Среди акул / Swimming with Sharks

Драма "Среди акул" (Swimming with Sharks)
Режиссер - Джордж Хуанг. В ролях - Кевин Спейси, Фрэнк Уэйли, Мишель Форбс, Бенисио Дель Торо. США. 1994. 101 мин.

Ну да, жизнь - дерьмо, девочка твоя
- шлюха, а чтобы сделать карьеру,
нужно лизать начальственные задницы.
А ты этого не знал, сынок, что ли?
Вопрос кота Бублика

Юный Гай (Фрэнк Уэйли) хочет сделать карьеру в Голливуде. Ну, знаете, среди сценаристов, продюсеров и так далее. Все его детство и все события юности связаны с кино. Но в Голливуде не пробиться просто так: на одном таланте там далеко не уедешь. Будь Гай женщиной, он бы, как водится, вовремя подавал бы свою круглую попку в постель к нужным людям, глядишь - и пробился бы. Но так как Гай вовсе не женщина, у него остается только один вариант: поступить в помощники к какой-то влиятельной голливудской шишке и таким образом сделать себе карьеру. Вариант, кстати, вполне разумный и эффективный. Вопрос только в том, что именно ему придется вытерпеть на этой должности и что он в конце концов получит. Ведь всем известно, что Голливуд - это как бассейн с акулами различного размера и свирепости. Если ты так и останешься тихим пескариком - сожрут в мгновение ока. Поэтому пескарику нужно как можно быстрее отращивать зубки, причем по возможности метровой длины...

Гай пошел в помощники вице-президента компании "Кийстоун" Бадди Аккерману (Кевин Спейси). Предыдущий помощник, Рекс (Бенисио Дель Торо), рассказал Гаю, что это место - отличный путь наверх. Однако Аккерман - редкостная скотина и обращается с людьми, как с мусором, так что Гаю явно придется нелегко. Тем не менее, заметил Рекс, это отличная закалка, парень. Если ты выживешь у Аккермана, то остальные акулы Голливуда тебе будут нипочем. И Гай начинает работу у Бадди...

Надо сказать, что Рекс Гая ни в чем не обманул. Аккерман действительно оказался той еще рыбкой. Он оскорбляет помощника, унижает его при всех, орет на парня, придирается и откровенно измывается. Однако любые попытки Гая показать Бадди свои зубки приводят к тому, что он получает еще более крутую трепку. Зубки Гая пока еще ничто по сравнению с зубищами Аккермана, прошедшего огонь, воду и голливудские вечеринки.

Неожиданно Гай получает поддержку от дамы-продюсера Дон Локард (Мишель Форбс). Дон принесла свою круглую попку Аккерману, чтобы тот поддержал у президента студии ее проект, но неожиданно заинтересовалась его молодым помощником. Сначала заинтересовалась исключительно корысти ради, чтобы Гай давал ей доступ к всесильному Бадди в любой момент, а потом вроде как прониклась к парню нежными чувствами. Гай, в свою очередь, стал активно помогать Дон в работе над ее сценарием, и в результате проект получил одобрение руководства.

Впрочем, никакого безоблачного счастья у Гая в результате не настало: Аккерман присвоил себе разработки помощника - мол, парень должен знать свое место. И теперь Гай находится перед сложной дилеммой: с одной стороны, он, благодаря Аккерману, уже приобрел заметное влияние в Голливуде и неофиты Студии грез уже смотрят ему в рот, но с другой - Бадди по-прежнему обращается с ним, как с полным ничтожеством, и Гая это начинает очень сильно доставать.

***

Большинством критиков фильм "Среди акул" воспринимается как явная сатира на голливудские нравы, однако, на мой взгляд, это вовсе не сатира. Почему? Потому что сатира - это когда некие негативные моменты старательно выпячиваются, утрируются и высмеиваются. В данном же случае ничего такого нет. Просто обычная жизненная ситуация - ну да, в Голливуде (и не только там, кстати) именно такая форма взаимоотношений. Ну да, хочешь там чего-то добиться - или спи со всеми подряд, если природа тебя наградила круглой попкой, или терпи издевательства, подбирая объедки от какой-то крупной акулы, если ты мужчина.

В картине все очень подробно объясняется. Психологический срыв Гая (его показывают в самом начале, поэтому никаких секретов я не открываю), когда он начал сурово мстить Бадди как бы за все перенесенные издевательства, вызван вовсе не унижениями. Причина проста - из-за бабы. Ну то есть из-за тетки-продюсера Дон. Потому что Гай сознательно пошел на эту работу, он уже получил то, что хотел, так ему ли жаловаться? Если путь наверх предполагает подобную схему взаимоотношений, когда тебя будут унижать, швыряться в тебя различными предметами и орать на тебя с утра до вечера, то, значит, это все придется пережить. В конце концов, тот же Бадди терпел нечто подобное аж десять лет, а вовсе не один год, как Гай.

Приятно то, что Гай вовсе не выглядит несчастной жертвой, а Бадди - безусловным мерзавцем. Гай под шумок потихоньку обделывает различные собственные делишки и вполне беззастенчиво пользуется своим положением. Все его разговоры с Дон о том, что они, дескать, все бросят и уедут в Вайоминг, где нет ни Голливуда, ни Аккермана, - наглая ложь. Гай совершенно не собирается никуда уезжать, его вполне устраивает нынешнее положение дел.

Таким образом, в картине не ставятся какие-то вопросы, на которые вы должны найти ответы. Альтернатива там простая, как выключатель на стене: или ты принимаешь правила игры и двигаешься наверх, или не принимаешь - ну тогда тебе здесь не место. Есть только один вопрос, ответ на который герои найти не могут: если твоя подруга отправляется переспать с твоим начальником ради того, чтобы тебя не уволили, - она при этом шлюха или настоящий друг?

Фрэнк Уэйли, при всей своей достаточно заурядной внешности, играет Гая очень неплохо. Несуразный пескарик с дурацкой прической в начале, пообтесавшийся карасик в середине и зубастый акуленок в конце - все это выглядит вполне достоверно, так что роль, в общем, получилась. Хотя мне кажется, что Эдвард Нортон или Колин Фаррелл данного персонажа сыграли бы значительно лучше.

А вот Кевин Спейси - совершенно неподражаем, и лучше него Аккермана не сыграл бы никто, потому что это нечто фантастическое. Дьявольский взгляд, любезная усмешка, которая мгновенно превращается в злобную гримасу и наоборот, отдача приказов одними только глазами - на мой взгляд, это одна из лучших ролей Спейси, хотя она сыграна еще до "Оскаров".

Аккермана, при всей безобразности его манеры взаимоотношений, Спейси сыграл весьма тонко - это вовсе не кинематографический злодей, вовсе нет. Его поведение - вполне закономерный итог карьеры. Нечто вроде дедовщины в армии: сначала об тебя все ноги вытирают, затем, в знак компенсации, ты обо всех вытираешь ноги. Аккерман получил все то же, что сейчас получает Гай, так что он вполне имеет право изгаляться по полной программе - заслужил. И Гай будет точно таким же, когда выслужится, потому что развитие идет по спирали.

Есть только один момент, который мне резко не понравился в этом фильме, - концовка. Она совершенно притянута за уши и, на мой взгляд, сильно портит картину. Зачем делать концовку, оставляющую целый ряд вполне закономерных и совершенно недоуменных вопросов, - непонятно. Своими руками испортили впечатление. Впрочем, даже с таким никуда не клеящимся финалом фильм обязательно нужно посмотреть, потому что Спейси - это нечто невероятное! Да и подобная схема взаимоотношений, продемонстрированная в фильме, встречается далеко не только в Голливуде, а практически везде. Разумеется, с различными вариациями, но тем не менее.

Резюмирую. Классный фильм о взаимоотношениях в Голливуде с изумительной игрой Кевина Спейси, из-за которого эту картину обязательно нужно посмотреть, несмотря на притянутую за уши концовку.

***





***


Поиск по названию