Отпетые мошенники / Dirty Rotten Scoundrels

Комедия "Отпетые мошенники"(Dirty Rotten Scoundrels)
Режиссер - Фрэнк Оз. В ролях - Майкл Кейн,Стив Мартин, Гленн Хэдли, Антон Роджерс,Барбара Харрис. США. 1988. 110 мин.

Я довольно редко пишу рецензии на хорошие старые фильмы. Ну, вроде, зачем что-то писать, когда, во-первых, их все и так смотрели, а во-вторых, о хороших фильмах и писать-то особенно нечего, ведь и так все знают, что это классные фильмы... Однако когда я сегодня засел писать рецензию на только что отсмотренную новую комедию "Что могло быть хуже?" с Дэнни ДеВито (вот и ДеВито стал сниматься во всяком отстое) и Мартином Лоуренсом, мне вдруг стало так тоскливо... И вот тут тоскующий взгляд упал на коробку с фильмом "Отпетые мошенники", а в голову вдруг пришла мысль, что я уже писал о фильмах Фрэнка Оза ("А как же Боб?", "Боуфингер" и "Медвежатник"), между тем его лучший фильм - "Отпетые мошенники" - остался вне сферы моего видеораздела. А это обидно. И мне, и Фрэнку Озу. Поэтому я убрал со стола эту дурацкую поделку "Что могло быть хуже?" и с благоговением положил перед собой коробочку с "Отпетыми мошенниками". И рот сразу растянулся в улыбке. Потому что парочка Майкл Кейн и Стив Мартин в этом фильме вытворяет нечто невообразимое...

Лоуренс Джемисон (Майкл Кейн) -профессиональный жиголо очень высокогокласса. Он переезжает с одного модногокурорта на другой, знакомится там сэкзальтированными и богатыми особами,выдает им себя за принца в изгнании или ещекого-нибудь из этой серии, в результате чегодоверчивые тетки делают всевозможныекрупные денежные взносы в фондосвобождения родной страны Лоуренса -всякий раз разной, причем несуществующей.Впрочем, Джемисон не любит однообразия,поэтому не повторяет каждый раз одну и ту жесказку. Он и принц, и русский князь, изнаменитый психиатр, и великий иллюзионист,и супершпион, и... Словом, все его жигольскиеипостаси перечислять довольно долго, ведь уЛоуренса очень богатая фантазия.

Как-то раз, переезжая в поезде с одного курорта на другой, Джемисон в вагоне-ресторане увидел некоего молодого человека по имени Фредди Бенсон (Стив Мартин), который избрал весьма похожую профессию. Однако Фредди еще слишком молод, неопытен, поэтому его профессионализма хватает максимум на то, чтобы выставить сердобольную тетку на ужин и получить от нее пару десятков долларов. Тем не менее Джемисон боится, что Фредди на курорте может составить ему конкуренцию, поэтому подставляет парня и избавляется от него. Однако Фредди оказался не промах. Он выяснил, кто такой Лоуренс, вернулся и потребовал, чтобы тот занялся его обучением. Джемисон соглашается, надеясь сделать так, чтобы Фредди скоро надоело, и он убрался из города.

Начинается процесс обучения молодого петушка старым. Учеба долгая, утомительная. Фредди нужно не только постичь все тонкости искусства обмана женщин, но и еще приобрести великосветские привычки, ведь с его фермерской манерой общения к богатым теткам и за версту подходить нельзя.

Параллельно Джемисонпроворачивает несколько афер - уже сучастием Фредди, - причем на этом онзарабатывает весьма приличные деньги. НоФредди со всего этого денежного потокапрактически ничего не достается. Он жетолько подставная пешка, а не главноедействующее лицо. "Учись, студент", -говорит ему Джемисон, отечески потрепавФредди по голове, так же отечески пряча ксебе в карман толстую пачку денег...

И Фредди не выдерживает такогоизмывательства! Он разругивается сЛоуренсом и уходит от него в свободноеплавание. Не нужен мне этот напыщенныйиндюк, думает Фредди, я и сам справлюсь безэтого старикашки...

И случается так, что на курорт вофранцузской Ривьере, где промышляют обамошенника, приезжает молоденькая девушкаДжанет Колгейт, которую называют мыльнойкоролевой Америки - мол, она дочка какого-токрупного промышленника. Понятно, что утетки денег просто куры не клюют, а раз куры- к ней тут же слетаются два петушка: молодой,горячий, но еще зеленый Фредди и ужеизрядно потрепанный жизнью, но импозантныйи весьма многоопытный Джемисон. Между ниминачинается настоящее соревнование заденьги мисс Колгейт. Ведь на картупоставлена не прибыль. На карту поставленапрофессиональная честь. Кто сможет окучитьэту дурочку - тот первый в своей профессии. Иони делают все для того, чтобы афера удалась,одновременно пытаясь вывести соперника изстроя...

***

Великолепная комедия, настоящаяклассика жанра! Вздыхая, произношу уженадоевшую фразу: "Сейчас так не снимают"...В "Отпетых мошенниках" прекрасно все:сценарий - умный, захватывающий, динамичный,очень остроумный, изобилующий неожиданнымиповоротами сюжета, режиссура и актерскийансамбль.

Майкл Кейн и Стив Мартин - лучшекомедийного ансамбля я, пожалуй, невстречал. Тонкий, ироничный, стильный, дачто там говорить - великолепный Джемисон исуматошный, горячий, простоватый,глуповатый, но очень старающийся прыгнутьвыше своей белесой головы Фредди.

Сцены обучения Джемисоном Фреддисделаны с таким блеском, шармом иостроумием, что я их пересматривал многораз. Особенно когда Джемисон принимает уФредди экзамен на великосветские манеры:тот в смокинге выходит на сцену, берет бокалс шампанским, шикарно отпивает из него исовершенно неповторимым движениемзасовывает руку в карман.

(Экслер не выдержал и побежалпересмотреть эту сцену еще раз...)

Но с середины фильма этотансамбль дополняется еще одной яркойзвездочкой - Гленн Хэдли, играющей эту богатуюдурочку мисс Колгейт. Она настолькотрогательна, мила, сентиментальна,очаровательна, наивна и восхитительна, чтовозникает вопрос: неужели эти два ястреба,эти два закоренелых циника, жиголо,афериста и мошенника, грязные крысы,негодяя и мерзавца - посмеют обобрать этудевчушку... (Экслер просто зарыдал весь,уткнувшись лицом в кота Бублика, чтобыскрыть слезы.)

Впрочем, к счастью, добро всегдапобеждает зло, поэтому не волнуйтесь -негодяи будут наказаны по заслугам! Деньгине принесут им счастья! У Фредди из карманаукрадут любимую зажигалку, а у дворецкогоЛоуренса сгорит яичница, и этот лощеныйхлыщ останется без завтрака. Добровосторжествует, зло будет наказано!

Я считаю, что ни Кейн, ни СтивМартин выше того, что они сделали в этомфильме с точки зренияактерской игры, уже не поднимались. Потому что это полныйвосторг от начала и до конца! Каждый эпизод,каждое выражение лица, каждая новая сцена -я пересматриваю это раз за разом и каждыйраз прихожу во все больший восторг.Особенно сравнивая этот шедевр ссовременными комедиями, вроде... Впрочем, небудем о грустном. Будем о прекрасном. Обэтом фильме.

Резюмирую. Я надеюсь, что вы всесмотрели этот фильм. А если вдруг по каким-топричинам не видели - немедленно приобретатьи смотреть! Тонкий юмор, блестящий сарказм,потрясающий стиль (Майкл Кейн - это что-тоневероятное!), оригинальный и захватывающийсюжет, а главное - очень светлое и радостноеощущение, которое оставляет этот фильм,несмотря на свое название (которое дословнопереводится как "Грязные прогнившиемерзавцы"), - вот то, что характерно дляэтого фильма. Такие шедевры не повторяются.Несмотря на то, что Фрэнк Оз снял немалохороших фильмов ("А как же Боб?" лишьнемного не дотягивает до уровня "Отпетыхмошенников"), эта картина - простожемчужина в коллекции совершенноизумительных комедий.

Не просто рекомендую, а если непосмотрите - я с вами даже и разговариватьне хочу...

P.S. Моязаметка о картине 1964 года "Bedtime Story",ремейком которой является этот фильм.  



Поиск по названию