Район №9 / District 9

Фантастическая драма "Район № 9" (District 9)
Режиссер - Нил Бломкамп. В ролях - Шарлто Копли, Девлин Браун, Джейсон Коуп, Мандла Гадука, Ванесса Хэйвуд, Роберт Хоббс, Дэвид Джеймс, Кеннет Нкоси, Уильям Аллен Янг. США - Новая Зеландия. 2009. 112 мин. Бюджет: $30 млн. Сборы по миру: $93 млн.

Боже! Мы нужны им для опытов!
Креведко-начальник

Не разгоняй Черкизон - китайцем станешь.
Вывод кота Бублика

Земля. Наши дни минус двадцать лет. В окрестностях Йоханнесбурга сгустилась огромная летающая тарелка. Зависла неподвижно, и никаких тебе ни сигналов дружбы, ни выстрелов. Земляне вежливо подождали две-три недели, после чего бравые десантники поднялись на вертолетах, вскрыли тарелку и выяснили, что внутри сидят какие-то недоразвитые полулюди-полукреветки. А начальство, судя по всему, эвакуировалось с помощью небольших летающих модулей, слинявших фиг знает куда. Креветок доставили на землю и поселили в палаточный лагерь, который назвали "Район № 9".

Прошло двадцать лет. За это время креветки изрядно надоели местным жителям. Они расплодились до миллиона двухсот тысяч, но ума так и не нажили: креветки отличаются антиобщественным поведением и отсутствием сообразительности, а самое главное, у них полностью отсутствует понятие собственности, поэтому они тащат все, что плохо лежит.

После многочисленных жалоб правительство ЮАР решило переселить пришельцев в "Район № 10" - нечто вроде концентрационного лагеря, откуда креветки уже не смогут досаждать местным жителям. Миссию переселения доверили мощной организации MNU, которая обладает не только своими лабораториями и так далее, но и собственным корпусом наемников, во главе которых стоит полковник Кубус Вентер (Дэвид Джеймс).

Руководить переселением доверили сотруднику MNU Викусу ван де Мерве (Шарлто Копли) - он женат на дочке одного из главных боссов MNU. Викус вместе с корпусом наемников отважно бросился в самое сердце района № 9, чтобы вручить всему миллиону двумстам тысячам креветок полагающееся по закону уведомление о выселении.

Ван де Мерве браво бегает по лагерю, абортирует яйца креветок, из которых должны вылупиться новые особи, безучастно смотрит на то, как Кубус со своими людьми пристреливают тех щупальцеротых, которые вздумали сопротивляться, пока вдруг в одной из лачуг не находит странный цилиндр с завинчивающейся крышкой.

Цилиндр принадлежит креветке по имени Кристофер Джонсон (имена у инопланетян неудобоваримые, поэтому всех нарекли на английский манер). Джонсон - существо крайне продвинутое и, судя по всему, нечто вроде того самого командира креветок, который таинственно слинял на отдельном модуле. Последние двадцать лет Джонсон по помойкам искал всякие жидкости и из них на самодельном самогонном аппарате гнал топливо для своего модуля, который располагается в аккурат под его хижиной. Но Викус брызнул топливом себе на физиономию, а цилиндр изъял. Джонсон попробовал было возразить, но его чуть не пристрелили.

Впрочем, Викусу не повезло. Инопланетное топливо запустило в его организме генетическое преобразование. Теперь Викус за несколько дней сам превратится в креветку. У него на левой руке уже отросло щупальце. Тесть Викуса предложил правительству и MNU разобрать Викуса на составные части для опытов, но Викус подло сбежал, обидев таким поступком всю земную науку, и стал скрываться в районе № 9, где среди миллиона двухсот тысяч особей немедленно обнаружил Кристофера Джонсона, который вожделеет свое топливо.

У инопланетян хранятся тонны инопланетного оружия, которым люди пользоваться не могут, поэтому Викус с Джонсоном отобьют топливо, запустят модуль и... Ну, в общем, они попытаются запустить модуль, хотя на Викуса будет охотиться все государство ЮАР плюс отряд наемников во главе с ненавидящим что африканеров, что креветок полковником Кубусом.

***

"Район № 9" - фильм очень необычный. История его создания была следующей. Два старых другана из ЮАР - режиссер Нил Бломкамп и его приятель Шарлто Копли снимали любительские короткометражки. Бломкамп выдавал идею, режиссировал и снимал, а Копли был ассистентом, на подхвате и массовкой. Как-то раз они сняли короткометражку о том, что в окрестностях Йоханнесбурга появилась летающая тарелка, откуда высыпали недоразвитые инопланетяне, которые поселились в лагере для беженцев - по аналогии с лагерями для сомалийцев, мозамбикцев и так далее. Бломкамп и Копли задавали людям на улицах вопросы о том, как те относятся к соседству с лагерями беженцев (не инопланетян, а самых обычных беженцев, африканских), а из короткометражки следовало, что жители Йоханнесбурга матерят соседство с инопланетянами.

Короткометражки Бломкампа попались на глаза Питеру Джексону, и они настолько понравились, что Питер предложил Бломкампу с его, Джексоном, продюсерством сделать фильм по игре "Хало". С этим проектом, однако, что-то не сложилось, но тогда Джексон вспомнил про короткометражку с инопланетянами и предложил сделать из нее полнометражное кино.

Под Джексона продюсеры деньги дали сразу, да и к тому же по нынешним временам тридцать миллионов для фантастики - очень даже средненький бюджет. И продюсеры не просчитались: фильм уже собрал под сто миллионов, а прокат еще не закончен. На IMDB у "Района № 9" рейтинг очень высокий и картина в настоящий момент стоит на 41-м месте в Top250 лучших фильмов всех времен и народов.

Ну да, у Бломкампа была забавная идея: снять в псевдодокументальном (это теперь называется "мокументари") стиле историю о лагере беженцев-инопланетян. С псевдодокументальным стилем у него все получилось отлично: такое ощущение, как будто смотришь обычную телевизионную передачу со всякими интервью, прямыми включениями и новостями с места событий.

Однако с инопланетянами и перерождением Викуса, на мой взгляд, все сделано на порядок хуже. Оно, в общем-то, понятно, что нужно обращать внимание на основную идею и документальный стиль, при этом стараясь по максимуму не задавать режиссеру никаких вопросов о многочисленных и зияющих сценарных дырах всей этой псевдофантастики, но лично у меня так не получается. Мне все это лезет в глаза и мешает воспринимать кино. И я не понимаю, почему нельзя было залатать хотя бы самые бросающиеся в глаза несоответствия и несостыковки.

Второй момент, который также слегка раздражал, - это определенные штампы в развитии сюжета. Главный герой - главный злодей, папа - сын, герой - жена и все такое. Ах, про героя рассказали, что он трахнул инопланетянина (или инопланетянку - поди пойми, есть ли там вообще женские особи, раз они яйца откладывают). Ах, жена теперь не хочет его видеть. Ах, изрежьте этого Викуса для опытов, говорит его тесть. Ах, мы с тобой еще встретимся, говорит нигерийский злодей.

Шарлто Копли сыграл Викуса пристойно. Тут даже и хорошо, что Копли - никак не суперменской внешности, а наоборот - типичная конторская крыса. Кстати, в дубляже потерялись некоторые достаточно существенные тонкости. Дело в том, что Викус - африканер. То есть потомок буров (голландцев). А полковник Кубус - англичанин. Этим, в частности, объясняются некоторые особенности их взаимоотношений - явный страх Викуса перед Кубусом и явное презрение, которое Кубус испытывает по отношению к Викусу.

Надо сказать, что непосредственно во время просмотра большинство несуразностей в глаза сразу не бросаются - видимо, этому мешают новостной стиль и большая насыщенность событиями. Поэтому смотрится кино неплохо - где-то на четверочку. Однако сразу после просмотра в голову начинают лезть всякие вопросы и уже думаешь: "Что за фигню я посмотрел?"

Многие зрители и критики пишут о каком-то потрясающем месседже, выданном этим фильмом. Мол, их серьезно заставили задуматься и на многое раскрыли глаза. Но никто из них так членораздельно не ответил, какие важнейшие аспекты бытия им открыл "Район № 9". В чем месседж-то, ребята? В том, что на Землю могут спуститься вовсе не такие продвинутые инопланетяне, как мы ожидаем, а всякие тупоголовые дурачки-креветки? (Кстати, отдельное спасибо моллюскоголовым переводчикам, которые креветок непонятно с какого бодуна в дубляже переделали в моллюсков.) Или в том, что если пришельцы будут похожи на недоразвитых сомалийцев-малайзийцев и станут вести себя как недоразвитые сомалийцы-малайзийцы, то к ним и отношение будет соответствующее?

Или в том, что не фиг пинать недоразвитого пришельца, потому что ты можешь случайно глотнуть тормозной жидкости и сам станешь таким же пришельцем? Но с этим, ребята, уже полная лажа получается, потому что подобная идея давным-давно реализована в одном старом фантастическом рассказе. Только он посвящен не пришельцам, а неграм. Негров угнетали всякие подлые куклуксклановцы, но умные негры ловили белых по одному, кололи им какую-то тормозную жидкость, после чего белые становились неграми и их белые убивали. Вот такие вот роковые яйца, только в профиль.

В результате я "Район № 9" оцениваю где-то на четверочку с большим минусом. Или на троечку с плюсом. Во время просмотра вроде бы и ничего, изначальная идея прикольная и реализована интересно со всем этим мокументари, но после просмотра голову лучше не включать - испортится все впечатление.

P. S. А теперь, исключительно для тех, кто картину посмотрел, мои вопросы, которые возникают к этому фильму. Если у вас никаких вопросов не возникло, то и не читайте, никто не заставляет.

1. Каким образом эта огромная летающая тарелка висела над Йоханнесбургом двадцать лет? Никакого топлива на это не хватит.

2. Куда делись все командиры на модулях - неужели ни один из этих модулей нельзя было отследить?

3. Каким образом модуль Кристофера Джонсона незамеченным упал под Йоханнесбургом и зарылся под землю?

4. Почему только один командир остался вместе с остальными недоразвитыми. И почему он, будучи сильно продвинутым, постоянно подвергал себя опасности получить пулю в голову от всяких землян?

5. На черта Джонсон двадцать лет собирал жидкость по помойкам, если в результате его модуль никуда не улетел, но поднялся на корабль силами корабля? Что мешало сделать это двадцать лет назад? Зачем он вообще улетал с корабля, если ему так нужно было обратно?

6. Откуда на Земле появились тонны инопланетного оружия, если инопланетян доставляли на землю вертолетами ЮАР?

7. Почему эти тонны оружия находились в лагере?

8. Кто мешал землянам (в том числе нигерийцам) взять любого недоумка-инопланетянина и заставить его стрелять из их оружия?

9. Кто мешал нигерийцам отрубить руку у любого инопланетянина и с ее помощью стрелять из инопланетного оружия? На черта им вообще был нужен Викус с его клешней?

10. Какой идиот придумал послать двух-трех человек вручать повестки о выселении миллиону двумстам тысячам инопланетян?

11. Почему организм Викуса стал перестраиваться в инопланетянина после пары капель топлива (!), попавшего ему на рожу? Замечу, что топливо было сделано из земных жидкостей.

12. Почему Джонсон не использовал собственное оружие для защиты?

13. С чего вдруг Джонсон так удивился и возмутился тому, что земляне изучают тела инопланетян? При этом он совершенно спокойно реагировал на то, как его соплеменники получают пулю в башку от землян.

14. Каким образом Викус с его одной клешней мог управлять летательным аппаратом, предназначенным для инопланетян?

15. Каким образом Викус с его одной клешней мог управлять робокопом, рассчитанным на инопланетян?

16. Если пришельцы размножались яйцами, какой, к черту, "сынок" у Кристофера Джонсона?

Впрочем, хватит уже вопросов, надоело. Лично мне вся эта лажа очень мешает хорошо относиться к этому фильму. Но практика показывает, что многим зрителям она совершенно не мешала. И они от фильма в восторге. Ну так я рад за них. У меня с восторгом явно не сложилось.

***


Поиск по названию