Перевозчик / Transporter, The

Боевик "Перевозчик" (The Transporter)
Режиссеры - Луи Леттерье и Кори Юен. В ролях - Джейсон Стэйтэм, Мэтт Шульц, Ки Шу, Франсуа Берлен, Рик Янг. Франция-США. 2002. 94 мин.

Есть такая профессия, сынок, родину защищать. Ну, знаешь, сначала долго и нудно тренируешься, развивая у себя стальные миндалины, а затем любишь родину до исступления в кончиках пальцев, до хрипоты в голосе от чувств-с, до дрожи в руках после трехнедельной пьянки. Зато затем, когда родина потратила на тебя весь свой березовый сок, можно выйти в отставку, а на военную пенсию купить себе маленький скромненький двухэтажный домик в Ницце. Если после этой покупки от пенсии что-нибудь останется, тогда мелочишку потратим на какую-нибудь простенькую автомобильку, вроде BMW 735i 1999 года, снабженную элементарными суперкомпьютерами, а затем обеспечим себе небольшой ежемесячный приварочек, время от времени подкалымливая на этой машинке. Каким образом? Да как угодно! Можно молоко развозить. Можно еще что-нибудь. Что попросят - то и развезем. Бывшие военные на все готовы, как штык!..

Фрэнк Мартин (Джейсон Стэйтэм) - как раз такой отставной военный (ухватки и хозяйственность выдают в нем бывшего прапорщика), который поселился в скромном двухэтажном домике в Ницце и на своей суперновой BMW выполняет разные мелкие поручения. Он называет себя "перевозчик". Работа у него простая, но довольно специфическая. Фрэнк перевозит все, что угодно и куда угодно. Он не задает вопросы и ничем лишним не интересуется. Фрэнку нужно знать только одно: куда подать машину, объем и вес перевозимого груза, пункт назначения. Цена за перевозку высока, но и доставляет он, конечно, не молоко.

У неразговорчивого Фрэнка три железных правила, которые он всегда выполняет. Первое - не отказываться ни от каких предложений. Второе - никаких имен. Третье - не интересоваться, что за груз он перевозит. И все у парня получалось, пока он не нарушил третье правило. Да-да, Фрэнк повел себя совершенно непрофессионально! Он заглянул в перевозимую сумку и обнаружил там китаянку (Ки Шу). Мало того! Он напоил ее кока-колой, что строго-настрого запрещено Женевской конвенцией. Он разрешил ей отправиться пописать, чем она тут же воспользовалась в своих далеко идущих целях. Короче говоря, тихой и спокойной жизни Фрэнка пришел полный пердюмонокль, как говорят в Ницце. Теперь он может забыть о том, чтобы тихо и спокойно перевозить в нужное место грабителей банков под вой десятков полицейских машин, доставлять по указанному адресу чемоданчик с компактной ядерной бомбой или привозить глубоко законспирированному шпиону карты засекреченных пусковых установок. Ничего этого в его жизни больше не будет! Фрэнк встал на опасный путь, и этот путь повел его далеко-далеко, в те места, где суровые мужчины плющат друг другу детородные органы, а толстые китайцы со следами двухсот пятидесяти пластических операций на лице занимаются всяким непотребством. Зато он встретит свою первую и последнюю любовь - полицейского комиссара Таркони...

***

Люк Бессон в интервью очень часто упоминал, что когда он начинал работать режиссером, ему страшно не хватало... продюсера Люка Бессона. Поэтому Бессон, завязав с режиссерством, со страшной силой кинулся в продюсирование, выпуская под своей эгидой несколько фильмов в год. Первый его продюсерский опыт - очень симпатичная комедия "Такси" - позволял надеяться, что Бессон в выборе нового призвания не ошибся. Однако после этого Бессон, как продюсер, не просто покатился под откос, а рухнул вниз с высокого обрыва, подняв огромный фонтан брызг, навеки похоронив под ними надежду на то, что он выпустит что-нибудь приличное. Потому что все эти дансеры, ямакаси и прочие васаби - такой полный отстой и отвратительная дешевка, недостойная даже называться именем "кино", что этого никто не ожидал от человека, который в свое время снял хотя и не шедевры, но весьма симпатичные фильмы. Так что с продюсерской точки зрения имя Бессона стало как бы брендом наоборот: теперь фраза в анонсе "Продюсер - Люк Бессон", скорее, является признаком того, что этот фильм вовсе не нужно смотреть.

К счастью, "Перевозчик" этот постулат оправдывает не на сто процентов. Потому что у фильма есть явные преимущества, в отличие от идиотичных дансеров и тупых до озверения ямакасей. Первое и самое главное достоинство - зрелищность некоторых эпизодов. Не то чтобы вас там ждут какие-то чудеса, однако гонки на машинках, драчки на грузовичках, взрывы из чемоданчика и легкая бомбежка скромной хижины прапора в Ницце - сделано вполне и вполне на уровне. Второе достоинство - постановка драк. Критики пишут о каком-то невероятном перевоплощении Стэйтэма - незабываемого Турка из "Большого куша", - однако я никаких перевоплощений не заметил. Просто Стэйтэм снял свой типично английский сюртучок, нацепил типично шварценеггеровско-виндизельскую маечку, уже не скрывающую бугрящиеся грани его натуры, и проявил себя в полном блеске рукодрыжества и ногомашества. Проявил классно, зрелищно и эффектно. Тут же забываешь флегматика Турка и видишь крутого Фрэнка, который в прыжке двумя ногами одновременно врежет двум негодяйским врагам, десяток врагов окучит простым свитером, а уж что он вытворяет в автобусе и в луже масла - это нужно просто видеть, потому что даже мое бойкое перо не в состоянии описать завихрительные эскапады всех кульбитов.

Третье достоинство - все тот же Стэйтэм. Но уже с точки зрения выражения лица и столь модного сейчас слова "харизматичность". Потому что парень смотрится - очень и очень. Ничуть не хуже ныне звездного Вина Дизеля. Однако Дизель больше склоняется в сторону экстремально-панковской кислотности, и на его стороне симпатии соответствующей части аудитории, а Стэйтэм - невозмутимый крепыш, который придется по душе людям с научным складом ума. Стильный и симпатичный. И даже в глазах его светятся какие-то намеки на ум, которые подобному герою, впрочем, ни на фиг не сдались. Его дело - мужественно выпячивать челюсть (у Стэйтэма она выше всяких похвал, Дизель там и рядом не выпячивался), бугрить мускулатуру и произносить одну фразу в пять минут. Он это и делает, причем солидно, выпукло и стильно. Так что с этой стороны тоже все в порядке. Не знаю, попадет ли Стэйтэм в Большой Голливуд - с иностранными актерами (а он англичанин и живет в Англии) это случается крайне редко, - однако то, что Стэйтэм даст сто очков вперед многим голливудским крепышам - факт.

Далее идут одни недостатки. Главный из которых - то ли нарочитая, то ли сама собой получившаяся тупизна сценария. Впрочем, похоже, что это в последнее время стало фирменным стилем Бессона (а он был одним из авторов сценария) - продюсировать фильмы, сценарий которых рассчитан на десятилетних детей с пороками развития мозжечка. И не нужно мне говорить, что в сценариях боевичков и должна быть масса всяких условностей. Потому что кинематографические условности - это одно. А дебилизм сюжета - это совсем другое. Меня вполне устраивает, когда Бонд спасает мир. Меня также вполне устраивает, когда из иксатого Дизеля делают суперагента, и он сражается с колоритным венгром, который непонятно с какого бодуна собирается уничтожить этот мир. Там все понятно, это все законы жанра. И я вполне готов простить существование несуществующей профессии (по крайней мере, в таком виде) "доставщик". Законы жанра есть законы жанра. Нужно от чего-то оттолкнуться.

Однако когда в сценарий напихивают какие-то жуткие идиотизмы с доставкой несчастных китайцев в контейнерах, а на передний план выходит некий китайский папаша, чью истеричную дочурку Фрэнк мужественно спас и ласково трахнул, я начинаю слегка офигевать. Они там такого идиотизма понавертели с этими китайцами, что даже мужественный отставной прапорщик сильно смазался и потерял в весе. Эту дурацкая, хотя и симпатичная, девчушка то пленница, то заложница, то любящая дочурка, то боевая подруга, то наш человек в тылу врага, то совесть нации, а то и не пойми кто. Похоже, что Бессон или курил какую-то не ту траву, или перешел на галлюциногенные сорта китайского чая. Ничем иным этот сценарий, который через 15 минут после вполне пристойного начала фильма начинает колбасить, как китайца в утлой лодчонке посреди мирового океана, я объяснить не могу.

Папашка девчушки (Рик Янг) похож на престарелого Майкла Джексона - прежде всего, следами многочисленных пластических операций на лице. Этот клоун - великий бизнесмен, любящий отец и преступник мирового масштаба. Свою дочурку он нежно обожает, однако в воспитательных целях время от времени говорит своему водителю: "Следи за ней. Если будет рыпаться - пристрели". Такие трогательные родственные чувства - это что-то. А уж пафос папаши и дочурки... Хорошо, что кот Бублик фильм не видел. Его бы просто стошнило от отвращения... В общем, вся эта китайская идиотизма под конец фильма меня задолбала настолько, что даже Стэйтэм уже не радовал. Взяли да испортили боевичок, который вполне пристойно начинался. Зачем они это сделали? А черт их знает. Бессон, одно слово.

Резюмирую. Посмотреть это дело на большом экране можно, если вас не раздражают до предела тупые сюжеты. Гонки впечатляющие, драки весьма эффектны, Стэйтэм - вообще классный. Злодеи - дурацкие, простые как две копейки и придурковатые. Самый дурной злодей - китаец. Уж и не знаю, почему постановщики не сочли его достойным хоть чуть-чуть более прилично созданного характера. Девочка-китаянка - очень симпатичная. Но у нее характер тоже - не бей лежачего. Все время биться в истерике и грозить папашке. Роль, короче говоря, которой не позавидуешь. В общем, с пивком это кинцо прокатит. Однако у меня осталось чувство сильной досады. Начиналось это все на порядок круче, чем то, во что картину в конце концов превратили. Могли бы сделать приличный фильм. Но не стали или не захотели. Или считают зрителей идиотами. Одно из пятнадцати...



Поиск по названию