Повелитель бури / Hurt Locker, The

Военная драма "Повелитель бури" (The Hurt Locker)
Режиссер - Кэтрин Бигелоу. В ролях - Джереми Реннер, Энтони Мэки, Брайан Джерати, Гай Пирс, Рэйф Файнс, Дэвид Морс, Эванджелина Лилли, Кристиан Камарго. США. 2008. 131 мин. Бюджет: $15 млн. Сборы по миру: $22 млн.

Ирак, наши дни. Группа из трех американских солдат занимается проверкой и обезвреживанием всяких мин и боеприпасов - выполняет задания различного уровня сложности и опасности. В этой троице главный - сапер сержант Мэтт Томпсон (Гай Пирс). На нем лежит наибольшая ответственность, и он больше всех остальных подвергается смертельной опасности. Сержант Джей Ти Сэнборн (Энтони Мэки) руководит поддержкой сапера: он контролирует окрестности, ведет радиосвязь с Томпсоном и дает задания третьему члену группы - специалисту Оуэну Элдриджу (Брайан Джерати), который, как правило, занимается осмотром места событий с верхних точек.

Во время выполнения одного из очередных заданий, когда у группы сломался специальный робот, обследующий подозрительные предметы, сапер Томпсон погиб: он пытался подорвать заложенную мину, а террористы подорвали ее с помощью мобильного телефона в тот момент, когда сапер находился на опасном расстоянии.

Вместо Томпсона прибыл другой сапер - старший сержант Уиллиам Джеймс (Джереми Реннер). Однако на первом же задании выяснилось, что у Сэнборна и Элдриджа с Уиллом будут значительные проблемы. С Мэттом Томпсоном у них было полное взаимопонимание: тот четко работал в связке с остальными двумя специалистами, без необходимости не рисковал и делал все для того, чтобы и он сам вернулся домой не в цинковом гробу, и остальные двое членов группы остались живыми и здоровыми.

Джеймс - не такой. Он постоянно рискует - и при необходимости, и даже тогда, когда прямой необходимости в этом нет. Выполнение заданий для него - часть какой-то странной смертельной игры. Он действительно отличный специалист, но, похоже, то ли считает себя заговоренным, то ли не верит в то, что когда-нибудь очередная мина или начиненная взрывчаткой машина взорвется в двух шагах от него.

Как-то раз во время разминирования набитой минами машины Уилл вообще снял и выбросил наушники, с помощью которых осуществлялась его связь с Сэнборном. После этого Сэнборн стал всерьез подумывать о том, как бы им избавиться от Джеймса - до того, как сапер утянет за собой весь отряд во время очередного адреналинового разминирования.

Однако постепенно бойцы группы притираются друг к другу. Сэнборн и Элдридж видят, что Уилл - действительно отличный специалист. А что у него практически нет чувства самосохранения - ну, значит, человек такой. На войне у многих происходит переворот в мозгах.

***

Честно говоря, я посмотрел этот фильм еще до того, как началась вся эта шумиха с "Оскарами", фигоскарами и прочими 72 наградами и 46 номинациями, которые он получил. И мне картина очень понравилась. Не знаю, как "Оскар" за фильм года и все такое, но это один из лучших фильмов, что я видел за последний год.

Почитал отзывы и обсуждения на форумах - остался в сильном недоумении. Одна часть народа считает эту картину тупой агиткой за миссию американцев в Ираке. Другая часть выискивает в фильме бесконечные "ляпы" - мол, таких саперов не бывает, а если бывают, то они себя так не ведут, а если ведут, то не так, а в реальной жизни оно все по-другому...

Что на это сказать? По поводу агитки - тут вообще надо не иметь ни малейшей извилины в мозгу, чтобы сказать подобную чушь. В "Повелителе бури" вообще ничего не говорится о том, почему американская армия находится в Ираке и что она там делает. Сам факт нахождения американцев в Ираке не одобряется и не осуждается. Кэтрин Бигелоу просто показала мужчин на войне. А что это за война, справедливая она или нет - для солдат в Ираке в данном случае это не имеет особого значения. Они оказались на войне. Им в этой войне нужно выполнять задания и как-то выжить - вот и все. То, что они буквально каждую секунду могут погибнуть, - это совершенно ненормальное состояние для молодых ребят. И они это прекрасно понимают. Им вовсе не хочется погибнуть в этой "миротворческой миссии". Да и с миротворчеством там явно наблюдаются серьезные проблемы, когда практически каждый житель Ирака может оказаться террористом и кинуть под ноги солдатам бомбу - в благодарность за то, что их страну "освободили" от Саддама.

По поводу правдоподобности - неправдоподобности и того, что, вообще-то, саперы себя так не ведут, а если и ведут, то совсем не так... Вообще, интересно читать безапелляционные заявления на форумах по этому поводу от тинейджеров, которые, конечно же, прошли все мыслимые и немыслимые войны, а кроме того, неоднократно собственноручно разминировали пачки сигарет на заднем дворе своей школы. Что интересно, отзывы реальных саперов, работавших в Ираке, заметно более сдержанные. Конечно, они указывают на некоторые несостыковки и даже явные несуразности, но тут нужно хорошо понимать, что это - кино. Есть чисто кинематографические условности. Как, например, сцена с подрывом мины по мобильному телефону - разумеется, в реальной жизни этот араб не стал бы вылезать с мобильником на улицу, рискуя получить пулю в лоб. Но режиссеру нужно было показать, что мина подорвана звонком по мобильнику, поэтому и появилась эта не вполне достоверная сцена.

Говорить о том, что нормальный, дескать, сапер не будет себя вести так, как ведет себя Уилл, на мой взгляд, некорректно. В его поведении нет ничего искусственного и неправдоподобного. Ну да, он продолжил разминирование машины тогда, когда можно было спокойно покинуть опасное место! Но это было дело его профессиональной чести! Он должен был разминировать машину - профессионал не может останавливаться на полдороге!

И все остальные его якобы глупые поступки - выезд в одиночестве в город, сцена с мальчиком и рейд по ночному кварталу - в фильме выглядят вполне естественно. На войне нередко совершаются алогичные поступки. Никто не может понять, что творится в голове у парня на войне, когда ты сам сидишь в своей уютной жежешечке и потягиваешь холодное пивко.

А Кэтрин Бигелоу показала, что и как там творится. Показала честно и талантливо. Там вроде ничего особенного не происходит - обычная будничная работа на оккупированной территории. Но фильм от начала и до конца держит в очень сильном напряжении - этим ребятам реально сопереживаешь. И кажется, что при этом смотришь документальный фильм.

Джереми Реннер просто поразил. Посмотрел его фильмографию и с удивлением выяснил, что видел его в тупой агитке (вот это - реально тупая агитка) под названием S.W.A.T. - я там его совершенно не запомнил. А здесь он обращает на себя внимание буквально с первого кадра - и вовсе не только потому, что играет главного героя. Реннер в роли Уилла Джеймса выглядит настолько органично, ярко и естественно, что это просто удивительно. Опять-таки, вроде ничего особенного - парень просто делает свою работу. Но его лицо, мимика, выражение глаз - по ним хорошо видно, что для Уилла это все игра. Он не задумывается над тем, что каждую минуту может погибнуть. Он умеет делать эту работу - и он ее делает. Ничего другого он делать не умеет, работа сапера - это все, что у него осталось. И адреналин, который он получает, ежедневно рискуя жизнью, заменяет ему практически все другие удовольствия.


Реннер в фильме S.W.A.T.

Реннер сыграл просто потрясающе - его за эту роль номинировали на "Оскар".

Очень неплохо выглядел Энтони Мэки в роли сержанта Сэнборна. Отлично показано, как у Сэнборна менялось отношение к Уиллу: от ненависти к уважению и даже дружбе. Как он начинал понимать, что это за парень и что им движет.

В небольших эпизодических ролях здесь появились Дэвид Морс и Рэйф Файнс (Файнс играл у Бигелоу в отличном фильме "Странные дни"). Морс сыграл крутого полковника Рида - там была очень мощная сцена, когда Рид хвалит Уилла после разминирования автомобиля. Хвалит так, что непонятно: то ли он реально восхищен, то ли двинет за что-то парню прикладом в зубы.

А Файнс появился в другой не менее классной сцене, когда группа Уилла попадает в засаду вместе с группой британцев: Файнс играет ее предводителя.

Ради достоверности и реалистичности Бигелоу снимала этот фильм цифровыми камерами, имитирующими любительскую съемку. Я обычно не очень люблю этот прием, однако здесь он оправдан целиком и полностью - создается явный эффект просмотра документального кино.

В общем, на мой взгляд, фильм получился очень сильный. Да, он не без недостатков, но лично мне совершенно не хочется копаться в деталях и выяснять, что там достоверно, а что нет. Это очень мужской фильм, снятый о парнях на войне. Снятый честно и без малейших признаков агитки или слюнявого пафоса. Удивительно, что именно этот фильм получил главного "Оскара" в 2010 году и что его осыпали таким ворохом наград - по-настоящему хорошие и совершенно некассовые фильмы (в прокате он практически провалился) редко получают такое признание.

Но никакие "Оскары" эту картину испортить уже не могут. Это очень хороший фильм, который я уже посмотрел два раза (в дубляже и потом в оригинале) и еще буду не раз пересматривать. Он этого достоин.

***








***


Поиск по названию