Рыцарь дня / Knight and Day

Комедийный боевик "Рыцарь дня" (Knight and Day)
Режиссер - Джеймс Мэнголд. В ролях - Том Круз, Кэмерон Диас, Питер Сарсгаард, Жорди Молья, Виола Дэвис, Пол Дэно, Мэгги Грэйс. США. 2010. 109 мин. Бюджет: $117 млн. Сборы по миру: $260 млн.

Крузефичненько.
Одобрительный отзыв кота Бублика

Джун Хэвенс (Кэмерон Диас) собиралась лететь в свой родной Бостон из Канзаса. В аэропорту она пару раз столкнулась с обаятельным мужчиной по имени Рой Миллер (Том Круз) - тот на нее так посмотрел, что в душе Джун что-то всколыхнулось. А потом она также совершенно случайно оказалась с Роем в одном самолете. Там они выпили по текиле, ну и знаете, как оно бывает... Впрочем, на этот раз все было совсем не так, как бывает обычно. В какой-то момент Джун вышла в туалет попудрить носик и придать себе уверенности, но когда вышла, то увидела, что Рой перебил всех немногих пассажиров самолета, но что самое неприятное - двое пилотов также оказались убитыми. Правда, Рой посадил самолет на кукурузное поле и объяснил Джун, что он - суперагент, за которым охотятся, потому что он спасает гениального изобретателя, - но на Джун это не произвело серьезного впечатления. Зато на нее, безусловно, произвел впечатление догорающий посреди поля самолет с трупами.

Потом Рой отправился по своим суперагентским делам, Джун отправилась на свадьбу сестры, но теперь у нее никакой обычной жизни, разумеется, уже не будет. За ней приезжают федералы, которые типа как хотят отвезти девушку в безопасное место. А Миллер ее предупреждал, что фраза "отвезем вас в безопасное место" на самом деле означает предстоящее убийство, но Джун все-таки села в машину с агентами и поехала навстречу своей судьбе.

Однако в процессе поездки появился Рой, который так лихо скачет по крышам автомобилей, как будто всю жизнь тренировался, прыгая по диванным подушкам. Он вырывает Джун из цепких лап федералов, традиционно пристрелив десяток человек, после чего в жизни Джун начинает раскручиваться самое невероятное Приключение, в процессе которого она будет мотаться между Бостоном, тропическим островом, Австрией, Испанией и своей любимой кофейней. А Рой будет пытаться спасти гениального изобретателя Саймона Фика (Пол Дэно), его изобретение - супербатарейку "Энерджайзер Ультра Плюс Дабл", спасти Джун, за которой теперь гонятся все те же федералы и наркобароны, что и за ним, ну и заодно самому выйти сухим из воды. А кому на самом деле охота ходить мокрым?!!

***

У этого фильма была нелегкая судьба. Изначально Патрик О'Нил написал сценарий вполне серьезного криминального триллера All New Enemies, в котором должны были играть Джин Хэкман и Джастин Лонг. Это был его первый сценарий, и студия рукопись завернула. Потом, правда, решили на основе этого сценария сделать совершенно другой жанр - романтическую боевичковую комедию Trouble Men с Крисом Таккером и Евой Мендес. (А что, хорошая, как я считаю, мысль.) Далее сценарий снова переписали, дав ему названием Wichita, и главной ролью заинтересовался Адам Сэндлер. Но ненадолго, поэтому следующим подозреваемым планируемым на роль суперагента стал Джерард Батлер, но тот, в конце концов, отказался в пользу невнятного "Законопослушного гражданина".

Но над сценарием продолжали работать, и один из вариантов привлек внимание Кэмерон Диас. Она, в свою очередь, рассказала о проекте своему другу Тому Крузу (напомню, что они вместе снимались в "Ванильном небе"), и тот неожиданно заинтересовался. Круз тогда как раз отказался сниматься в "Солте" и в "Туристе" (этот фильм еще снимается, в главных ролях там Джонни Депп и Анджелина Джоли) - из-за их похожести на "Миссия: невыполнима", - а тут сценарий, который частично писался под Криса Таккера, изобиловал не семейными ценностями, а всякими хохмами, что Крузу как раз понравилось. "Заколебали уже эти семейные ценности, - твердо заявил Круз, вспоминая третью миссию и "Войну миров", - сейчас хоцца просто оттянуться!"

Продюсеры, узнав о новой кандидатуре на главную роль, от счастья не расплакались. "Старина Круз - это, конечно, хорошо, - сказали они, - но в доме должны быть и другие супергерои". Но Том так хотел сниматься, что согласился даже на какие-то вшивые одиннадцать миллионов долларов вместо обычной двадцатки, также печально, но твердо принял тот факт, что никаких ему процентов с прибыли. "Лишь бы полетать, - шептали его губы во время заключения контракта, - лишь бы пострелять..."

Как вы знаете, я не большой любитель Тома Круза. Мне не нравится его образ вечного мальчика, мне не нравится, как он играет у Спилберга. Меня совершенно не убеждает его образ суперагента в "Миссиях" - ну какой из него суперагент?

Но вместе с тем я не могу не признать, что он актер незаурядный и в некоторых фильмах выглядит очень даже достойно, несмотря на то что он - суперзвезда. Вот бывает так, что эта суперзвездность ему иногда не мешает хорошо играть, - честь ему за это и хвала.

"Рыцарь дня" - из той самой серии. Круз с Диас хорошо сыгрались в "Ванильном небе" (фильм, замечу, очень даже достойный; правда, это ремейк картины Аменабара), так что здесь дуэт у них получился очень слаженный. Впрочем, в отличие от "Ванильного неба", где Диас в паре эпизодов меня совершенно неожиданно просто поразила, здесь она больше оттеняла Круза. Все делала правильно: когда нужно - заразительно смеялась, когда нужно - заразительно ужасалась, - но когда из кадра пропадал Круз, Диас как-то явно терялась.

А вот Круз - действительно оттягивался вовсю! В этом фильме категорически нельзя было играть Итана Ханта - эдакого серьезного бодрячка супербоевичка. Отсутствие иронии убило бы всю картину. Однако Круз был настроен играть комедию - он ее и играл, что весьма положительно повлияло на общую атмосферу. Единственное, что меня в нем здесь слегка раздражало, так это появившаяся у Круза в последние годы манера при наведении на него камеры крупным планом слегка поводить головой с эдакой легкой полуулыбкой. Оно в первый раз, когда это видишь, определенное впечатление производит, но когда прием повторяется из эпизода в эпизод - начинает явно раздражать своей затасканностью.

В "Рыцаре дня", на мой взгляд, был не очень удачно подобран режиссер. Мэнголд до этого подобные картины не снимал ни разу. Что у него там было в багаже? Дождливый триллер "Идентификация"? Вестерная драма с дурацким финалом (еще и ремейк) "Поезд на Юму"? Причем, заметьте, ни один из этих фильмов не был боевиком. А здесь - боевик, причем еще и стебовый.

Нет, всякие погони, прыжки, самолеты, поезда, машины и бег быков сняты качественно и бодренько, но в стремлении нагнать интриги, особенно ближе к концу фильма, Мэнголд палку явно перегнул - финал затянут и заштампован. Ну хватит уже главному герою выживать после того, как он получит сотню пуль прямо в грудь и упадет в бурные воды, - хватит! Сколько можно, в конце концов?!!

Во всем остальном кинцо получилось легкое, забавное и ненапряжное. Как стебовый боевичок для того, чтобы отдохнуть и расслабиться, - самое оно! От Круза я ожидал большей нудятины и в этом, к счастью, обманулся.

Кстати, в прокате картина выглядела очень средненько: 260 млн сборов по миру (в США всего 76 млн) при 117 млн бюджета - это почти провал. В лучшем случае - разве что окупится. Странно. Всякая фигня с ним же прокатывается отлично - "Война миров", "Миссия: невыполнима 3". 

P. S. Испанские фамилии с окончанием на "z" никогда не произносятся со звуком "з" на конце. Всегда со звуком "с". Поэтому Кэмерон ДиаС, Дженнифер ЛопеС. А наши придурки даже на обложке диска написали "ДиаЗ"...

***


Поиск по названию