После работы / After Hours

Трагикомедия "После работы" (After Hours)
Режиссер - Мартин Скорсезе. В ролях - Гриффин Данн, Розанна Аркетт, Верна Блум, Томми Чонг, Линда Фиорентино, Тери Гэрр, Джон Херд, Чич Марин, Дик Миллер, Кэтрин О'Хара, Ларри Блок. США. 1985. 97 мин. Бюджет: $4,5 млн. Сборы в США: $10 млн.

Ни фига себе на свиданьице сходил.
Всхлип кота Бублика

Молодой парень Пол Хэкет (Гриффин Данн) работает программистом. Несмотря на то что внешностью его природа не обидела, Пол не имеет подружки. Как-то раз, сидя вечером в кафе, он познакомился со странноватой девушкой по имени Марси (Розанна Аркетт). Пол обменивается с Марси телефонами и в тот же вечер, решившись, звонит ей. Марси предлагает Полу приехать к ней в Сохо - девушка живет с подругой по имени Кики Бриджес, которая работает скульптором.

Пол ловит такси и нарывается на долбанутого водителя (Ларри Блок), который носится с дикой скоростью. В процессе поездки у Пола улетает в окно его единственная купюра в двадцать долларов.

Марси дома отсутствует - она ушла в аптеку, как сказала Кики. Пол помогает Кики поработать над скульптурой, а потом делает ей массаж плечевого пояса.

Потом возвращается Марси и ведет Пола в свою комнату. Там они пускаются во всякие разговоры, и у Пола возникает подозрение в том, что Марси в свое время получила серьезные ожоги. А у Пола пунктик из детства - он не выносит ожоги. Кроме того, Марси - она очень странная. У нее был долбанутый муж, которого она любит до сих пор, и есть постоянный парень, с которым Марси поссорилась.

Полу все это дело быстро надоедает, когда он понимает, что с Марси ловить нечего, и он, улучив момент, сбегает из ее квартиры.

Однако добраться до дома у него не получается. На такси денег не осталось, а в метро повысили плату за проезд - у Пола не хватает каких-то копеек.

И тут начинается длинная и крайне неудачная для парня ночь, во время которой он познакомится с массой всяких своеобразных и даже опасных персонажей, некоторые из которых неожиданно оказываются связанными между собой.

Единственное, чего хочется этому парню, так это поспать или добраться до дома. Но у него возникает такое ощущение, что этого не получится уже никогда .

***

Потихоньку отсматриваю старые фильмы Мартина Скорсезе. Этот был снят после "Короля комедии" с Де Ниро (еще не смотрел, но обязательно посмотрю) и в аккурат перед отличным "Цвета денег" с Полом Ньюманом и Томом Крузом.

Жанр фильма на IMDB определен как трагикомедия (ну, точнее, там это формулируется "Комедия-Триллер"). Однако чисто комедийных элементов в картине очень мало, несмотря на присутствие Чич Марина, да и трагедией-триллером ее назвать несколько сложно.

Некоторым образом "После работы" напоминает замечательный фильм Шахназарова "Город Зеро". Там вполне благополучный мужчина приезжал в некий город Зеро, где вокруг него сразу закрутилась абсурдная круговерть из всяких местных фриков, и выбраться из этого города, несмотря на кажущуюся простоту, не было никакой возможности.

В "После работы" - очень похожая ситуация. Парень-яппи знакомится с девушкой, приезжает к ней в гости и там очень быстро оказывается вовлеченным в круговерть из фриков, психопатов, законченных кретинок, самоубийц и совсем страшных персонажей - скульпторш.

При этом, как водится у Скорсезе, злые улицы ночного Нью-Йорка играют свою традиционную зловещую роль: кажется, что этот парень, попав в вывернутый наизнанку мир, из него никогда и ни за что уже не выберется.

Сценарий картины написал Джозеф Миньон, будучи студентом Колумбийского киноинститута, в рамках задания, которое ему дал преподаватель - югославский режиссер Душан Макавеев. За сценарий Миньон получил высшую оценку. А режиссером фильма мог бы стать Тим Бертон - его, наряду со Скорсезе, выбрали продюсеры, посмотрев бертоновскую анимацию "Винсент". Однако когда Скорсезе освободился для этого фильма после того, как у него отложили проект "Последнее искушение Христа" (в результате он его выпустил только в 1988 году), Бертон заявил, что не хочет стоять на пути Скорсезе, и отказался.

Оно, конечно, интересно было бы посмотреть, что на таком материале снял Бертон, но у Скорсезе фильм получился, во-первых, очень достойный, а во-вторых, четко в стиле старого Скорсезе времен "Злых улиц" и "Таксиста". Герой "После работы" днем живет в благополучном мире офисных клерков, уютных квартирок и симпатичных забегаловок, а ночью, волею судеб оказавшись в Сохо, знакомится с совсем другим Нью-Йорком, выглядящим как ночной кошмар.

И, как в "Городе Зеро", поначалу вроде ничто не предвещает. Ну да, долбанутый таксист, подозрительная скульпторша, странная девушка Марси, но ведь рядом такси, рядом подземка - сел и уехал. Но деньги улетели, на подземку денег не хватило, и ночной Сохо засасывает Пола все глубже и глубже.

Кстати, поневоле обращаешь внимание на то, что все самые долбанутые жители Сохо, попадающиеся Полу на пути в эту ночь, женского пола! Ночной Нью-Йорк, по мнению Скорсезе, - это город долбанутых теток! И действительно: Марси, скульпторша Кики, на всю голову больная блондинка Джули (кстати, ее сыграла Тери Гэрр - Сэнди Лестер из "Тутси"), странная тетка Гейл (Кэтрин О'Хара) и опять скульпторша Джун (Верна Блум). Из мужиков разве что бармен Том (Джон Херд) выглядит несколько своеобразно, но он просто очень вспыльчивый. Все остальные - нормальные мужики, которые просто идут на поводу у науськивающих их теток.

Персонажи в фильме, конечно, совершенно замечательные. Все женские роли исполнены просто блестяще - все как одна, хотя больше всего, конечно, хотелось бы отметить блондинку Джули и сцену с Гейл, когда она мешает Полу звонить по телефону. Ну и Розанна Аркетт, конечно, просто обаяшка. 

Неубиваемый бартендер Чич Марин здесь сыграл небольшую, но яркую роль веселого грабителя, интересующегося искусством. Его фраза "тут чем уродливее, тем дороже" может быть четко отнесена к персонажам этого своеобразного райончика: тут чем чуднее, тем лучше вписываешься в окружающую действительность.

Гриффин Данн, которого я, кроме как в этом фильме, больше нигде не видел (я знаю, что он играл в знаменитом "Американском оборотне в Лондоне", но я этот фильм еще не посмотрел), сыграл на твердую четверочку. Он вовсе не ботаник, а именно яппи - то есть эдакий молодой благополучный средний класс, у него есть характер и он ни разу не попытался сдаться: как та легендарная лягушка Пол из вязкой ночной массы психованного Сохо пытается сбить масло своего привычного мирка. И мы верим, что ему это удастся сделать - пусть даже по чистой случайности.

Рассказывают, что Скорсезе, стараясь добиться нужного состояния у Данна, во время съемок запрещал ему заниматься сексом и требовал, чтобы тот находился в постоянном недосыпе. Не знаю, как на Гриффина повлияло вынужденное воздержание, а вот что недосып на нем отразился именно так, как нужно, - в этом нет никаких сомнений: видок у Пола после ночи соответствующих приключений - тот еще. Достоверность просто стопроцентная.

В общем, мне этот фильм, безусловно, понравился. Начинается он очень спокойно и даже неторопливо, но чем дальше, тем круче Пол увязает в этом слегка сюрреалистичном абсурде и тем более интересные персонажи ему попадаются.

"После работы" у Скорсезе не настолько известен, как, например, "Таксист" и те же "Злые улицы", однако это хорошее кино, которое к тому же почти не постарело - я фильм первый раз посмотрел только сейчас, спустя двадцать пять лет после его создания, и могу сказать, что смотрится он вполне достойно.

Кстати, критики картину оценили неплохо. Номинация на BAFTA (британский "Оскар") Розанны Аркетт, номинация на "Лучший фильм" и победа в номинации "Лучший режиссер" на Каннском фестивале, номинация на "Лучший иностранный фильм" премии "Сезар" (французский "Оскар").

***


Поиск по названию