Американская история Х / American History X

Драма "Американская история Х" (American History X)
Режиссер - Тони Кэй. В ролях - Эдвард Нортон, Эдвард Ферлонг, Беверли Д'Анжело, Дженнифер Льен, Файруза Балк, Итан Сапли. США. 1998. 119 мин

Начинается свастика,
Начинается свастика,
Начинается с вас,
С него, с нее, с меня...
(из песни Сергея Минаева)

Совершенно верно. Свастика начинается очень-очень рядом, буквально с самых родных людей. Сначала отец, который работает пожарником, спросит тебя: "Сынок, а почему твой черный учитель дает вам одну черную литературу? Сейчас что - месячник черной литературы?" Затем он расскажет тебе, что из-за этой чертовой политкорректности ему в пару поставили двух черных, которые хоть и хуже двух белых парней, тоже претендующих на эту работу, однако им не посмели отказать, чтобы не получить обвинений в расизме. И теперь от этих парней, скажет отец, зависит моя жизнь. А я не очень хочу, признается отец, чтобы моя жизнь зависела от какой-то чертовой политкорректности.

А потом отец погибнет, туша пожар в чернокожем квартале Лос-Анджелеса. Его застрелит какой-то черный подросток. Почему, зачем - черт его знает. Просто застрелит и все. После этого в твоей жизни появится Кэмерон Александр - взрослый, умный и хитрый мужик, который открытым текстом растолкует тебе, что к чему, и почему погиб твой отец. Но главное - как сделать так, чтобы такое больше не происходило нигде в Америке. Ведь есть простые, но очень эффектные и привлекательные идеи. Американцы - настоящие белые американцы - должны держаться друг за друга и помогать друг другу. Иначе страна превратится в отстойник для всякого отребья, среди которого уже не найдется места стопроцентным белым американцам. Иначе в этой стране уже не смогут жить дети - твои дети, сынок. Поэтому ты должен защитить страну, себя и своих детей.

Государство не хочет защищать тебя, объясняет Кэмерон. Оно лижет задницу черным, латиносам, цветным и жидам. Поэтому тебе не на кого рассчитывать, кроме себя. Поэтому ты должен стать сильным, очень сильным. И главное - ты должен ДЕЙСТВОВАТЬ. А не сидеть и не ждать, когда застрелят тебя или кого-нибудь из твоих близких.

Вот так Дерек Виньярд (Эдвард Нортон) стал не просто нацистом, скинхедом, но и главарем целой банды, которая называет себя "Ученики апостолов". Они действительно действуют: вышибают черных из своих кварталов, разносят магазины "неамериканцев" - латиносов, арабов и так далее. Руководит этим движением Кэмерон Александр (Стейси Кич) - взрослый, умный, жестокий и очень хитрый неофашист, который знает, чем и как привлечь молодняк в ряды своего движения. Разумеется, Кэмерон пользуется силой "Учеников апостолов" в своих собственных интересах, о чем эти ребята даже и не подозревают. Они наивно считают, что Кэмерон печется только об их собственном благе и благе Америки.

Дерек Виньярд - самый способный ученик Кэмерона, и он становится чем-то вроде генерала и "полевого командира" банды. Дерек приводит к Кэмерону своего младшего брата Дэнни (Эдвард Ферлонг), и тот также становится активным участником движения неонацистов.

Как-то раз двое чернокожих подростков ночью залезают в машину Дерека. И тот, пользуясь случаем, мстит чернокожим за смерть отца, жестоко и хладнокровно убив обоих подростков. Когда Дерека арестовывают, он улыбается... Он доволен. Дерек выполнил свой долг перед отцом, отец гордился бы им, если бы видел сейчас...

Однако в тюрьме к Дереку потихоньку приходит прозрение. Он видит, насколько подлы и ничтожны те самые неонацисты, предводителем которых он был совсем недавно, а чернокожие - те самые "ниггеры", которых он ненавидел и за убийство которых попал в тюрьму - фактически спасают ему жизнь. Но главное - Дерек начинает понимать, кто такой Кэмерон Александр, каким образом он манипулирует сознанием и даже жизнью Дерека и его знакомых, и насколько этот человек опасен.

Выйдя из тюрьмы, Дерек попытается завязать с бандой. Однако это сама по себе крайне сложная задача - ведь несмотря на то, что банда его фактически боготворит, тем не менее, как только Дерек публично откажется от нацистских идей, его тут же станут ненавидеть, - а кроме того, Дереку предстоит вытащить оттуда своего младшего брата Дэнни.

***

Неонацизм и расовая ненависть - очень актуальная, но крайне сложная тема для американского кинематографа. Чуть уклонишься в одну сторону - попытаешься честно проанализировать причины возникновения неонацизма - получишь обвинение в фашистской пропаганде. Чуть уклонишься в другую - пойдя по пути морализаторства и сюсюкающих словечек о "равенстве", "братстве" и заклинаний из серии "ребята, мать вашу, давайте жить дружно" - получишь сопливую поделку, которая, может быть, и будет иметь кассовый успех, однако вовсе не решит поставленную задачу.

У режиссера Тони Кэя (кстати, это его первый и на данный момент единственный фильм) и сценариста Дэвида Маккены получилось почти невероятное: они сделали максимально - насколько это вообще возможно для современного американского кинематографа - честное кино о неонацистах. Правда, продюсеры были изрядно обеспокоены этим "хождением на грани" и все-таки заставили Кэя и Эдварда Нортона (исполнителя роли Дерека) в значительной степени смягчить вторую половину фильма, почти убрав оттуда всю неоднозначность (чем, конечно, фильм прилично подпортили), однако даже то, что осталось - впечатляет.

Потому что проблемы расовой ненависти - настолько глубоки и настолько вообще слабо решаемы в современном мире, что об этом обязательно надо пытаться размышлять и говорить, причем размышлять и говорить честно. Иначе эту проблему не решить вообще. Ведь скинхед, неонацист - это вовсе не какой-то там монстр, родившийся и выросший непонятно где. Это твой сосед, с которым ты ходил в детский сад и в школу. Им можешь стать ты сам, если вдруг твоего друга или подругу пристрелит какой-то обдолбанный чернокожий наркоман или совсем не наркоман, а просто чернокожий парнишка, которому его чернокожий Кэмерон объяснил, почему белую мразь надо уничтожать. Неонацистом может стать твой брат, который наслушается вкрадчивых, логичных и очень привлекательных речей очередного Кэмерона. Все это совсем недалеко. Все это очень рядом...

Итак, несмотря на то, что фильм изрядно покурочили в угоду продюсерам, он все-таки остался довольно честным. И концовку они сумели сохранить именно ту, которую нужно. Я все боялся, что в самом конце все-таки снизится накал и закончится это все обычным типичным морализаторством - черта с два! Даже не очень понятно, как на такую концовку согласились продюсеры...

Эдвард Нортон, играющий Дерека, просто потрясает. Я всегда считал его несомненным талантом и одним из лучших современных молодых американских актеров, но даже я не ожидал, что Нортон - со своей внешностью типичного худосочного "ботаника" - сможет сыграть нациста, главаря банды и безжалостного убийцу, причем КАК сыграть!.. Черт с ними, с мышцами. Мышцы накачать - дело нехитрое. Но Эдвард Нортон сумел именно сыграть Дерека - весь его путь от прихода к нацистам и до ухода от них, - а не просто изобразить. Посмотрите, как Дерек-Нортон улыбается после того, как он только что ногой сломал чернокожему парню шейные позвонки. Я не сильно впечатлительный человек, но меня просто мороз продрал по коже. Нортон - настоящий талант, а не дутая голливудская "звезда", не имеющая за плечами ничего, кроме смазливой внешности.

Честно говоря, узнав, что фильм о скинхедах и что в главной роли там снялся Нортон, я несколько удивился. А сейчас уже не представляю, какой другой актер мог настолько сильно сыграть эту роль.

Теплых слов также вполне заслуживает Эдвард Ферлонг (он играл Джона Коннора в "Терминатор II: Судный день"), в роли брата Дерека. Дэнни, вслед за братом, тоже проходит путь ненависти. Его учат ненавидеть и защищаться. Дэнни ненавидит и защищается. Ему, в отличие от брата, уже не сильно нужна истина. Ему вполне достаточно одной лишь веры - веры в то, что говорит Кэмерон и в то, что делает его брат Дерек. Блестящая игра Нортона оставляет Ферлонга несколько в тени, но он выглядит весьма достойно и мне очень понравился. Не понравилась мне только достаточно натянутая сцена внезапного "прозрения" Дэнни после короткого разговора с братом, однако я так полагаю, что это именно те самые изменения в сторону ухода от неоднозначности, которые сделаны создателями фильма по требованию продюсеров. Так что уж Ферлонга и Нортона за эту сцену винить нельзя. Тем более, что это практически единственная слабоватая сцена в фильме. Все остальные эпизоды - великолепны.

Резюмирую. Очень хороший фильм, который, как я считаю, обязательно нужно посмотреть. Достаточно честный и умный сценарий, отличная режиссерская работа и блестящее исполнение - Нортон и Ферлонг. Меня этот фильм если не потряс, то уж точно весьма впечатлил.

Кстати, Нортона за эту роль номинировали на "Оскара" в 1999 году. Но тогда приз получил Роберто Бениньи за "Жизнь прекрасна". Все та же политкорректность. Кривляния Бениньи в слащавом лубке на тему Холокоста оскаровским академикам понравились больше игры Нортона. Вероятно, Нортон слишком хорош для "Оскара". Что ж, это даже к лучшему. Потому что это действительно великолепный актер, а не какая-то там "звезда".



Поиск по названию