Регтайм / Ragtime

Драма "Регтайм" (Ragtime)
Режиссер - Милош Форман. В ролях - Джеймс Олсон, Джеймс Кэгни, Мэри Стинберген, Элизабет Макговерн, Ховард Роллинс-младший, Брэд Дуриф, Мэнди Пэтинкин, Роберт Джой, Джефф Дэниелс, Сэмюэль Джексон, Кеннет Макмиллан, Фрэн Дрешер. США. 1981. 155 мин.

Это были лучшие времена,
это были ужасные времена,
это был регтайм.

"Регтайм" - один из самых известных романов американского прозаика Эдгара Лоуренса Доктороу. Он был написал в 1975 году, а в 1976 году получил Национальную книжную премию. Роман - об Америке начала века перед Первой мировой войной. В нем присутствуют как реальные исторические лица - Гарри Гудини, Генри Форд, Джон П. Морган, Эмма Голдман, - так и различные чисто литературные персонажи, коих в романе немало и чья жизнь тесно переплетается с реальными людьми. В 1981 году по этому произведению был поставлен одноименный фильм, причем режиссером стал сам Милош Форман, а продюсером выступил Дино Ди Лаурентис. В 1998 году на Бродвее поставили мюзикл "Регтайм", который там идет до сих пор.

Книгу я с детства читал и перечитывал, фильм смотрел несколько раз и даже на бродвейский мюзикл попал прямо в год постановки, так что мы сможем поговорить об этом произведении достаточно подробно. Но сначала, как обычно, кратко о сюжете фильма...

В центре внимания - обеспеченная американская семья, состоящая из Отца (Джеймс Олсон), Матери (Мэри Стинберген), их сынишки и Младшего Брата Матери (Брэд Дуриф). Ни в романе, ни в фильме у них нет имен - просто Отец, Мать и Младший Брат Матери. В один прекрасный день получилось так, что Мать взяла в семью негритянку с новорожденным ребенком, которого бросил отец. Впрочем, через некоторое время отец объявился - это чернокожий музыкант Колхаус Уокер-младший (Ховард Роллинс-младший), который вовсе не бросил ребенка, а был в отсутствии на заработках. Теперь Колхаус Уокер в полном ажуре: он одет в отличный костюм и даже имеет автомобиль "Форд", что в те времена даже состоятельные люди редко себе могли позволить.

Самоуверенный вид, костюм и автомобиль негра вызывают злобную реакцию и многих белых, в том числе у начальника пожарной команды местного городишки Уилли Конклина (Кеннет Макмиллан). В результате Конклин вместе с подручными изуродовал автомобиль Уокера. Колхаус пытался добиться справедливости, но его самого посадили в тюрьму. Его жена, оставив новорожденного ребенка Матери, хотела рассказать об этой истории местному конгрессмену во время его публичного выступления, но бедняжку до смерти забила полиция.

После этого Колхаус Уокер с группой помощников начал мстить. Когда Колхаус со своими ребятами добрался аж до уникальной и очень ценной Моргановской библиотеки, которую он заминировал, требуя выполнения своих условий, власти для противостояния отряду Уокера подключили комиссара Рейнлендера Уальдо (Джеймс Кэгни).

Вы спросите, а что же семья, с которой началось повествование? Младший Брат Матери, пережив небольшое, но очень бурное приключение с некоей Эвелин Несбит (Элизабет Макговерн), примкнул к ребятам Колхауса: Младший Брат Матери большой специалист по петардам, а значит, умеет делать и бомбы. Мать увлеклась кинопродюсером бароном Ашкенази (Мэнди Пэтинкин), который в прошлом - нищенствующий художник из беднейшего еврейского квартала. Ну а Отец - ему пришлось помогать Уальдо в истории с Колхаусом. Ведь с его семейства все и началось.

***

Узнав о том, что по "Регтайму" снят фильм, я сначала даже не мог понять, каким образом они это сумели сделать, ведь роман - эпический и в нем задействовано большое количество очень ярких действующих лиц: уникальный фокусник и шоумен Гарри Гудини, революционерка Эмма Голдман, несколько емких эпизодов истории Тяти (это тот самый художник), Малышки (его ребенка) и Мамки - семьи из беднейшего еврейского квартала, переплетенная практически со всеми действующими лицами история Эвелин и ее долбанутого мужа Генри (в фильме его сыграл Роберт Джой) и так далее и тому подобное. В романе практически все действующие лица взаимосвязаны - так или иначе. Как можно кого-то убрать, а кого-то оставить - я не понимал.

Впрочем, гению Милоша Формана, как выяснилось, все по силам. Из сюжета были убраны хотя и яркие, но не обязательные для данного повествования персонажи - полностью убрали Эмму Голдман и все линии, с ней связанные, практически исчез Гарри Гудини (к сожалению, конечно, но мотивы Формана вполне понятны - о Гудини нужно снимать отдельные фильмы, и не то позорище, которое снял некий Пен Деншам), также определенные эпизоды были значительно сокращены.

Форман сконцентрировался на главном - истории Колхауса Уокера и его борьбе за собственное достоинство. Ну и плюс, конечно, на истории семьи, вокруг которой и происходят все эти события.

Даже после значительного сокращения романа под киносценарий материала получилось все равно много, так что фильм идет больше двух с половиной часов. Тем не менее он не только не выглядит затянутым, но и смотрится буквально на одном дыхании. Все это снято настолько реалистично, веско и ярко, что невозможно смотреть "Регтайм" в качестве безучастного наблюдателя - кажется, что и тебя события фильма затрагивают буквально напрямую. Впрочем, так оно и есть, ведь почти перед каждым в тот или иной момент жизни встает вопрос: проглотить оскорбление или биться за свою честь и достоинство до конца, чего бы это ни стоило.

Актеры в фильме заняты отличные, однако у Формана никакие актеры - что именитые, что малоизвестные - плохо не играют. Комиссара Уалдо сыграл легендарный Джеймс Кэгни. Ему на момент съемок было 82 года, он себя очень плохо чувствовал, но, как рассказывал сам Форман, перед камерой Кэгни преображался и выглядел настоящим стальным комиссаром. Кстати, это была последняя роль Джеймса Кэгни в художественном фильме.

Элизабет Магковерн очень мило сыграла Эвелин - девушку из нижайших кругов, которая волею случая вышла за богатенького психопата и теперь пытается урвать свой кусочек счастья. И денег, разумеется, как же без денег...

Брэд Дуриф - великолепный Билли из "Кто-то пролетал над гнездом кукушки" - изумительно сыграл Младшего Брата Матери: романтичный, мешковатый, застенчивый, но в то же время целеустремленный юноша, который не только добился взаимности у Эвелин (правда, скажем, это было не так уж и сложно), но и принял участие в смертельно опасном мероприятии Колхауса.

Впрочем, актеров можно перечислять долго, но это тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. С Форманом уже не раз проявлялась ситуация, когда читаешь первоисточник и не понимаешь, кто и как это сможет сыграть, а потом смотришь фильм Формана - и просто приходишь в восторг от того, насколько точно актеры подобраны на соответствующие роли, и уже не понимаешь, как данную роль мог сыграть кто-то другой.

Когда фильм вышел на экраны в 1981 году, он произвел фурор среди зрителей и критиков. После этого у "Регтайма" было аж восемь (!) номинаций на "Оскар", семь (!) номинаций на "Золотой глобус", номинация на английскую BAFTA и так далее, но, что интересно, ни одного "Оскара" и ни одного "Золотого глобуса" фильм так и не получил. На "Оскаре" в 1982 году кучу побед получил Reds Уоррена Битти - я об этом фильме первый раз слышу, поэтому ничего не могу сказать.

Почему этот более чем достойный фильм практически обошли наградами - трудно сказать. Но он, безусловно, от этого хуже не становится ни на грамм. Снята картина двадцать шесть лет назад, а до сих пор смотрится превосходно: постановка, актерская игра, операторская работа, костюмы и декорации, ну и блестящее музыкальное сопровождение Рэнди Ньюмана. Настоящая золотая классика - весьма рекомендую посмотреть, тем более что в России этот фильм наконец-то выпустили в лицензии.

Что насчет мюзикла? Мюзикл мне не понравился. Я вообще не очень понимаю, когда ставят мюзиклы по таким серьезным произведениям. По-моему, это профанация. Впрочем, я на своем мнении совершенно не настаиваю.

А вот книгу обязательно прочитайте - неважно, до просмотра фильма или после. Книга замечательная. Кроме того, ее переводил сам Василий Аксенов - в его переводе роман, конечно, несколько отличается от оригинала, но это нисколько не влияет на удовольствие от прочтения.

***

 





***


Поиск по названию