Совокупность лжи (Body Of Lies

Драма "Совокупность лжи" (Body Of Lies)
Режиссер - Ридли Скотт. В ролях - Леонардо ДиКаприо, Рассел Кроу, Марк Стронг, ГолшифтехФарани, Али Сулиман, Алон Абутбул, МайклГастон, Каис Нашиф. США. 2008. 128 мин. Бюджет: $70млн. Сборы по миру: $115 млн.

Сценарий - фуфло. Снято - крепко.
Ди Каприо - старается. Кроу - отрабатывает.
Стронг - суперэкстрамегакул.
Краткий отчет от кота Бублика

Роджер Феррис (Леонардо Ди Каприо)- полевой агент ЦРУ на Ближнем Востоке. Онзанимается отслеживанием террористов и ихопераций. Руководит Феррисомвысокопоставленный церэушник Эд Хоффман (РасселКроу) - человек глубоко семейный, глубокоциничный и глубоко церэушный. МеждуФеррисом и Хоффманом есть огромная разница:Хоффман сидит в теплом кабинете в Лэнгли,окруженный самыми современными видамисвязи разведки, а Феррис копается во всякомдерьме, ежедневно рискуя жизнью. При этомХоффман не считает нужным посвящатьФерриса в детали, которые могут спасти егожизнь или стоить ему жизни, да и вообще -Феррис видит только тот участок операции,который ему открывают церэушные шоры.Неудивительно, что Феррис от этого вбешенстве.

Впрочем, у Роджера вроде какнаметилось повышение. Он хорошо провел однуопасную операцию в Ираке, но во время неепогиб его иракский напарник. ТеперьХоффман направляет Ферриса в Иорданию.На этот раз его главная цель -новый влиятельный террорист из "Аль-Кайды"Аль-Салим (Алон Абутбул). Он совершаеттеррористические операции по всему миру, иамериканское начальство требует от ЦРУнемедленно поймать этого опаснейшегочеловека.

Хоффман делает Феррисаруководителем иорданской операции попоимке Аль-Салима. Но Феррис решаетпровести операцию не так, как церэушникидействуют обычно. Он связывается сминистром безопасности Иордании ХаниСаламом (Марк Стронг), который такжеохотится за Аль-Салимом, и предлагаетделовое партнерство. Феррис обещаетделиться с Хани всей информацией,относящейся к данному террористу, икоординировать свои действия с ним. Ханивзамен также должен предоставлятьинформацию, сотрудничать и помогатьагентами, с которыми у ЦРУ в этом регионеочень трудно. Хани соглашается, нопредупреждает Ферриса о том, чтобыамериканцы не врали. Любое вранье - исотрудничество будет расторгнуто.

Дальше начнется длительная иочень сложная операция по поимке Аль-Салима,в течение которой напропалую будут вратьвсе - Хоффман, Феррис и даже сам Хани.

***

Фильм "Совокупность лжи"поставлен по одноименному роману ДэвидаИгнаниуса. Впрочем, читавшие книгу говорят,что фильм очень заметно отличается, так чтоон сделан скорее по мотивам, нежелинепосредственно по роману. Я книгу не читал,поэтому будем говорить исключительно офильме.

Сценарий "Совокупности лжи"откровенно слабый. Особенно когданачинаешь анализировать происходящее ужепосле просмотра. (Это, впрочем, обычное дело.Хорошие фильмы, как хорошие вина, отвыдержки становятся только лучше, аординарные дешевки в момент принятия могутслегка повеселить, но потом от них сильноболит голова.) Тема, конечно, модная -геополитика, террористы, джихад, смертники,Ближний Восток, "Аль-Кайда", ЦРУ,слежение со спутника и все такое. Но когдасмотришь "Совокупность лжи", возникаетвпечатление, что все это уже сто раз было: иплохие дядьки-церэушники, и полевые агенты,вернувшиеся с холода, и красивая арабскаядевушка, и подставы, и гибель агентов, исплошная ложь со всех сторон.

Что нового можно узнать из этогофильма? Да ничего! То, что все всегда врут -спецслужбы, террористы, начальство и агенты?Тоже мне бином Ньютона. То, что дляспецслужб, как и для террористов, люди -мусор? Да это вроде как давно общеизвестно.То, что арабский мир сильно отличается отзападной цивилизации и что умом арабию непонять? Об этом сняты уже десятки, если несотни фильмов.

Самая странная и нелогичнаяфигура в этом фильме - главный герой Феррис.Он давно работает церэушным оперативникомна Ближнем Востоке. (Кстати, в книге он вовсене боевой суперагент, а обычный оперативник.)Знает арабский, изучил традиции и обычаиВостока, полюбил арабский мир, ноодновременно понимает, что террористовнужно уничтожать. Запросто может убитьчеловека, но при этом крайне сентиментальноотносится к гибели напарников. СлужитРодине, но одновременно оспаривает приказы,костерит во все корки Хоффмана и в моментвыполнения очень опасного задания базаритпо телефону со своим адвокатом по разводу. (Мыс Бубликом в этот момент даже подумали, чтоэто не политический триллер, а комедия-пародия.)

Ну и где-то с момента созданияподставной террористической организации идо конца фильма деятельность и мотивацияФерриса также уходят куда-то в областьчистой пародии: ах, он подставилархитектора, ах, он типа как собирался егоспасти, хотя на сто процентов знал, чтомужика растерзают, ах, он готов отдать своюголову за красотку медсестру - какой пассаж!А уж финальная сцена в застенках гестапотеррористов, где Феррис выдает какую-точушь из серии, как правильно нужноанализировать Коран, и орет: "Стреляй,падла, в комсомольскую грудь, все равно намое место придут новые коммунары!" - тутмы с Бубликом просто рыдали, до того по-дурацкиэто все смотрелось.

Поэтому чисто сценарно фильмеле-еле тянет на троечку. Задуман он именнокак триллер, а не как боевик (экшена здесь очень иочень мало), но триллер должен заставлятьпиво застывать в пищеводе, а не вызыватьхриплый хохот при взгляде на то, в какуюмутную речку вывели сценаристы этотсюжетный корабль. Вся история с подставнойорганизацией и вся суть финальной операции- детский сад, трусы на лямках, сливай воду,купаться будем. Ужасно.

Впрочем, подчеркиваю, всесценарные недостатки, белые нитки и цветныелоскутки, которыми попытались прикрытьзияющие прорехи, вылезают уже послепросмотра. В момент просмотра это не сразубросается в глаза, все-таки нужно сначалапройти по всем хитросплетениям сценарногооверлока, поэтому смотрится более илименее. Где-то первые две трети - даже вполнеприлично. Только с момента внезапной любвисверхсекретного суперагента с простойарабской медсестрой Аишей (актрисуподобрали очень красивую, прям как в "Нешутите с Зоханом")вдруг понимаешь, что тебя держат за дурака,и что эту Аишу подлые враги немедленнопохитят минут через десять экранноговремени, и что Феррис будет менять своюголову на ее эффектную грудь. А когда таконо все и происходит, этим дураком себясразу и чувствуешь.

Расселу Кроу в этом фильме игратьпросто нечего. Хоффман здесь выписансовершенно плоским и картонным: вот такаявот подлая зажравшаяся сволочь, которыйдвигает людьми-пешками на шахматной доске-планетеи который всегда все портит, а если непортит, то хотя бы забирает себе всю славуот успешной операции. Вот и все. Скотт и Кроу,в общем-то, понимали, что с этим персонажеммало что можно сделать, поэтому постаралисьразнообразить картинку визуально. В фильмеХоффман примерно девяносто процентоввремени разговоров с Феррисом проводитдома со своими многочисленными отпрысками:кормит их кашкой, проводит пописать всортир, наблюдает, как они играют в футбол,стирает пеленки, моет обкаканную жопкудитяти в фонтанчике и водит детишек на "Короля-Льва"в двадцатый раз. Я так понял, что он, кромебольшой шишки в ЦРУ, еще и подрабатываетбебиситтером - кризис же.

Ди Каприо выглядел намного лучшеи очень сильно напоминал молодого Ленина вШвейцарии - просто одно лицо. Сыгралдостойно, смотрелся хорошо, хотя и явнопересекался со своей ролью в "Кровавомалмазе". Но так какДи Каприо пришлось разгребать достаточнодурацкие сценарные дебри, а вышло у него этовполне неплохо - четверочка даже с плюсом.

Но самый лучший персонаж -совершенно на пять баллов - получился уМарка Стронга, сыгравшего главу иорданскойслужбы безопасности. Мне приходилосьчитать в отзывах фразы из серии "Ну надоже, чистый британец, а как классно сыгралиорданца". Так-то оно так, но Марк Стронг -наполовину итальянец (по отцу), наполовинуавстриец (по матери), хотя родился и вырос вЛондоне. Зрители его видели, но вряд лизапомнили в фильмах "Пекло"(Пинбейкер), "Сириана"(Муссави), "Звездная пыль"(Септимус), "Вавилон н. э."(Финн), но зато наверняка запомнили класснуюроль Стронга - Утилизатора в совершенно мутном"Револьвере"и уж точно осталисьпод впечатлением от роли Стронга - Арчи во вполнеприличном "Рок-н-рольщике".

Здесь Стронг просто великолепени он - лучшее, что есть в фильме. Суровый,опасный и очень жестокий Хани Салам,который изысканно одевается, пытает иубивает людей, - этот персонаж у Маркаполучился неимоверно впечатляющим. Плюсарабский акцент, насколько я могу судить,воспроизведен достаточно достоверно. (Вдубляже все эти тонкости, разумеется, былиуничтожены.) И харизмой Стронг с легкостьюпереплюнул что копающегося в памперсахКроу, что копающегося в несуразностяхповедения своего персонажа Ди Каприо.

Поставлено это все на хорошемуровне - все-таки Ридли Скотт, хотя, есличестно, личность режиссера тут проявляетсяочень мало: если бы мне не сказали, что этоРидли Скотт, я бы затруднился определить, ктоэто все снял. Атмосфера арабского миравоссоздана очень неплохо, а оператору нужносказать отдельное спасибо за минимальноеиспользование этой дебильной "ручнойкамеры" (вот уж чем явно злоупотребляетбрат Ридли - Тони Скотт).

В общем и целом - неплохое, но совершенно проходное и одноразовое кино,которое можно посмотреть, но послепросмотра думаешь: "Слушайте, а чего онитакой чуши в сценарии-то навертели?"

Но одно можно сказать точно: этотфильм можно посмотреть ради одного МаркаСтронга (в оригинале, разумеется). Вот этомощь, вот это харизма!

***


Поиск по названию