Сенсация / Scoop

Комедия "Сенсация" (Scoop)
Режиссер - Вуди Аллен. В ролях - Скарлетт Йоханссон, Вуди Аллен, Хью Джекман, Йен Макшейн. Великобритания-США. 2006. 96 мин. Бюджет: $4 млн. Сборы по миру: $11 млн.

Сид: Я был воспитан в еврейской вере, но потом обратился в нарциссизм.

Сид: У тебя день рождения? Пойдем в шикарный ресторан!
Ты же любишь макнагетс?

Сондра: О, ты из тех, кто видит стакан наполовину пустым.
Сид: Нет, я всегда вижу стакан наполовину наполненным. Ядом.

Старый поц бороды не испортит.
Одобрительный отклик кота Бублика

Предыдущий фильм Вуди Аллена "Матч поинт" вызвал определенные нарекания большей части поклонников этого режиссера. "Что это за, блин, Роберт Олтмен какой-то вместо нашего старого доброго Вуди, - спрашивали они и раздраженно наливали себе пятичасовой чай с шестичасовыми плюшками, - вот ведь, блин, до чего въелась уже эта англичайщина в нас, старых добрых американцев".

И Аллен то ли внял гласу народа (что на него не похоже), то ли так и было задумано: заметный шаг в сторону, который должен изящно оттенить шажок в традиционном направлении. Потому что "Сенсация" - несмотря на то что фильм также снят в Англии и в основном с английскими актерами - это уже именно старый добрый Вуди Аллен. Более того, если перед "Сенсацией" посмотреть "Матч поинт", становится видно, насколько эти фильмы похожи. Но чтобы тщательно все проанализировать, давайте сначала о сюжете...

Сондра Прански (Скарлетт Йоханссон) - американка, приехавшая в Лондон к друзьям. Нет, вы неправильно догадались, она вовсе не собирается стать актрисой, но зато собирается стать известной журналисткой, для чего встречается со всякими знаменитостями и пытается взять у них интервью. Но знаменитости подло используют юное дарование в своих целях - вот тут вы правильно догадались, - после чего нахально исчезают, не оставив в руках Сондры никакого интервью, кроме привкуса победы на губах, из которого статью при всем желании не слепишь.

Как вдруг в один прекрасный момент Сондра, забредя от скуки на представление чудаковатого фокусника Сплендини (Вуди Аллен), попадает в "волшебный" телепортационный ящик, где ей вдруг является дух недавно умершего знаменитого журналиста Джо Скромбела (Йен Макшейн). Выяснилось, что Скромбел, плывя вместе со Смертью на корабле в компании таких же неофитов того света, узнал совершенно невероятную сенсацию. Оказывается, Питер Лаймен (Хью Джекман) - молодой лондонский аристократ - и есть тот самый серийный убийца молодых брюнеток, который на месте преступления оставляет карту таро, из-за чего его и прозвали Убийца Таро.

Разумеется, Скромбел, как профессиональный журналист, не мог позволить, чтобы такая потрясающая сенсация пропала, поэтому несколько продлил свое пребывание на земле - хотя бы и в виде духа - и появился на представлении, чтобы подарить эту важнейшую информацию начинающей журналистке.

Сондра в шоке. Она прекрасно понимает, что теперь может в мгновение ока вознестись к самым вершинам журналистской профессии, ведь сенсация у нее уже в кармане. Но для этого нужно познакомиться с Лайменом, вывести его на чистую воду, сцапать с поличным и все такое. Фокусник Сплендини, которому Сондра рассказала эту историю, тоже в шоке, но по совершенно другому поводу. Он считает, что Сондра не должна так рисковать. Но девушку манят открывающиеся перспективы, поэтому она уговаривает фокусника, чье настоящее имя Сид Уотерман, помочь ей, и тому ничего не остается, как таскаться вслед за Сондрой, выдавая себя за ее папашу.

На счастье (или беду) Сондры Лаймен сразу проникся интересом к молодой журналистке, и у них закрутился роман. Теперь Сондре, с одной стороны, легче проводить расследование, но, с другой стороны, она подвергается серьезной опасности. Если, конечно, этот аристократ, собирающий старинные музыкальные инструменты, и есть тот самый Убийца Таро.

***

Как видите, с какой-то стороны, все очень похоже на "Матч поинт". И даже все та же Скарлетт Йоханссон - новая муза мэтра Вуди Аллена - в качестве главного персонажа. Только она теперь не начинающая актриса, а начинающая журналистка, но это не играет особой роли. (Вроде каламбур получился вполне изящный.) Также по-прежнему присутствуют высшее общество (уже в лице Хью Джекмана, которому это общество, как ни странно, даже к лицу), вполне оживляющие повествование убийства, определенные загадки, везение и классическая музыка - на этот раз в виде "Лебединого озера" как символа лебединости песни Питера Лаймена.

Но одновременно - это совершенно другой фильм. Потому что тут Аллен снова вышел на первый план со всем своим очаровательным еврейством, бесконечными жалобами и рефлексией, а также, как и полагается, традиционным фонтаном острот. Впрочем, нужно признать, что и план уже не самый первый (скорее все-таки второй), да и фонтан острот превратился в скромную струйку, но тем не менее это старый добрый Вуди Аллен, он самый, собственной персоной.

Вот теперь фильм по стилю чем-то напоминает мое любимое "Проклятие нефритового скорпиона". Даже фокусник присутствует, только на этот раз престидижитатором стал сам Вуди. И сейчас Аллен уже дает развернуться остальным актерам: в данном случае - Йоханссон и Джекману. Больше, правда, Йоханссон. Ей он даже уже разрешает острить - в паре с собой, разумеется. Ранее в своих фильмах Аллен персонажам такие вольности не позволял: они, как правило, подавали реплики, а сам Аллен в ответ на них острил.

Многие рецензенты прямо-таки восхищаются игрой Скарлетт в этом фильме - я с ними вряд ли соглашусь. Роль как роль, ничего особенного. В "Матч поинт" она мне понравилась значительно больше, а здесь, как и во многих других фильмах Аллена, где присутствует сам Вуди, остальные актеры - они вроде как для мебели. Причем это вовсе не говорит о том, что они - неважные профессионалы. Просто с Алленом по-другому не получается. Что Хелен Хант, что предыдущая блондинистая муза Аллена Шарлиз Терон - все, находясь рядом с ним, только оттеняли искрящийся талант маленького рефлексирующего нью-йоркского еврея, как он сам себя именует.

Но давайте все-таки о самом фильме. Он получился, на мой взгляд, вполне симпатичный. Любители творчества Вуди Аллена, к коим я, безусловно, отношусь, облегченно вздохнут и скажут: "Старый поц бороды не испортит", имея в виду, что налицо - традиционный и традиционно любимый Вуди. Он слегка отошел на второй план, но ему совершенно точно еще рано уходить за кулисы. Кроме того, как самопародия на "Матч поинт" - это еще более забавно и симпатично, хотя фильм вполне можно смотреть и без предварительного просмотра "Матч поинт".

Пубертатные юноши и половозрелые мужчины, которым Аллен до фонаря, отдадут должное явной сексуальности Йоханссон, ее такому родному американскому акценту в окружении странного английского, на котором почему-то принято говорить в Англии, а также придут в восторг от викториански закрытого красного купальника.

Девушкам вполне понравится Хью Джекман, который, как я уже сказал, выглядит вполне достойно в роли молодого английского аристократа, хотя для нас с Бубликом это было несколько неожиданно.

Ну и плюс - все дружно будут мучиться вопросом, убийца ли Лаймен, или старый журналист что-то опять налажал по своей журналистской привычке.

Но должен признаться честно! Все эти красные купальники, карты таро, почившие в бозе журналисты, викторианские замки, убитые проститутки, "Лебединое озеро" и прочая лабуда - совершенно меркнут по сравнению с главным зрелищем фильма: Вуди Аллен, едущий в "Смарте"! Вот это действительно совершенно смертельный номер!

***






***


Поиск по названию