Робин Гуд / Robin Hood

Боевик "Робин Гуд" (Robin Hood)
Режиссер - Ридли Скотт. В ролях - Рассел Кроу, Кейт Бленчетт, Макс фон Зюдов, Уильям Херт, Марк Стронг, Оскар Айзек, Дэнни Хьюстон, Айлин Эткинс, Марк Эдди, Мэттью Макфэйден, Кевин Дюранд, Скотт Граймс, Даглас Ходж. США - Великобритания. 2010. 140 мин. Бюджет: $200 млн. Сборы по миру: $311 млн.

По сравнению с этим дебилизмом
даже "Гладиатор" - фактически "Ленин в октябре".
Отзыв кота Бублика

Инночкин начал на палках фехтоваться -
и все начали на палках фехтоваться.
Товарищ Дынин о Робин Гуде

Ридли Скотт - режиссер, скажем так, очень неоднозначный. И неровный. Он работает в самых разнообразных жанрах от драмы до фантастики, и результаты у него получаются от классики жанра до совершеннейшего отстоя. Давайте вспомним, как он начинал... Крепкие реалистичные "Дуэлянты", потом сразу классика кинофантастики "Чужой", далее великолепный фантастический триллер "Бегущий по лезвию", мощнейшая криминальная драма "Черный дождь" и классика роуд-муви "Тельма и Луиза". А потом вдруг совершенно дурацкая военная драма "Солдат Джейн". И вот после "Джейна" Скотт пришел к совершенно новому для себя жанру - историческая клюква. В этом жанре он снял фильм "Гладиатор" с немыслимым по тем временам бюджетом в сотню лимонов, и хотя критики за идиотизмы сценария на Скотте оттоптались так, что на нем живого места не осталось, зрители на картину валили валом и она собрала в мировом прокате под полмиллиарда. Ну и на IMDB стоит на 96-м месте в Top250 лучших фильмов всех времен и народов, так что, ребята, кто из нас вообще дурак, периодически спрашивает Скотт у критиков.

К жанру исторической клюквы Скотт позже еще возвращался. В нем снят фильм "Царство небесное", который, в отличие от "Гладиатора", и шума не вызвал, и кассу не собрал. Но оно и неудивительно: при всей солидности постановки уже через пятнадцать минут после окончания просмотра невозможно сказать, о чем вообще этот фильм. Вспоминаешь только то, что какой-то задохлик строит из себя железнобейцевого парня, а вокруг него скачет бухгалтер Веспер Линд, - более ничего.

Но Скотт, как легендарный старик, имеющий коттедж у самого синего моря, и в третий раз забросил в море невод. Ну хотелось ему повторить успех "Гладиатора", очень хотелось. Поэтому старина Скотт решил пойти проторенной дорожкой: взять насупленного австралийского хлопчика Рассела Кроу, а вокруг него понатыкать всякого разного солидного антуражу - ну, знаете, чтобы на мечах фехтовались, чтобы стрелы лётали туда-сюда с молодецким свистом, чтобы кровищи, вонищи, грязищи, собачек там всяких разных - короче говоря, на историческую тему, но так, как требуется по всем дурацким голливудским законам. А один из этих законов гласит: когда в проекте есть Рассел Кроу и пара сотен миллионов на производство, то уже без разницы, кто там за кого, против кого и вместо кого.

Впрочем, выбор Ридли Скоттом сценарной основы даже в этом случае удивлял. Потому что Робин Гуд. Принц воров. Парень в зеленых колготках, предводитель банды не геев, но тем не менее веселых ребят, воздыхатель Марион и такой классный лучник, что все белки в Шервудском лесу бегают одноглазые.

Казалось бы - какой, на фиг, Робин? Мы молчим о том, что истории о Робин Гуде были экранизированы ровно восемьдесят шесть (!) раз, - в конце концов, кого в Голливуде это останавливало? Но в 1991 году Кевин Рейнольдс сделал с Кевином Костнером своего "Робин Гуда: принца воров" - очень добротную постановку, которая при пятидесяти миллионах бюджета собрала по миру почти четыреста - в основном, правда, из-за гениального шерифа Ноттингемского, великолепно сыгранного Аланом Рикманом. Костнер пытался приписать кассовые заслуги своему несокрушимому обаянию, но старина Кевин вместо этого лучше бы за Уитни Хьюстон следил - тетка без него совсем снаркоманилась.

Ну и в 1993 году Мэл Брукс сделал на фильм Рейнольдса одну из лучших своих пародий "Робин Гуд - мужчины в трико", и на этом тему, конечно, можно было закрывать навсегда.

И тем не менее! Берем Робин Гуда - и точка, сказал Скотт. Потому что это похоже на "Гладиатора": тоже все ходят в кольчуге, с мечами, сражаются, выпивают, ну и плюс - любовь с Марион, а зрители это любят. Только, сказал Скотт, мы пойдем другим путем! Никаких воров! У нас будет типа приквел к сиквелу! Пускай Робин Гуд будет еще не принц воров! Мы покажем становление молодого Робин Гуда. Исследуем, как именно он стал принцем воров - за счет каких-таких жизненных пертурбаций. Ну и, само собой, снимем много рубилова в самых что ни на есть драматично-реалистичных красках. Как нам, сказал старина Ридли, это свойственно.

Сказано - сделано. Продюсеры взяли штук десять опухших от бесконечной забастовки сценаристов и дали им задание: значит, штоп слепили нам Робин Гуда, но чтобы он был ни фига не Робин Гуд и не принц воров. И никаких колготок, конечно! Но рубилова побольше, рубилова. Плюс - любовь и драму. Верность долгу и семейные ценности. Патриотизм и подлость власть имущих. Но не всех власть имущих, а какого-нибудь одного принца Джона, стрелу ему в копчик! Да, и не забудьте Мерзавца - его уже обещал сыграть Марк Стронг. Только штоп он был ни фига не шериф - откуда в этом английском захолустье наши американские шерифы? В общем, ребята, тут главное - не идти проторенной дорожкой.

Сценаристы, конечно, закручинились. Ни фига себе дан приказ нам на Запад, говорили сценаристы. Тут же - совсем в другую сторону! Как можно писать про Робин Гуда без зеленых колготок? И чтобы главгад - не шериф Ноттингемский! А самое главное - чтобы он не принц воров! А кого он принц-то? Швей-надомниц?!!

Но так как голливудские сценаристы - народ прожженный, они и сели зажигать по полной программе. Причем жгли они напалмом то в одну, то в другую сторону. Сначала шерифа Ноттингемского сделали очень даже хорошим и прогрессивным. Потом стали строить сценарий вокруг Ричарда Львиное Сердце, который вернулся домой и стал бороться с подлыми арабами с помощью своего друга и, я не побоюсь этого слова, популярного лучника Робин Гуда. Но затем они вспомнили, за что вообще этот гад Ричард получил свое прозвище, после чего решили, что недостоин он вернуться домой, - пускай помирает, как собака, раз он такой живодер и скотина. Короче говоря, процесс шел полным ходом, мозги сценаристов кипели от напряжения.

И что же из этого получилось? Получилась самая что ни на есть развесистая кисло-сладкая голливудская клюква, чья клюквенность значительно превосходит даже "Гладиатора". Впрочем, в своем идиотизме сценаристы дошли до таких высот низин, что тут даже никто не будет создавать сайты из серии "285 несуразностей нового фильма Скотта", как это делали с "Гладиатором". Потому что весь этот "Робин Гуд" - одно сплошное МУЖЧИНО В ТРИКО.

Но давайте чуть-чуть о сюжете. Робин тут совсем даже не Капюшон, а просто сын каменотеса Робин Лонгстрейд. Он сражается лучником в отряде Ричарда Львиное Сердце, а в свободное от основных занятий время работает каталой на трех наперстках - разводит лохов из отряда. Как-то раз солдат по прозвищу Маленький Джон (Кевин Дюранд), который был не маленький и не Джон, пытался уличить Робина во лжи - мол, во-первых, он не Робин, а Бэтмен, а во-вторых, дурит честных пацанов. Произошла крепкая мужская драка, которую разнял сам царь Ричард. На вопрос, кто первый стал баловаться и драться, Робин честно признался, что это он. Обрадовался Ричард тому, что нашел единственного в отряде честного человека, и потребовал нелицеприятной критики. Тут-то Робин и развернулся. Он припомнил королю резню двух тысяч мусульман под Акрой, неуплату налогов в 1190-1195 годах, ну и признался, что в войсках Ричарду дали прозвище Подлый Гандон, а Львиным Сердцем его величают так, для вида.

Ричард, разумеется, немного расстроился и приказал заковать в колодки Робина, Маленького Джона, Уилла и Аллана - всех, кто стоял рядом и слушал эти кощунственные слова. Парней должны казнить на рассвете.

Но тут вмешалось провидение. Подлый сэр Годфри (Марк Стронг), молочный брат принца Джона, продался французскому королю Филиппу за устрицы и "Шато Латур" 1112 года. Годфри с отрядом французов летучих ищет Ричарда, чтобы его убить, но тот благополучно умер сам, так что Робин с тусовкой сбежал.

По пути к морю Робин обнаруживает умирающего сэра Роберта Локсли, который везет корону Ричарда королеве-матери. Роберт просит Робина отвезти корону и вернуть старому Уолтеру Локсли (Макс фон Зюдов) меч, который Роберт брал просто поносить и помахать. Роберт при этом страшно кровил, в результате получилось, что Робин поклялся на крови.

Теперь стало понятно, что делать. Робин с товарищами переоделся в рыцарские шмотки и отправился на корабле в Англию, выдавая себя за Роберта Локсли. Там их привезли сразу в Букингемский дворец, где Робин передал королеве-матери корону Ричарда Львиное Сердце, и королева-мать тут же нарекла королем принца Джона, который блудил с какой-то французской мамзелькой. Джон на радостях хотел было одарить Робина кольцом с дорогим камнем, но потом вспомнил, что у Локсли есть задолженность по аренде замка, поэтому кольцо дарить не стал.

Робин поехал в Локсли отдавать Уолтеру меч его умершего сына. Старый Уолтер принял Робина как родного - особенно после того, как тот, в свою очередь, принял ванну, которой он не видел лет двадцать, - а также предложил считаться Робертом и вовсю пользоваться Робертовой женой Марион (Кейт Бленчетт). Ну, тут такое дело... Если прослышат, что Роберт помер, у Марион все отберут. А когда она при муже - тогда, значит, все в порядке. Кто там помнит, как вообще этот Роберт выглядел, когда он последние лет тридцать не вылазил из заграничных командировок, правильно? Да и шериф Ноттингемский к Марион клинья подбивает, а Робин тогда даст ему прокашляться. Робин принимает приглашение и уже официально становится типа как Робертом.

Тем временем принц Джон потребовал от своего клеврета сэра Годфри обеспечить поступление налогов от всяких там баронов, которые охамели. Годфри, как французский шпион, пригоняет в Англию свой отряд французскихдиверсантов, и те вышибают из баронов денежки до последнего вздоха самих баронов и всей баронской челяди.

Разумеется, в стране начинаются волнения. Бароны идут войной на принца Джона, французский король Филипп готовит высадку десанта из Нормандии - в общем, Англия в Опасносте! И только Робин, как большой полководец и мудрый стратег, сможет помочь Англии отстоять независимость от жареных лягушачьих лапок. В конце концов, лучше горький эль родины, чем эти французские "Гран Крю"! Враг не пройдет! Победа будет за нами! И пусть французы наступают из моря со своим старинным боевым кличем "Voulez-vous coucher avec moi!", англичане-патриоты сумеют отстоять родную землю от всяких там д'артаньянчиков!

***

Да-да, именно такой идиотизм они и сняли. Какие-то вшивые лучники выдают себя за рыцарей и удостаиваются аудиенции во дворце. Робина делают якобы Робертом, и он гонит всякую шнягу по поводу того, что он обещал папе-каменотесу очень сильно беречь Родину, ну и подниматься, пока козлы не стали агнцами. Так что тут уже не Робин, а какой-то переодетый принц, прости господи. А уж когда он в конце слегонца начинает командовать всей английской армией во время высадки французов - тут я понял, что это на самом деле переодетый д'Артаньян.

Принц Джон представляет собой нечто совершенно карикатурное (как раз в пародии Мэла Брукса принц Джон был намного менее придурковатый) и ведет себя, как клоун-надомник.

От шерифа Ноттингемского осталось одно название - он пару раз клеится к Марион и в конце разок-другой предает Родину. От мрачной и зловещей фигуры не осталось вообще ничего.

Друзей Робина постигла та же участь: зачем тут вообще присутствуют Маленький Джон, Уилл и Аллан - непонятно совершенно. От них остались одни имена.

Отец Тук, правда, участвует в паре-тройке эпизодов, но он тут нечто вроде местного Лужкова - разводит мед и делает крышесносящую медовуху.

Собственно, почти весь фильм - блуждания Робина по поместью Локсли, страдание за Родину и постепенно нарастающие шуры-муры с Марион. Типа как романтическая история одновременно с железобетонным пафосом из серии "А кто же будет защищать родную Англию, нашу мать".

До кучи в картину пихнули каких-то лесных беспризорников, которыми руководит Марион: в конце фильма она лично поведет этих беспризорников в бой к вящему удовольствию публики.

Смотреть на это все - очень тоскливо. Потому что из хорошей старой истории сделали не пойми что. Реальные баталии там только в самом начале и самом конце, но на финальную битву без хохота также смотреть невозможно, потому что там чистое начало "Спасти рядового Райана" - высадка в Нормандии, причем французов доставляют, как морских котиков Второй мировой, - я все ждал, когда же с палуб этих странных деревянных кораблей начнут взлетать вертолеты.

Кроу очень старается и всячески делает вид, что его очень волнует судьба Англии вместе с прелестями Марион, но, как и в случае хорошей актрисы Кейт Бленчетт, тут просто не в коня корм: невозможно хорошо сыграть то, что по определению выглядит полным идиотизмом.

Марк Стронг также делает все возможное, но он, по-моему, уже слегка закоснел в ролях негодяев на выходе, поэтому здесь смотрится уже не фонтан: такой карикатурный злодей еще более или менее прокатил в стебовом "Шерлоке Холмсе" Гая Ритчи, а тут, когда нам пихают вроде как историческое кино, этот сугубо черно-белый картонный негодяй только добавляет картине минусов.

Ну и также удивило присутствие немалого количества совершенно ученических штампов вроде этого робинского "Не-е-е-е-ет" в замедленной съемке, когда Марион, рубившаяся там-сям с мужиками, вдруг свалилась в водичку.

В результате фильм разочаровал безмерно. На фоне общего сценарного дурдома никакой реальной интриги не получилось, боевых сцен достаточно мало, большинство персонажей введены в картину исключительно для мебели, и смотреть это все - просто скучно. Даже и не тянет веселиться над взрывом мозга сценаристов - все это вызывает просто раздражение.

Впрочем, на IMDB рейтинг у фильма неплохой. Но оно и понятно: американскому зрителю все эти мои претензии - совершенно до фонаря, они это считают "историческим боевиком" и смотрят явно не без удовольствия. Я им, если честно, завидую. Мне бы тоже очень хотелось искренне наслаждаться всяким дурдомом.

***


Поиск по названию