Однажды в Мексике / Once Upon a Time in Mexico

Боевик "Однажды в Мексике. Отчаянный 2" (Once Upon a Time in Mexico)
Режиссер - Роберт Родригес. В ролях - Джонни Депп, Антонио Бандерас, Сальма Хайек, Уиллем Дефо, Микки Рурк, Ева Мендес, Дэнни Трехо, Энрике Иглесиас, Марко Леонарди, Чич Марин. США. 2003. 102 мин.

Фильм рождает смешанные чувства.
Как твой новый автомобиль с тещей,
падающий с обрыва...
Из обсуждения фильма на форуме

"Однажды в Мексике" - третья часть трилогии, которая начиналась фильмом "Музыкант" ("El Mariachi"), продолжалась "Отчаянным" ("Desperado") и закончилась где-то в Мексике - стране гитар, текилы и революций. Почему Родригес дал третьей части такое претенциозное название, вызывающее неминуемые аллюзии с двумя шедеврами Серджо Леоне, но аллюзии совершенно неоправданные, - доподлинно неизвестно. "Однажды в Мексике" не является ни шедевром, ни даже просто, так сказать, эпическим полотном психологии человеческих взаимоотношений, так что какие-нибудь "Отчаянный 2", "Вконец отчаявшийся" или "Кровь, пот и революция" были бы, на взгляд мой и кота Бублика, намного более уместными в данной ситуации. Впрочем, мы не собираемся учить Родригеса жизни, мы недостаточно наглые для этого.

Как известно, "El Mariachi" Родригес снял за каких-то $7000, что составляет совершенно смехотворную сумму даже для видеоклипа, не говоря уж о фильме. "Desperado" он снял за семь миллионов, и этот фильм, по мнению многих родригесоманов, заметно хуже дешевенького "El Mariachi". Впрочем, "Desperado" вывел на голливудский олимп двух "латинос" - Антонио Бандераса и Сальму Хайек, причем Бандерас с помощью Родригеса сменил имидж с очкастого педераста (как в фильмах Альмадовара) на крутого мачо, и в этом имидже Бандерас навеки и застыл.

В "Однажды в Мексике" вбухано тридцать миллионов (правда, половина этой суммы - гонорары звездам). Следуя логике родригесоманов, это должен быть худший фильм Родригеса. В общем, так оно и есть, но об этом позже. Давайте сначала о сюжете. Он прост и безыскусен...

Агент ЦРУ Сэндс (Джонни Депп) старательно разыскивает Музыканта (Антонио Бандерас), который, как известно, "мексиканец огромного роста" и стреляет, как бесконечнозарядный станковый пулемет. Сэндсу нужно, чтобы Музыкант убил генерала Маркеса, который задумал государственный переворот. Музыкант тоже имеет свои небольшие счеты к Маркесу, потому что тот - сюрприз, сюрприз! - пристрелил его жену (Сальму Хайек). Однако Музыкант не собирается плясать под дудку Сэндса, потому что предпочитает танцевать под свою собственную гитару.

Государственный переворот также готовит местный наркобарон Барильо (Уиллем Дефо), который считает себя народным героем Мексики. Но и генерал считает себя народным героем Мексики. Впрочем, истинным народным героем Мексики все-таки является именно Музыкант, потому что он так и говорит: "Я - сын Мексики".

Сэндс работает осведомителем у Барильо. Однако Барильо только кажется, что он дергает за ниточки Сэндса. Сэндс не любит, когда кто-то дергает за его ниточки. Он предпочитает дергать за ниточки сам. И он не будет танцевать под скрипочку Барильо, так же как Музыкант не будет танцевать под дудочку Сэндса. Поэтому Сэндс нанимает бывшего агента ФБР, чтобы тот убил Барильо. Ведь Сэндс - цээрушник, поэтому бывший агент ФБР будет плясать под его дудочку.

Главное тут - не запутаться. Значит, так... Сэндс нанял Музыканта, чтобы тот убил генерала Маркеса. Он же подговорил бывшего агента ФБР, чтобы тот убил Барильо. Барильо нанял преступника Билли Чемберса (Микки Рурк), чтобы тот своей собачкой испугал бывшего агента ФБР и помешал ему убить Барильо. Плюс - на Барильо работает тетка Аджедрес (Ева Мендес), которая на самом деле работает на ФБР. Но она ведет двойную игру, поэтому фиг догадаешься, на чьей стороне она на самом деле. Поэтому Музыкант нанял себе двух помощников - профессионального алкоголика Фидео (Марко Леонарди) и профессионального красавчика Лоренцо (Энрике Иглесиас), который, как последний педераст в красной расшитой куртке, носит себя туда сюда и этим пугает врагов до развязывания пупка от хохота.

Что будет дальше? Как разрешится данная ситуация, в которой цээрушники нанимают киллеров и эфбээрников, чтобы расправиться с генералами и наркобаронами, а наркобароны и генералы нанимают киллеров и эфбээрников, чтобы расправиться друг с другом и с президентом? Одно можно сказать точно - будет много крови. А эль марьячи еще сыграет на гитаре, вот увидите. Ну и пальнет из базуки, вот услышите...

***

Мне не понравилось. Родригес потерял главное - легкость и стеб. Чем был хорош "Desperado"? Именно легкостью, незамысловатостью и стебом! Совершенно отвязный боевичок, где насупленность Бандераса компенсировалась оригинальной манерой палить с двух стволов, картинно перемещаясь на двух ногах, а кровавость изложения компенсировалась забавным черным юморком основных персонажей - бармена, Бушеми и самым классным рассказчиком анекдотов всех времен и народов.

Здесь же, несмотря на отдельные удачи, нет главного - целостности и общей идеи. Картина разваливается на составные части, каждая из которых, может быть, привлекательна, однако все вместе напоминает лоскутное одеяло. Точнее, миску, в которую одновременно свалили гамбургер, салат оливье, вегетарианскую котлету, бифштекс с кровью и десерт. По отдельности - вкусно, вместе - ужасно.

Родригес сам говорил, что фильм снимался "на лету" - то есть у него не было четкого сценария и заранее написанных диалогов. Все это снималось как бог на душу положит, а диалоги писались практически в ночь перед съемками очередного эпизода. Причем нельзя сказать, что такой подход не имеет права на существование! Просто в результате может получиться или что-то гениальное, или несусветная чушь. То, что сварганил Родригес, ближе к определению "чушь", потому что гениальностью там не пахнет. Все в одной куче: стеб, интрига, сражения и "ридна матка Мексикоу".

Сюжетная линия совершенно перегружена различными персонажами, между которыми существуют крайне сложные взаимоотношения. Честно говоря, мне совершенно неохота было напрягать мозги, чтобы запомнить, кто из них у кого убил жену, маму или папу и кто там хороший, а кто плохой. Кроме того, Музыкант, который по сюжету должен являться центральным персонажем, таковым вовсе не является. Он просто бродит туда-сюда с похоронным выражением лица, постреливая и поигрывая на гитаре. Это ужасно. Где Desperado? Родригес, зачем ты его кастрировал?!!

Я не буду утверждать, что в этом фильме нет эффектных кадров с Бандерасом, но они совершенно вторичны! Они полностью повторяют Desperado. И если в Desperado это создавало классный стиль, то в "Однажды..." подобные кадры выглядят как попытка сорвать новые овации старым и надоевшим трюком. Я не аплодировал. У меня такие штуки не проходят.

Джонни Депп - хорош. Можно сказать, что он единственный фильм и вытягивает, в том смысле, что делает его небезнадежным. Потому что и правда - великолепен! Даже несмотря на все родригесовские весьма спорные сюжетные завихрения, а точнее - вопреки им.

Любимая родригесовская актриса Сальма Хайек на момент создания "Однажды в Мексике" была занята съемками в главном фильме своей жизни - "Фрида", поэтому по сюжету ее убили еще до начала картины, и она там появляется только в воспоминаниях Музыканта о том, как было хорошо, когда они были молоды, горячи и летали с балкона на балкон. Впрочем, даже в потусторонних своих появлениях Сальма невероятно эффектна!

Хороший актер Уиллем Дефо и здесь неплох, но разве что неплох. Что в фильме делает Микки Рурк со своей идиотской собачкой - я совершенно не понял. Особенно неуместно присутствие собачки. Я знаю, что старина Микки съехал с глузда настолько, что и в жизни не расстается с этой помесью чебурашки и летучей мыши, однако зачем Родригес затащил ее в кадр - не знаю. Колорита она, конечно, добавила, но вызвала серьезные сомнения в наличии у Родригеса хоть какой-то внятной идеи. Очень похоже, что он снимал по принципу "а давайте в кадр затащим как можно больше всего". Идея не нова, но к приличному результату она не приводила никого и никогда.

Из той же серии - появление кукольно-слащавого Энрике Иглесиаса. Я понимаю, что теперь миллионы восторженных девушек во всех странах внезапно описаются от счастья прямо во время сеанса, увидев своего любименького Энричика в такой красивенькой красной курточке, расшитой такими симпатичненькими залипушечками, - но уж от когда-то стебового Родригеса я такой дешевки просто не ожидал! Ладно еще, если бы этого персонажа убили бы выстрелом в лоб из базуки - за это я Родригесу сразу бы много простил, - но, увы, ничего подобного не происходит. Этот слащавый недомачо шляется туда-сюда, вызывая стойкое отвращение у всех тех зрителей, которые вышли из пубертатного возраста, - я имею в виду себя и кота Бублика. И даже то, что Родригес заставил Энрике спеть песню своего заклятого конкурента Энрике Мартина, меня не примирило с появлением этого персонажа.

Критики долго язвили на тему внезапного появления в "Однажды в Мексике" персонажей колоритнейших Дэнни Трехо и Чича Марина, которых совершенно однозначно убили еще в "Desperado", - однако я с ними не соглашусь. Меня их появление порадовало. И мне плевать, что их убили в прошлой серии! Бандераса, например, там не убили, а его появление в новом фильме - совершенно не оправдано. И скажу вам честно, за Марина и Трехо я отдам десяток бандерасов, приложив к ним всех энрико иглесиасов, которых только смогу собрать. Вот классные они мужики - Трехо и Марин! Колоритные! Мы с Бубликом радуемся, когда видим их на экране...

Резюмирую. Когда я смотрел это невнятное мельтешение на экране, в голове все время крутилась фраза: "Родригес пошел по неверному пути Рязанова - снял своих "Старых кляч". Затем подумал, что уж если так сравнивать, то "Однажды..." - это не "Старые клячи", а скорее "Тихие омуты": попытка старыми трюками сорвать новые аплодисменты (мне так понравилась эта фраза, что я решил ее повторить, уж простите). Не могу сказать, что "Однажды..." - однозначный отстой, однако фильм явно слабенький. Не сильно удачное подражание Родригеса Родригесу же. Ну и еще массе всяких других режиссеров, только это не подражание, а модное ныне "цитирование" (вроде голубей Джона Ву и так далее). Но если честно, они уже настолько перебарщивают с этим "цитированием", что дальше некуда. Надоело до жути.

Но посмотреть это безобразие можно, особенно если на сценах с Бандерасом глотать пиво, а при появлении Энрике Иглесиаса глушить себя лошадиными дозами текилы. Зато Депп - классный. А за сцену с тасканием бара туда-сюда во время перестрелки (воспоминания Бандераса) я Родригесу вообще простил очень многое. Сцена - блеск! Изумительная! Как самородок в ведре пустой породы...



 


Поиск по названию