Семейка Тененбаум / Royal Tenenbaums, The

Трагикомедия "Семейка Тененбаум" (The Royal Tenenbaums)
Режиссер - Уэс Андерсон. В ролях - Джин Хэкман, Анжелика Хьюстон, Гуинет Пэлтроу, Бен Стиллер, Люк Уилсон, Оуэн Уилсон, Билл Мюррей, Дэнни Гловер. США. 2001.

Папаша Роял О'Рейли Тененбаум (Джин Хэкман) недолго сумел прожить под одной крышей со своим семейством: женой Этель (Анжелика Хьюстон), сыновьями Чезом (Бен Стиллер) и Ричи (Люк Уилсон), а также приемной дочерью Марго (Гуинет Пэлтроу). Нет, с ним не случилось никакого несчастья, просто старший Роял живет настолько богатой духовной жизнью - правда, можно поспорить с тем, считается ли подобный стиль жизни духовным, - что ее вполне хватает на него самого, но совершенно не хватает на Этель, сыновей и Марго.

В связи с этим Этель, устав от исканий папаши Рояла, которые она считает преступлением против семейных ценностей, выгоняет О'Рейли на все четыре стороны, о чем он и оповестил своих детей, не вызвав, впрочем, этим сообщением с их стороны никаких приступов горя.

Итак, папаша Роял исчез в голубой дали, а Этель решила сделать все для того, чтобы ее дети стали вундеркиндами. И ей это удалось. Чез в свои юные годы стал финансовым гением, причем ухитрился засудить собственного папашу и отобрать у него права на дом Тененбаумов, а Ричи и Марго - так просто прославились на всю страну. Ричи стал известным теннисистом, а Марго еще в совсем юные годы ухитрилась получить известную литературную премию за свои пьесы.

Что интересно, какое-то время контакт с папашей Роялом семейство поддерживало, приглашая его на всякие семейные вечеринки, но О'Рейли всю жизнь отличался совершенно детской непосредственностью и такой же прямотой в высказывании своего мнения, чем ухитрился окончательно восстановить против себя семью, так что на семейные сборища его приглашать перестали.

Прошло достаточно много времени, дети выросли, а для папаши Рояла О'Рейли Тененбаума настали тяжелые времена: он лишился всех источников денежных поступлений и крова над головой, так как ему уже нечем было платить за роскошную гостиницу, в которой он жил последние двадцать два года.

И тут на старости лет Роялу захотелось семейного тепла и уюта. Также ему захотелось восстановить отношения со всеми членами семьи, потому что он не без оснований считал, что его родные дети и бывшая жена (с которой он, кстати, официально не разведен) не любят блудного Тененбаума.

Детская непосредственность мистера Рояла сработала и в данной ситуации. Он просто заявился в свой бывший дом и объявил, что смертельно болен, и что жить ему осталось всего несколько месяцев. Разумеется, после такого заявления папашу Тененбаума поселили в доме, вызвали ему врача и стали пытаться проявлять к старику повышенное внимание. Но не так-то просто заставить себя полюбить человека, который, в сущности, для семьи давно стал чужим.

Кроме того, "мой друг Барни Купершмит тоже имеет свои проблемы"... Все члены семейки Тененбаум по-своему несчастны! Чез, рано потеряв жену в авиакатастрофе, воспитывает двух детей и помешан на их безопасности. Кроме того, он с детства не выносит папашу Рояла и даже не пытается этого скрывать. Ричи по непонятным причинам резко прервал свою более чем успешную теннисную карьеру и удалился в добровольное изгнание, тайно вздыхая по... Марго, которая еще в детстве была депрессивной и аутичной девочкой, превратилась в бесконечно погруженную в себя и совершенно унылую и скрытную женщину, проводящую по шесть часов в день в ванной, чем приводит в состояние неизбывной грусти своего мужа - Рейли Сент-Клер (Билл Мюррей) - тихого и безобидного книжного червя, пишущего книги о детях-идиотах. Одна Этель более-менее счастлива, потому что за ней ухаживает ее давний друг и помощник Генри Шерман (Дэнни Гловер), и миссис Тененбаум все-таки надеется наконец обрести счастье, чему изрядно мешает мистер Тененбаум.

Что получится из этой ситуации? А черт его знает. Или мир, счастье и благоденствие, либо же сплошные скандалы и безумные конфликты. Другого не дано.

***

Очень симпатичный фильм, который я посмотрел с большим удовольствием. Андерсону удалось снять очень своеобразное кино: с одной стороны, "Семейка Тененбаум" напоминает многие другие картины - стилем, настроением, средствами выражения, закадровым голосом и иллюстрациями к нему, некоторыми характерами и так далее, но с другой - это совершенно оригинальный фильм, после просмотра которого совершенно нельзя сказать, что Андерсон кому-то подражает.

Андерсон подражает только Андерсону, и если "Семейка Тененбаум" вам напомнит "Семейку Аддамс", которая взяла на воспитание "Амели", то это означает не внезапное появление дежавю, а только то, что фильм Андерсона обладает редкой способностью воздействовать на те чувства, которые обычно остаются совершенно незатронутыми при просмотре всяких ширпотребовских поделок.

Пожалуй, я бы охарактеризовал "Семейку Тененбаум" как "Мэри Поппинс для взрослых" - причем при отсутствии самой Мэри Поппинс (папаша Тененбаум более похож на престарелого и до предела обнаглевшего Хоботова, нежели на Мисс Совершенство), но зато с выросшими детишками, почти полностью потерявшими веру в Сказку, показанную им когда-то в детстве, и оттого сильно страдающими.

Фильм Андерсона на удивление светел и добр, однако в нем нет ни капли слащавости. Наоборот, героям фильма приходится сталкиваться с весьма неприглядными сторонами жизни, и они также ломаются под воздействием обстоятельств, как и любые другие люди. Но мы знаем, что все должно окончиться благополучно, причем не потому, что так запрограммировано в любом голливудском фильме, а потому что Тененбаумы заслужили хэппи-энд, даже если при этом папаша Роял погибнет, спасая свою семью с палубы тонущего авианосца...

"Семейка Тененбаум" - картина ироничная и умная, из чего можно сделать вывод, что она понравится только любителям по-настоящему хорошего кино и еще, разве что, "эстетам-пидерастам" (tm). Однако я очень удивился, когда узнал, что это фильм весьма успешен в прокате, да и на IMDB его рейтинг настолько высок, что он даже попадает в мировой Top250. Вот уж не ожидал...

Актерские работы - великолепны. Лучше всех, конечно, неугомонный папашка Тененбаум в исполнении блистательного Джина Хэкмена (за эту роль он получил премию "Золотой глобус"). Роял Тененбаум - анфант-терибль пенсионного возраста, очаровательный негодяй, только к старости попытавшийся понять, что жить только для себя - это, конечно, очень приятно, но не вполне правильно, - однако этого так и не понявший. Хэкмен играет потрясающе и даже если бы там больше не было ни одной хорошей роли, фильм уже стоило бы посмотреть, однако в картине кроме Хэкмена целый букет прекрасных актерских работ, вполне заслуживающих внимания.

Гуинет Пэлтроу меня просто удивила. Честно говоря, я ее никогда не любил и весьма прохладно относился ко всем ее фильмам. А здесь... Изумительная роль совершенно депрессивной и аутичной девушки, которая никак не может разобраться со своим внутренним, а главное внешним миром. Лучше всего по поводу этой роли сказал Stitch у меня на кинофоруме, отметив, что: "Гуинет Пэлтроу удалось блестяще сыграть Вайнону Райдер". Фраза шикарная, и мне остается только поаплодировать.

Весьма заметные роли у братьев Уилсон: Люк играет Ричи Тененбаума, несчастного парня, всю жизнь безнадежно влюбленного в свою сводную сестру, а Оуэн (он вместе с Андерсоном является автором сценария) изображает соседского паренька, близко общавшегося со всем семейством, который во взрослом возрасте стал известным писателем, но зато круто подсел на мескалин.

Анжелика Хьюстон (незабываемая Мортишия Аддамс) - просто блеск, особенно в сцене, когда мистер Шерман признается ей в любви. Неумелые поцелуи двух немолодых людей среди археологических раскопок - прекрасный эпизод. А уж взгляды миссис Тененбаум на своего непутевого мужа, который то совсем умирает, то вдруг намерен жить еще долго и счастливо, мешая счастью самой Этель - это нужно просто видеть...

А вот Бен Стиллер мне в этом фильме не очень понравился, но не столько из-за самого актера, сколько из-за сюжетной проработки характера. Как-то несколько большего ожидаешь от юного финансового гения, который во взрослом возрасте превратился в холеричного параноика. Впрочем, играет он хорошо, но как-то уж слишком традиционно, чем невыгодно отличается от остальных актеров, создавших очень яркие и оригинальные образы.

Билл Мюррей в фильме играет именно так, как и нужно играть несчастного мужа Марго. Он тих, печален и безобиден. Лишь раз Рейли Сент-Клер взрывается, узнав нечто бОльшее о внутреннем и внешнем мире своей жены, но затем снова возвращается в привычный образ грустного книжного червя, которому больше так и не доведется испытать бурных страстей. Впрочем, нужны ли они ему? Он будет по-своему счастлив со своими идиотами...

Не знаю, насколько имеет смысл всем рекомендовать посмотреть "Семейку Тененбаум". Несмотря на то, что мне фильм очень понравился, есть определенные сомнения в том, что он вызовет похожие эмоции у массовой аудитории. Тем не менее это очень милая, депрессивно-оптимистичная, грустно-хулиганская и довольно умная картина, которая, к тому же, оставляет еще и очень приятное "послевкусие".

По настроению ее часто сравнивают с "Семейкой Аддамс" и "Амели", а мне "Тененбаумы" больше напомнили "Быть Джоном Малковичем" - своей оригинальностью и добрым хулиганством. Хороший фильм, однозначно!

 


Поиск по названию