Порнографическая связь / Une Liaison Pornographique

Драма "Порнографическая связь" (Une Liaison Pornographique)
Режиссер - Фредерик Фонтейн. В ролях - Натали Бэй, Серхи Лопес, Жак Виала. Франция-Бельгия-Люксембург. 1999 год. 79 мин.

В фильме не упоминаются их имена. Это просто Он и Она - женщина (Натали Бэй) и мужчина (Серхи Лопес), которые встретились... Впрочем, встретились они достаточно оригинальным образом - с помощью порножурнала. Героиня Натали Бэй - уже не юная, но все еще достаточно привлекательная женщина, - дала в некоем эротическом издании объявление о том, что хочет встретиться с мужчиной для... для порнографической связи. Ну то есть для чистого секса, ничего более, - плюс, возможно, в целях реализации каких-то своих тайных сексуальных предпочтений. Он, герой Серхи Лопеса, откликнулся на ее письмо. Они некоторое время переписывались, а затем назначили встречу.

Как ни странно, это свидание прошло вполне успешно. Друг в друге они нашли именно то, что нужно - сексуального партнера, который не будет изливать тебе свои душевные терзания, и который не будет в свою очередь лезть к тебе в душу. Они друг о друге не знают ничего, даже имен. Они с друг другом все время на "вы" и даже друг для друга - Он и Она. Два человека, встречающихся каждую неделю по четвергам, чтобы отправиться вместе в номер дешевого отеля, находящегося поблизости.

Они настолько друг о друге ничего не знают, что если вдруг кто-то из них не явится на свидание, другой даже не представляет, где искать партнера. У них нет ни телефонов друг друга, ни адресов. Только номера абонентских ящиков на почте. Они оба очень стараются, чтобы так все время и продолжалось - полная анонимность и встречи, наполненные страстью, но не любовью.

Но, разумеется, постоянно это продолжаться не может. Два человека, даже если они встречаются раз в неделю только для секса, постепенно начинают что-то узнавать друг о друге, проникаются каким-то взаимным интересом. У героев этого фильма происходит то же самое. То они вместе ходят в ресторан, где поневоле начинают друг другу о себе что-то рассказывать, то в отеле, где они встречаются, происходит некое событие, в котором им приходится принять участие...

Короче говоря, случается то, что должно случиться: порнографическая связь переходит в любовную. В какой-то момент Она говорит: "Давай займемся любовью!" Возможно, это звучит слегка странно после нескольких месяцев встреч, во время которых они укладывались в постель, но тем не менее эта фраза вполне естественна и объяснима. Они не занимались любовью. У них была порнографическая связь. Которая претерпела естественную трансформацию. Они полюбили друг друга, они теперь хотят быть вместе не только по четвергам. Однако есть ли хоть какая-то надежда на то, что эта пара сможет быть вместе после такого экстравагантного начала знакомства?..

***

Очень хороший фильм. Непафосный, спокойный, но главное - не ханжеский и в то же время не пошлый. Особенно в нем хороша концовка. Ведь с развитием сюжета, в общем, все было понятно. Никаких неожиданностей там не предполагалось, однако было очень приятно смотреть, с каким вкусом это все снято. А вот концовка меня просто восхитила. Это именно то, что нужно - такое развитие событий. Подробно рассказывать о том, что произошло в фильме, я вряд ли буду, однако эта картина не из серии произведений, для которых рассказанная концовка может сильно смазать впечатление. Тем более, что вариант развития событий мог быть каким угодно - в том числе и прямо противоположным.

Фильм сделан как иллюстрированный рассказ об этих событиях. Интервьюер беседует с Ней и с Ним, причем явно показывается, что после этих встреч прошло уже достаточно немало времени (Она изменила прическу и покрасила волосы, Он отрастил эспаньолку). То есть самое начало фильма, в общем-то, подводит к тому, что произошло в конце. Но это не картина Найта Шьямалана, здесь не сильно важно то, что произойдет или выяснится в конце. "Порнографическая связь" - для тех, кому нравятся изящные этюды на тему психологии взаимоотношений зрелых мужчин и женщин, а также для тех, кому нравится обсуждать и анализировать эти отношения. Потому что концовка, когда они разошлись на пике своих чувств, заставляет спорить и размышлять - как ты бы поступил на месте этих героев. Осуждаешь ли ты их решение, либо же наоборот - одобряешь.

Лично я считаю, что они поступили правильно. Есть взаимоотношения, которые так и нужно рвать - на самом взлете, на пике. Просто для того, чтобы сохранить хорошие воспоминания, которые будут греть еще долго и долго. Можно возразить, что герои таким образом как бы обокрали себя, ведь вполне возможно, что они были бы счастливы вместе... Я так не считаю. И в фильме это довольно четко объясняется. Ведь они встретились исключительно для той самой порнографической связи. И даже тот факт, что они затем понравились друг другу как личности и даже полюбили друг друга - ничего не меняет. Это не любовь. Это, если хотите, страсть. Героиня Натали Бэй сначала говорит, что любит Его так, как никого и никогда в жизни не любила, но затем через пять минут покорно соглашается расстаться с Ним. Она не стала бороться за эту любовь, значит она ей была не нужна. Значит она тоже прекрасно понимала, что дальнейшее развитие событий только обесценит то, что произошло между ними. Она тоже хотела сохранить хорошие воспоминания. В конце концов, в какой-то момент в жизни уже ничего не остается, кроме воспоминаний. И в наших руках сделать так, чтобы некоторые из них были светлыми и радостными. Возможно, ради этого и стоит прерывать некоторые взаимоотношения так, чтобы не опошлить их бытом, ссорами и размолвками. Герои этого фильма так и сделали. Я их решение одобряю целиком и полностью.

Актеры играют замечательно. Натали Бэй мне давно очень нравится, Серхи Лопеса я увидел первый раз, но ансамбль из них получился очень гармоничный. Тем более, что задача стояла весьма сложная. В этом фильме нельзя было скатываться до "театральщины". Никакие "жестокие чувства", заламывания рук и бурные эмоции не отвечали задаче, поставленной режиссером и сценаристом. Поэтому Натали Бэй и Серхи Лопес играют очень сдержанно, очень мягко и, если хотите, целомудренно. Картина вообще получилась на редкость целомудренной, что, безусловно, нужно отнести не к недостаткам, а к достоинствам. Возможно, Фонтейну проще было бы внести в картину элементы излишнего в данном случае натурализма, чтобы привлечь внимание к фильму за счет некоей скандальности, однако он не стал этого делать, за что ему низкий поклон и благодарность.

Я этот фильм посмотрел с большим удовольствием. Прекрасно поставленная картина о человеческих взаимоотношениях, с тонкой, мягкой и очень естественной игрой актеров. Посмотрите этот фильм, подумайте, могли бы вы оказаться в подобной ситуации и если да, то как бы вы повели себя на месте главных героев...


Поиск по названию