Планета Ка-Пэкс / K-PAX

Фантастическая драма "Планета Ка-Пэкс" (K-PAX)
Режиссер - Айян Софтли. В ролях - Кевин Спейси, Джефф Бриджес, Мэри Маккормик. Германия-США. 2001. 120 мин.

Кто его знает, откуда он появился, этот Прот (Кевин Спейси)... Он возник как бы из ниоткуда в центре зала нью-йоркского вокзала, и даже стекла его черных очков не могли скрыть благожелательного выражения лица, с которым он разглядывал окружающих... Странный он парень, очень странный - решили в полиции и сдали Прота в психиатрическую клинику, где наблюдались сложные и запущенные случаи.

Почему вдруг такое насилие над личностью? А дело не в том, что у Прота не было никаких документов. Просто он утверждал, что прилетел на Землю с планеты Ка-Пэкс. Ну да, с планеты Ка-Пэкс. Обычная планета, населенная гуманоидными существами, находящаяся в созвездии Лиры. Два солнца и шесть фиолетовых лун. Очень красивое место, джентльмены. Что говорите? На чем я сюда прибыл? О, это очень просто. На луче света. Ну да, один седовласый землянин утверждал, что ничто не может двигаться со скоростью, выше скорости света. Но он, джентльмены, просто не пробовал этого делать. А я пробовал. Моя масса не увеличивалась, я вас уверяю...

В больнице с Протом работает доктор Марк Пауэлл (Джефф Бриджес). Он - профессионал высокого класса, поэтому сталкивался с кем угодно: с наполеонами, жаннами д'арк, иисусами христами и венерианскими квадроидами. Так что какой-то капэксианец - это не проблема. Тем более, что парень, похоже, не буйный, а совсем даже наоборот - просто-таки тихушник.

Однако все оказалось не так просто, как представлялось доктору Пауэллу. Этот Прот - он очень загадочный. Но вместе с этим в своих словах и действиях - последователен и логичен. Он не только четко знает, где находится эта Ка-Пэкс, но и владеет глубочайшими, чисто астрономическими познаниями о ее солнечной системе, приводя своими рассказами и рисунками в шок астрономов с мировым именем. Он потихоньку начинает лечить остальных пациентов психиатрической больницы и прекрасно в этом преуспевает. Он...

Он рассказывает такие вещи, что доктор Пауэлл потихоньку начинает чувствовать, что у него едет крыша. У НЕГО! У знаменитого врача-психиатра! Тем не менее профессионализм доктора берет верх, и он начинает думать, сопоставлять и анализировать. Ка-Пэкс Ка-Пэксом, но у Прота должно быть какое-то прошлое. Что-то за этим должно стоять...

Тогда Пауэлл, чувствуя, что зашел в тупик, подвергает Прота глубокому гипнозу, во время которого у пациента можно из самого подсознания вытащить всякие воспоминания, оставившие серьезный след в психике. И вот тут-то начинает хоть что-то проясняться...

***

Сразу видно, что картина поставлена по хорошему литературному произведению (по роману Джина Брюэра), причем киносценаристы его не испортили. Сюжет - просто отличный. Это надо было в одном произведении намешать драму, детектив, трагедию и фантастику. Причем намешать так, чтобы это было интересно и захватывающе. Претензий к сценарию нет никаких, наоборот - очень здорово, что все сделано именно так. Особенно концовка. Лучше и придумать было нельзя. Впрочем, понятно, что я не буду о ней рассказывать, чтобы не портить вам впечатление.

Из Кевина Спейси и Джеффа Бриджеса получился очень хороший актерский дуэт. Однако, что интересно, первоначально на роль Прота планировался Уилл Смит (он даже собирался стать продюсером картины), а Спейси предлагали роль доктора Пауэлла... К счастью, Прота сыграл все-таки Спейси. Мне сейчас трудно представить, что из этой роли сделал бы Уилл Смит. Получился бы совсем другой фильм. Совершенно другой.

Спейси же в роли Прота - просто идеален. Его знаменитая загадочная и немного дьявольская улыбка; почти полная беспристрастность, во время которой играют только глаза, сменяющаяся резкими взрывами эмоций; отстраненное выражение лица, позволяющее поверить в то, что он - не житель Земли, а действительно капэксианец, прилетевший на нашу планету с помощью луча света...

Джефф Бриджес в роли доктора Пауэлла - очень и очень неплох: эмоционален, искренен, романтичен и добр. Работая с Протом, он решает не только чисто врачебные задачи, но и свои собственные семейные психологические проблемы. Кто бы ни был этот Прот - капэксианец, душевнобольной, человек, переживший жуткую трагедию и таким образом пытающийся уйти от действительности, - но он дает понять доктору Пауэллу некоторые вещи, которые раньше уходили от его понимания. И доктор Пауэлл очень привязался к Проту, хотя, как врач, он не имеет права этого делать...

Фильм очень здорово поставлен (режиссер - англичанин Айян Софтли). Отлично подобрана музыка - немного мистическая и загадочная, как сам фильм. Быстрый переход от немного сонных и безмятежных эпизодов к стремительным резким и даже жестоким кадрам - постоянно держит в напряжении. Также есть немало довольно красивых операторских решений - особенно когда Прота везут на такси в обсерваторию, и он через заднее стекло машины смотрит на город.

Короче говоря, мне картина весьма понравилась. Я люблю умные фильмы, которые заставляют подумать. А здесь все сделано очень умно, достойно и талантливо. И даже с некоторыми сентиментальными эпизодами создатели картины не пережали, не превратили их в обычную слезодавилку.

Не знаю, можно ли этот фильм рекомендовать абсолютно всем... Для тех, кто привык к бесконечному экшну, картина может показаться слегка нудноватой. Однако она не нудноватая. Она созерцательная. Чтобы вы успевали подумать прямо во время просмотра фильма.

По этой же причине его не обязательно смотреть в кинотеатре. Чисто видовых эпизодов там практически нет. Так что фильм спокойно можно купить на кассете и посмотреть дома, чтобы никто не мешал, не звенел над ухом мобильным телефоном и не хрустел попкорном. Этот фильм очень личный и даже интимный. И он классный.


Поиск по названию