Переполох / Hurlyburly

Драма "Переполох" (Hurlyburly).
Режиссер - Энтони Дразан. В ролях - Шон Пенн, Кевин Спейси, Чазз Палминтери, Робин Райт.

Кассету с этим фильмом я купил, как только взглянул на фамилии актеров - Шон Пенн и Кевин Спейси. Шон Пенн мне давно симпатичен, а на Кевина Спейси я всерьез обратил внимание в "Красоте по-американски", и с тех пор он мне все больше и больше нравится. Анонс на кассете гласил: "Новая искрометная комедия, блещущая улетными шутками, крутыми приколами и невероятными розыгрышами; с участием великолепного актерского состава, который никогда раньше не собирался в одном фильме: Шон Пенн, Мег Райан, Кевин Спэйси, Робин Райт, Чазз Палминтери и другие". Ну, подумал я, раз новая искрометная комедия, значит так тому и быть. Пришел домой, включил кассету и стал смотреть...

Закончил смотреть этот фильм я где-то дня через два. Нет, не подумайте, что я трое суток только и делал, что вновь и вновь пересматривал "Переполох"... Я просто бросил его смотреть где-то на первой трети (фильм, кстати, идет два часа), решив, что досматривать не буду, но на следующий день мне все-таки стало интересно, что же там дальше будет, поэтому я посмотрел еще минут сорок, а окончательно добил этот фильм еще через день. Но ДОБИЛ! ДОСМОТРЕЛ! Поэтому теперь имею право поделиться с вами впечатлениями.

Во-первых, мне очень интересно, какой идиот написал на коробке фразу: " Новая искрометная комедия, блещущая улетными шутками, крутыми приколами и невероятными розыгрышами" Потому что с этой фразой получается так же, как и со старым анекдотом:

- Вы слышали, Петя выиграл по лотерее Жигули!

- Во-первых, не в лотерею, а в преферанс. Во-вторых, не Жигули, а пять рублей. В-третьих, не выиграл, а проиграл. И в-четвертых, не Петя, а Вася. Но в остальном - все правильно.

Так и здесь. В этом фильме нет ни одной улетной или даже остающейся шутки, ни одного крутого или плоского прикола и ни одного вероятного или невероятного розыгрыша. Кроме всего прочего, это вовсе не комедия. А в остальном, как говорится, все правильно. Причем убедиться в том, что это не комедия, можно, посмотрев буквально три минуты данного фильма. Поэтому если встретите того идиота, который написал вышеприведенную фразу и причислил этот фильм к комедиям, передайте ему, что он идиот.

Далее. Это вовсе не отстой и невероятная дешевка, как можно было подумать из моего вступления. Просто фильм очень необычный. Я примерно на 15-й минуте подумал, что это какая-то театральная пьеса, сделанная в виде фильма (кстати, позже я выяснил, что так оно и есть - фильм снят по пьесе Дэвида Рейба). Поэтому на протяжении почти всей картины герои сидят дома в большой комнате и разговаривают. Изредка, правда, они выезжают на машине в магазин, но и там продолжают разговаривать.

Так о чем этот фильм... В одном доме живут два мужика в возрасте примерно лет сорока, работающие где-то в сфере шоу-бизнеса. Одного зовут Эдди (Шон Пенн), другого - Микки (Кевин Спейси). Оба - не женаты, и у обоих - проблемы с женщинами, хотя Микки строит из себя плейбоя. Эдди дружит с довольно странным (впрочем, они там все странные) мужиком по имени Фил (Чазз Палминтери). Фил - женат, у него есть ребенок, но он со своей женой постоянно то ссорится, то мирится. В доме обычно присутствует еще один персонаж - Арти (Гарри Шендлинг), но он довольно аморфный и на развитие сюжета, а главное - диалогов особенного влияния не оказывает.

Итак, что же происходит в этом фильме на протяжении двух часов? Практически ничего. Но оно так и планировалось, потому что мужики только и делают, что постоянно разговаривают друг с другом. Точнее, не разговаривают, а ОБСУЖДАЮТ. Обсуждают проблемы друг друга. Эдди обсуждает проблемы взаимоотношений Фила с его женой. Фил обсуждает проблемы Эдди в восприятии им своей головы. Микки не выносит Фила и обсуждает с Эдди вопрос - какой же Фил тупоголовый, идиотский, дебильный кретин. Арти, надо сказать, вообще мало что обсуждает, но зато он приводит мужикам молодую девку, которую он нашел в лифте. Девку можно трахнуть, потому что ей некуда податься, да ей и самой этого хочется. Эдди с Филом ее трахнули (натуралистических подробностей в фильме нет), а Микки до ее тела не допустили, потому что он строит из себя плейбоя - значит пусть обломится.

Впрочем, девкой они забавлялись достаточно недолго, потому что Фил решил, что все эти сиськи и попки отвлекают его от попыток самоанализа после развода с женой, поэтому Фил с девкой повздорили, и она уехала автостопом куда-то в сторону Китая.

Эдди делает попытку как-то развеселить Фила, поэтому приглашает в дом свою знакомую проститутку. Фил отправляется с ней покататься на машине, но потом почему-то выкидывает ее из машины на ходу. Почему? Да потому что она мешала ему копаться в собственных мыслях. Проститутка прибегает жаловаться Эдди, а тот в ответ произносит шикарную фразу:

- Не надейся, что ты получишь компенсацию, потому что ущерб, причиненный тебе, незначителен.

Вообще, в фильме самый писк - это диалоги! Кроме диалогов там ничего нет. Но разговоры героев - это что-то особенного! Ситуации особую пикантность придает тот факт, что Эдди непрерывно нюхает кокаин, поэтому большинство бесед в фильме идет как бы через призму его обостренного восприятия. Честно говоря, я вообще никогда не употреблял наркотики и не знаю - действительно ли после кокаина люди выдают такие невероятно забавные сентенции, но попробовать меня, если честно, не тянет. Лучше "Переполох" еще раз пересмотреть, потому что часть диалогов я вообще хотел выучить наизусть.

Чего, спрашиваете, в этих диалогах прелестного? А вот смотрите - я сейчас не поленюсь и изложу кусочек беседы между Эдди и его подругой Дарлин (Робин Райт), которая едет с ним в машине. Они хотят покушать в ресторане, и Эдди интересуется - какой именно из двух ресторанов Дарлин предпочитает. Она отвечает, что все равно, потому что ей нравятся оба ресторана. И дальше начинается (я даю весь диалог так, как он есть, не выкидывая оттуда не очень приличные слова)...

(Э) - Как они могут нравиться тебе одинаково? Один французский, другой китайский! Они разные! Что для тебя мир? Одно большое пятно, в котором все автоматически схоже со всем на одном иерархическом уровне? У них общее только то, что они оба - рестораны. Ты не понимаешь! Они оба - рестораны. И все!

(Д) - Ты в курсе, что ты кричишь?

(Э) - Я повысил тон для значительности. Это допустимый уровень голоса. Особенно, когда мне нужно еще пробиваться сквозь облако, в котором ты сидишь. Сквозь затемнение, лишенного самых примитивных признаков отличия.

(Д) - Просто позвони в какой-нибудь ресторан, ладно?

Эдди резко бьет по тормозам и останавливается у обочины.

(Э) - Зачем ты это делаешь?

(Д) - Я голодна! Я хочу съесть что-нибудь, пока я не упала в обморок.

(Э) - По-моему, ты что-то задумала.

(Д) - Что? Я что-то задумала? Ты будешь говорить мне, голодна я или нет?

(Э) - Чушь собачья.

(Д) - Задумала? Это паранойя, Эдди! Паранойя, мать твою! Будь бдителен, потому что ты распыляешься.

(Э) - Я в порядке.

(Д) - Ты в порядке? Когда ты орешь, что я что-то задумала - это паранойя.

(Э) - Нет, если ты что-то задумала - это не паранойя.

(Д) - Ничего я не задумала, поверь мне! Очень похоже, что ты слегка сдвинулся.

Эдди выходит из машины и кричит.

(Э) - Я должен верить твоему суждению о моем душевном равновесии? О нюансах моей разумности? Ты же даже не можешь отличить французский ресторан от китайского, вот что я тебе скажу.

(Д) - Мне нравится и тот, и другой!

(Э) - Но они разные! Один французский, другой китайский! Они имеют свои сраные отличия!

(Д) - По моей личной, эмоциональной и субъективной оценке - нет.

(Э) - Вкус, декор, интерьер, официанты, акценты, такие сраные акценты - такие фразочки, которые бросают друг другу официанты, когда они орут на совершенно разных языках! И ничто из этих сраных различий не производит на тебя впечатление?

(Д) - Да! На меня производит впечатление, что они оба мне нравятся!

(Э) - Вот твое личное эмоциональное мнение - и есть этот гигантский сраный туман. Ты что, живешь какой-то странной жизнью, где все раздваивается, и ты не видишь разницы, поэтому ты натягиваешь тугой провод между людьми, которые с тобой могут как-то общаться? Скажи мне, пожалуйста, ты ведь так делаешь в своей жизни?

(Д) - Пошел ты на хер!

(Э) - А что не так?

Ну как? По-моему, супер! Это, впрочем, один из лучших диалогов в фильме, но там есть еще минимум пять, примерно такого же плана. Въехать в них непросто, но когда начинаешь понимать всю прелесть психоделических бесед, то просто наслаждаешься. Причем даже без всякого кокаина, потому что весь кокаин вынюхал Эдди.

Впрочем, наверняка много зависит от переводчика. Мне попалась кассета с переводом, по-моему, Санаева. Я, на всякий случай, оцифровал маленький кусочек, который вы можете скачать отсюда (файл wav, и он занимает где-то чуть больше 100 кило; у меня, к сожалению, не получилось конвертировать его в mp3).

Самое смешное во всех этих диалогах заключается в том, что когда их слушаешь дальше и дальше, крыша начинает сначала потихоньку ворочаться на своем насиженном месте, затем чуть-чуть приподнимается, а после и вовсе начинает уезжать вечерней электричкой в далекие края. Именно поэтому желательно данный фильм смотреть с некоторыми перерывами, чтобы крышу хотя бы изредка возвращать на место.

Вслушайтесь в диалоги, потому что если в них не въехать, то фильм смотреть не имеет никакого смысла.

Честно говоря, я даже и не знаю, как его оценивать. Он совершенно камерный, театральный и достаточно необычный. Герои общаются друг с другом так, как обычно люди вообще друг с другом не разговаривают (разве что нанюхавшись кокаина, но я уже говорил, что у меня в этом плане опыта нет никакого). Но слушается это все очень забавно. Суть не в том, ЧТО они обсуждают (потому что ничего особенного во всей этой трепотне нет, и никаких основополагающих вещей вы для себя в их речах не узнаете), а в том - КАК они это все обсуждают. Самый супер - это отъехавший от героина Эдди. Очень классно выглядит романтически настроенный циник Макс (циники всегда в душе ужасно сентиментально и романтически настроены, а за внешним цинизмом обычно скрывают или какие-то душевные травмы, или комплексы), который кокаин не нюхает, но на протяжении всего фильма попивает вискарь. Фил вообще не пьет и не нюхает, но он по жизни - безумно странный и какой-то не такой. Так что компания подобралась - я вас умоляю!

Должны ли вы посмотреть этот фильм? Понятия не имею. Скорее всего, 80% из вас его выключат после первых 10-15 минут. Это, впрочем, вовсе не означает, что вы - тупые или не въезжаете. Просто фильм очень непростой и уж очень на любителя. Но мне он понравился. Совершенно неожиданно для себя понравился. И я его даже буду пересматривать. Потому что с первого раза там во все врубиться - совершенно невозможно.

 



Поиск по названию