняка будут охотиться, во-вторых, ночью там небезопасно, в-третьих... В-третьих, нужно быть идиотом, чтобы самому нарываться на неприятности. Впрочем, Мосс не идиот. Просто его замучила совесть. И он решил, что обойдется, проскочит.

Не обошлось, не проскочил. На месте преступления уже появился опаснейший убийца Антон Чигур (Хавьер Бардем), который охотится за деньгами - ну то есть за Моссом, ибо теперь понятно, кто эти деньги взял.

После этого Мосс отправил жену к ее матери, а сам начал делать ноги к мексиканской границе. Мосс понимает, что от Чигура уйти будет крайне сложно, но хочет попытаться: в конце концов, он не хлюпик, бывший солдат и серьезный мужик - он еще посмотрит, кто кого. Кроме того, Люэллин осознает, что невольно подставил свою жену - Чигур, если не достанет его, начнет охотиться за ней.

За всей этой историей наблюдает старый шериф Эд Том Белл (Томми Ли Джонс). Он по мере своих сил пытается помочь Моссу, однако возможности шерифа далеко не такие, как во времена его юности. Поэтому шериф мало что может сделать - он везде опаздывает и успевает только осадить пыл своего юного помощника. Кроме того, Эд все время вспоминает о старых временах, когда шерифы редко носили оружие, а кошмарных убийц-психопатов вроде этого Антона Чигура, убивающего своих жертв с помощью баллона со сжатым воздухом для забоя скота, просто не существовало. Старикам в этом мире - не место, сокрушается Эд и своими действиями, а точнее, невозможностью что-либо сделать это четко доказывает.

***

Фильм "Старикам здесь не место" по стилю немного похож на "Фарго" - его также сняли братья Коэны, только двенадцать лет назад. И там и там - человек, необдуманные и даже откровенно дурацкие действия которого приводят к большой беде и людским жертвам. И там и там - полицейский, который наблюдает за происходящим и принимает в нем определенное участие. Только в "Фарго" полицейским была женщина, находящаяся на пятом месяце беременности, и она много чего могла сделать, а в "Старикам здесь не место" старичок шериф только и может, что брюзжать о старых временах.

Впрочем, новый фильм Коэнов от "Фарго", конечно, сильно отличается. Во-первых, он поставлен по довольно известному роману Кормака Маккарти (сценарий "Фарго" братья писали сами). Во-вторых, если "Фарго" - все-таки чистая криминальная драма, то жанр и формат "Старикам здесь не место" несколько более сложен, чем криминальная драма. Это и драма, и философская притча - способ поразмышлять над тем, куда все-таки катится этот чертов мир. Случайный прохожий обнаружил пару миллионов долларов и пытается с ними сбежать - сюжет, затертый уже до дыр. Но не у Коэнов. Потому что история гонок за чемоданчиком в этом фильме вовсе не первична.

Люэллин и сам ни черта не знает, что будет делать с этими деньгами, он с самого начала прекрасно понимал, что подвергает себя и близких смертельной опасности, но он сделал этот шаг - и теперь ему ничего другого не остается, как просто бежать и спасаться, причем с минимальными шансами на успех.

Антон Чигур, блистательно сыгранный Хавьером Бардемом, уже вошел в историю кинематографа как один из самых ярких и впечатляющих экранных убийц. Чигур - абсолютное зло. Бесстрастное, не боящееся ничего, в том числе и боли, не знающее жалости. Единственное развлечение, которое он себе позволяет, - это игра со случайной жертвой в орлянку. Намеченные жертвы обречены - у них нет никаких шансов. Но со случайными людьми, которых он нередко убивает, Чигур позволяет себе поиграть: человек сам бросает монетку, определяя таким образом свою дальнейшую судьбу. Сцена в маленьком магазинчике в начале фильма, когда Чигур позволяет бросить монетку продавцу, и снята просто потрясающе, и смотрится с невероятным напряжением.

"Старикам здесь не место" - фильм во многом созерцательный, а не остросюжетный. Нечто подобное Коэны уже демонстрировали в "Перекрестке Миллера" - блистательной криминальной драме, в которой невероятно напряженные сцены перемежались абсолютно созерцательными кадрами.

В "Старикам здесь не место" зрителям предлагается подумать. Но не только над тем, стоит ли в этой жизни совершать поступки, о которых ты жалеешь еще до того, как их совершил, а над тем, куда действительно катится этот мир. Потому что старческое брюзжание шерифа вовсе не ограничивается типичным "раньше трава была зеленее и небо голубее". Он говорит о серьезных и важных вещах: этот мир меняется, причем меняется в худшую сторону. Раньше в школах основную проблему составляли жвачка и списывание. А теперь - наркотики, изнасилования, убийства. Это не трава пожухла, это пожухло общество.

Как ни странно для такого авторского, не сильно мейнстримового и очень глубокого фильма, "Старикам здесь не место" был буквально осыпан всякими кинематографическими наградами. Четыре "Оскара", включая номинацию "Лучший фильм". Два "Золотых глобуса". Три приза Британской академии. Всего 83 награды и 36 номинаций. Ну и 56-е (на данный момент) место на IMDB в списке лучших 250 фильмов всех времен и народов. Значит - что? И зрителей, и академиков зацепило. И очень радостно, что они так высоко оценили именно данный фильм, а не какую-нибудь спецэффектную муру.

Впрочем, если честно, я не могу сказать, что был в диком восторге от этого фильма. (Тем более что мне его пришлось посмотреть в переводе, хотя и приличном.) Скажем так, среди весьма мною любимого творчества братьев Коэнов есть фильмы, которые понравились явно больше, - тот же "Перекресток Миллера", если говорить о подобном стиле этих режиссеров. Но этот фильм - безусловно, целое кинематографическое событие: он очень мощный, очень глубокий, он заставляет о многом подумать и великолепно поставлен и сыгран. Вполне возможно, что он достоин далеко не одного просмотра, похоже, что в первый раз просто не успеваешь ухватить все, о чем Коэны хотели сказать в этом фильме.

***


Поиск по названию