Серпико / Serpico

Криминальная драма "Серпико" (Serpico)
Режиссер - Сидни Люмет. В ролях - Аль Пачино, Джон Рэндольф, Джек Кихоу, Бифф Макгуайр, Барбара Ида-Янг, Мюррей Абрахам. США. 1973. 129 мин.

Фрэнк Серпико (Аль Пачино) с детских лет хотел служить в полиции. Он просто бредил этой профессией, он мечтал работать под прикрытием, выслеживать преступников, брать их с поличным, суя пистолет в зубы, и произносить при этом великолепную фразу, которая звучала как песня: "Ваша карта бита, сдавайтесь!" Однако когда Фрэнк вырос, окончил полицейскую школу и действительно отправился работать в полицию, то выяснилось, что действительность грубо обманула его юношеские мечты.

Нет-нет, с работой под прикрытием, выслеживанием преступников всех мастей, произведением арестов и даже произнесением знаменитой фразы оказалось все в порядке - Фрэнк этим занимается с утра до вечера, - но выяснилось одно обстоятельство, которое весьма сильно портило радость Фрэнка оттого, что исполнилась его детская мечта. Имя этому обстоятельству - коррупция в полиции. Как смог судить Фрэнк, полиция прогнила сверху донизу и снизу до самого верха. Брали все - от патрульных до больших начальников. Впрочем, начальники сами не брали - не хотели мараться, - но им отстегивали патрульные. Четкое разделение труда: патрульные выбивают деньги со всех, от мирных торговцев до преступников, а затем дают начальству "смочить клювик".

По идее, Фрэнк, узнав о нравах, царящих в полиции, должен был сначала прийти в ужас (что он и сделал), затем подумать, что раз все этим занимаются, то, значит, такое положение дел должно быть в порядке вещей, а потом Фрэнку ничего не оставалось, как принять правила игры и начать получать весьма солидную прибавку к весьма скромному жалованью.

Но, как ни странно, Фрэнк этого не сделал. Он предпочел остаться белой вороной, хотя негативные последствия этого шага можно было просчитать с самого начала. Впрочем, у Фрэнка есть покровитель среди высокого полицейского начальства, который заинтересован в искоренении коррупции в полиции, однако высокое начальство рулит в высоких кабинетах, а там, где работает Серпико, - рулят самые низшие чины, которые, что неудивительно, к Серпико относятся, мягко говоря, негативно.

Карьера в полиции у Серпико, что называется, не задалась. Хотя было бы странно, если бы он вдруг начал активно продвигаться по служебной лестнице. Как известно, по лестнице человек не столько продвигается, сколько его продвигают, а двигать Серпико в тех полицейских отделениях, где он служил, никто не собирался. Наоборот, все были заинтересованы в том, чтобы парень работал на самой грязной работе и получал как можно меньше доступа к тому, что творится в полицейском участке.

Но Серпико никакой грязной работы не гнушался. Он действительно любил эту работу, и ей была подчинена вся его жизнь. Фрэнк отпустил длинные волосы и бороду, чтобы не сильно отличаться от подозреваемых, за которыми он охотился, и он одевался точно так же, как всякие драгдилеры в нищих кварталах. Благодаря хорошей маскировке и самоотверженности Фрэнк поймал многих наркодельцов, но кого-то из них тут же отпустили, потому что эти шустрые ребята быстро "подмазали" полицейских в отделении, а кого-то засчитали вовсе не Серпико, а другим полицейским. Потому что Серпико был парией в любом отделении.

Все полицейские знали, что Фрэнк не берет взятки, и они были уверены в том, что парень их когда-нибудь заложит. Так что Серпико приходилось больше опасаться своих напарников, нежели преступников, которых он арестовывал. Оно понятно, что преступники могли влепить ему пулю. Но друзья-полицейские также могли выстрелить в Серпико или подставить его под пулю какого-нибудь бандита, и с этим справиться было намного сложнее...

***

Фильм поставлен по книге Питера Мааса, в которой рассказывается совершенно реальная история полицейского, работающего под прикрытием, по фамилии Серпико, который всю жизнь боролся с коррупцией в полиции, получил пулю в голову по милости своих коллег, однако сумел выжить, оставил работу в полиции и переехал в Швейцарию.

История Серпико в фильме рассказана - как бы это выразиться - очень правильно. То есть реалистично. Нет никакого ложного пафоса, никаких явных натяжек. Просто коррупция, затрагивающая, как водится, не только низы, но и верхи, и один полицейский, который в силу весьма редких принципов с этой коррупцией борется, хорошо понимая, что ни к чему хорошему это не приведет. Но иначе он не может, и это в фильме показано очень хорошо.

Отчаяние - вот слово, которое характеризует почти перманентное состояние Серпико. Он ничего не может сделать с коррупцией, он не может переделать себя, чтобы стать таким же полицейским, как его напарники, и он ежедневно бьется головой об стену, хорошо осознавая, насколько безнадежно все то, что он делает. Впрочем, рядом с ним изредка появляются люди, которые также хотят изменить существующую ситуацию, но и их действия почти всегда обречены на неудачу.

Кроме того, сотрудники отдела внутренних расследований в полиции пытаются заставить Серпико дать показания против своих сослуживцев, и это также приводит Фрэнка в отчаяние. Не то чтобы он не хотел этого сделать, однако Серпико хорошо понимает, что показания вряд ли приведут к реальному изменению ситуации, зато, дав показания, он фактически подписывает себе смертный приговор.

Аль Пачино был номинирован на "Оскар" за этот фильм, но, как и в случае остальных шести оскарных номинаций, статуэтку он не получил (из восьми номинаций Аль Пачино получил только одного "Оскара" - за фильм "Запах женщины"). Впрочем, разумеется, его потрясающее актерское дарование не зависит от того, вручили ему "Оскара" за роль или нет. В "Серпико" он снялся на следующий год после первого "Крестного отца", и этот фильм сразу доказал, что актерский диапазон Аль Пачино - весьма широк. Потому что в образе Серпико нет ни малейших намеков на образ Майкла Корлеоне. Это совершенно другой типаж - как с внешней точки зрения, так и с точки зрения характера, манеры поведения и мировоззрения. Серпико - фигура совершенно трагичная. И сыграно это превосходно.

Конечно, сейчас фильм смотрится уже не так, как в семидесятые-восьмидесятые, - некоторые приемы съемки довольно наивны, - однако если перестать обращать на это внимание и постараться замечать явные достоинства картины, то "Серпико" и сейчас смотрится очень неплохо, особенно учитывая тот факт, что проблема коррупции как была актуальна тогда, так не менее актуальна и сейчас.

И многие зрители, посмотрев этот фильм, начинают задавать себе вопрос: а что бы ты делал на месте Серпико? Сражался бы один чуть ли не против всего мира или принял бы условия игры, чтобы "стать, как все"? Я уверен, что 99%, если они честны сами с собой, скажут, что они не стали бы прошибать лбом стену. Увы, в числе этих 99% окажусь и я. Не смог бы я идти против коллег по работе, даже хорошо понимая, что они занимаются достаточно неблаговидными делами. Потому что это страшно - идти одному против всех. Но в фильме рассказывается совершенно реальная история, а это означает, что такие люди - все-таки есть. Но это, друзья мои, вовсе не мы с вами. Это такие люди, как Серпико. Рыцари очень и очень печального образа. Им нечего радоваться. Они прекрасно знают, что их подстрелят свои же.


Поиск по названию