Просто кровь / Blood Simple

Триллер "Просто кровь" (Blood Simple)
Режиссер - Джоэл Коэн. В ролях - Джон Гетц, Фрэнсис Макдорманд, Дэн Хедайа, Эммет Уолш, Сэмм-Арт Уилльямс. США. 1984. 99 мин.

"Это только в России можно поплакаться и тебя пожалеют".
"Говорят, в России люди получают за работу 50 центов в день".
Фразы из фильма

Американский Юг, Техас, небольшой городок. Джулиан Марти (Дэн Хедайя) - женатый мужчина средних лет. У него есть собственный бар, в котором работают два сменщика-бармена: Рэй (Джон Гетц) и Морис (Сэмм-Арт Уилльямс). Семейную жизнь Марти счастливой не назовешь - его жена Эбби (Фрэнсис Макдорманд) не в восторге от собственного мужа: она считает Марти занудой и психопатом, а кроме того, просто мечтает изменить свою жизнь и вырваться куда-нибудь "на свободу".

Эбби - не из тех женщин, которые предпочитают всю жизнь предаваться мечтам, а не действовать. В один прекрасный момент она просто собралась и отправилась куда глаза глядят, попросив подвезти ее бармена Рэя. В пути выяснилось, что Рэю всегда нравилась миссис Эбби, так что они далеко не уехали, а остановились в первом попавшемся мотеле, где и предались обуревавшим их чувствам.

За чувствами внимательно наблюдал частный детектив Лорен Виззер (Эммет Уолш), которого нанял, разумеется, Марти. Ведь Марти действительно был псих - он постоянно подозревал жену во всяческих изменах, причем больше всего опасался, что та спуталась с черномазым. Виззер Марти успокоил: Эбби спуталась вовсе не с черномазым, а, можно сказать, фактически с членом семьи.

После романтической поездки в мотель Эбби с Рэем вернулись в город - собственно, им некуда было деваться. Эбби на некоторое время остановилась у Рэя - ненадолго, потому что она собиралась подыскать квартиру на съем и в ней поселиться. Рэй, разумеется, уволился из бара, однако потребовал у Марти свою зарплату за две недели. Взбешенный Марти отказал, мотивировав это тем, что его жена - дорогое удовольствие, так что они с Рэем в расчете.

Но эта маленькая месть Марти не удовлетворила. Деньги деньгами, но ему невыносимо сознавать тот факт, что Эбби спит с его же барменом. Был бы Марти покруче - он бы собственноручно убил их обоих. Но тараканов в мозгах Марти хватает только на то, чтобы предложить детективу Лорену Виззеру убить Рэя и Эбби. За большие деньги - десять тысяч долларов.

Виззер в раздумьях. Убить - для него не проблема, да и деньги весьма соблазнительные. Проблема - сделать так, чтобы самому не попасться, тем более что Марти - субъект с весьма неустойчивой психикой и он может заложить детектива. И тогда Виззер разрабатывает довольно изящную комбинацию, которая, однако, приведет к большим проблемам у всех задействованных в этой истории лиц.

***

Это самый первый фильм братьев Коэнов - Итана и Джоэла. Они всегда выступают сценаристами своих картин, снимают вместе, но традиционно указывают в титрах Джоэла в качестве режиссера, а Итана в качестве продюсера, причем изменили этой привычке только на своем двенадцатом фильме "Игры джентльменов", в котором режиссерами были указаны уже оба брата.

Мне достаточно интересно было посмотреть первый фильм своих любимых режиссеров, особенно учитывая тот факт, что до этого я посмотрел почти все их более поздние фильмы.

Надо сказать, что мастерство и профессионализм Коэнов видны с самой первой картины. "Просто кровь" - захватывающий и постоянно держащий в напряжении триллер, который, с одной стороны, представляет собой, в общем, более или менее обычную житейскую историю - так сказать, бытовуху-чернуху, - а с другой стороны, предсказать повороты событий в ней практически невозможно. Собственно, Коэны этим и отличаются - они снимают простые житейские истории так, что это все вызывает значительно больший интерес, чем лихо закрученные фантастические триллеры.

У Коэнов нет таинственных убийц, непонятно откуда взявшихся монстров и всего такого. В событиях принимают участие самые обычные люди, и они ведут себя как самые обычные люди, совершая совершенно нелогичные поступки под действием чистых эмоций, и эти поступки затем приводят к ужасным результатам.

Ну и плюс - это все снято с таким мастерством, что картинка становится важной составляющей действия: шоссе, высвечиваемое фарами машин, дождь на ветровом стекле, рекламные щиты вдоль дороги, бескрайние поля за городом, огромные окна съемной квартиры, крупные планы различных предметов, лежащих на дороге, - начальный кадр из "Просто крови" очень напомнил аналогичный кадр со шляпой из "Перекрестка Миллера". Впрочем, нужно заметить, что оператором и в "Просто крови", и в "Перекрестке Миллера" (а также еще в одном фильме Коэнов "Воспитание Аризоны") работал сам Барри Зоненфельд.

Американский Юг, южные характеры, южная манера разговора очень часто встречаются в фильмах Коэнов и играют в них заметную роль. На Юге люди, как правило, говорят не особенно много, они не отличаются особой сообразительностью, но если им что втемяшится в голову - выбить эту мысль оттуда будет практически невозможно, потому что они не остановятся, пока не доведут дело до конца. Оба главных персонажа фильма - Марти и Рэй - как раз такие люди: немногословные и даже слегка тормозные.

Между Рэем и Эбби нет никакой неземной любви - это вовсе не Тристан и Изольда. Эбби нужно уйти от своего опостылевшего Марти, Рэю нравилась хозяйская жена - ну и только-то. Но тем не менее Рэй для Эбби делает огромную услугу, и это показывает, что чувства парня достаточно глубоки - просто он не проявляет это снаружи, такой он человек.

Эбби играет Фрэнсис Макдорманд - любимая актриса Коэнов, которая сыграла в большинстве их фильмов, причем еще в двух - "Фарго" и "Человек, которого не было" - она играла роли первого плана. (Также следует заметить, что Фрэнсис - жена Джоэла Коэна, причем познакомились они именно во время съемок "Просто кровь".) Фрэнсис сыграла Эбби вполне достойно, однако среди четырех главных ролей - Эбби, Рэй, Марти и Виззер - только одна на голову возвышается над остальными. Эбби, Рэй и Марти сыграны хорошо, но там больше работают сюжет и постановка, нежели актеры. А вот Виззер в исполнении Эммета Уолша - это настолько яркий, оригинальный и мощный персонаж, что он заслуживает отдельного разговора.

Когда в 1986 году фильм получил сразу пять номинаций на калифорнийскую премию Independent Spirit Awards и выиграл две из них, одна победа досталась именно Эммету Уолшу за роль Лорена Виззера. Что интересного в этой роли, почему такие восторги? Персонаж Уолша - безусловно, мерзок. Детектив всю жизнь наблюдает за человеческими пороками, и сам глубоко порочен. Он выглядит, как мерзкий жирный червяк, у него отвратительные шутки и кошмарный смех. Даже Марти, его наниматель и работодатель, испытывает к Виззеру явное отвращение и постоянно оскорбляет его, но хорошо видно, что детектива, при всей его неказистости, оскорблять нельзя. Этот человек опасен, и он способен на любое преступление.

У Эммета Уолша получился настолько яркий и оригинальный образ, что эпизоды с ним хочется пересматривать снова и снова. Это как рисунок омерзительного насекомого, созданный рукой великого мастера.

Кстати, очень важна манера разговора Виззера, которая полностью теряется в дубляже. На лицензионном диске есть и оригинальная дорожка, и русские субтитры, поэтому, если будете смотреть, не включайте дубляж, смотрите с субтитрами, чтобы не потерять большей части колоритности этого персонажа.

Резюмирую. Очень хороший триллер, поставленный на высочайшем профессиональном уровне, сразу давший понять зрителям, что в кино пришли два новых замечательных режиссера. Несмотря на то что фильм снят более двадцати лет назад, он и сейчас смотрится просто отлично. Так что, если вы его еще не смотрели, настоятельно рекомендую это сделать.

***

 




***


Поиск по названию