3000 миль до Грейслэнда / 3000 Mile To Graceland

Боевик "3000 миль до Грейслэнда" (3000 Mile To Graceland)
Режиссер - Демиан Лихтенштейн. В ролях - Кевин Костнер, Курт Рассел, Кортни Кокс, Кристиан Слейтер, Джон Ловитц. США. 2001. 125 мин.

Честно говоря, я начинаю серьезно бояться за Лас-Вегас. Такой симпатичный, яркий и невероятно циничный город, а голливудские постановщики грабят его уже в который раз. Причем раз от раза Лас-Вегасу достается все больше и больше. Ладно еще, когда три самых крупных казино этого центра развлечений ограбили одиннадцать бравых парней, во главе которых стоял океанический Джордж Клуни... Все-таки это было сделано изящно, элегантно, да и между мистером Оушеном и мистером Бенедиктом походкой парализованной уборщицы бродила Джулия Робертс, прикидывающаяся крутой телкой, поэтому мы, простые зрители, сочувствовали симпатичному Оушену-Клуни и обаятельному Бенедикту-Гарсиа, однако четко понимали, что Бенедикту деньги придется отдать. Ведь его грабят так красиво, так стильно... Однако некоторые другие режиссеры позволяют себе грабить Лас-Вегас грубо и не по-европейски. В этом своем дурацком стиле дикого Запада: трах-бах, все на пол, лежи, сука, лежи, я сказал, пока тебе мозги не вышиб, мать твою, сука...

Мы - Экслер и кот Бублик - не одобряем ограбления подобного типа. И подобных типов, которые снимают такие ограбления. Потому что в залах за автоматами и столами сидим мы, простые зрители, и нам не хотелось бы думать, что мы можем стать жертвами совершенно чужих разборок, и что слегка некорректная фраза "лежи, сука, мать твою, лежи, падла, я сказал" может относиться и к нам. Тем не менее режиссер Лихтенштейн презрел наши зрительские интересы и снял несколько грубоватый фильм об очередном ограблении Лас-Вегаса, который нам и не понравился.

Не понравился по очень многим причинам. Но - обо всем по порядку. Режиссер Лихтенштейн решил не умничать и пошел по настолько проторенной дорожке, что в ее глубокой колее завяз сначала сюжет, затем актеры, а после этого и весь фильм. Увы, ничего умнее, чем два уголовника - один из которых с большим коровьим и добрым сердцем (в его роли симпатичничал Курт Рассел, причем по сюжету парня зовут Майкл Зейн), а второй - козел, скотина и мерзавец Томас Мерфи (Кевин Костнер), - он не придумал. Который с коровьим сердцем за десять лет знакомства почему-то так и не понял, что его дружок - психопат и убийца, поэтому, выйдя из тюрьмы, прямиком бежит к этому Мерфи и соглашается принять участие в ограблении казино Лас-Вегаса.

Преступники в американских фильмах любят маски и карнавальные костюмы. Чулок на голову - это слишком пошло и неэстетично. Поэтому они нацепляют на себя маски президентов, клоунов, птичек, рыбок или какой-нибудь инопланетной твари. Лихтенштейн решил не оригинальничать. В его фильме преступники одеваются под Короля - великого Элвиса. В том казино, которое они собираются ограбить, проходит конкурс двойников Короля, и боевито настроенные джентльмены считают, что их дробовики и карабины с легкостью можно будет скрыть под расшитыми плащами, которые так любил Элвис.

Ограбление казино - самое начало фильма. Поэтому никакого хитроумного плана, в общем, у преступников не было. Они просто вошли в казино, открыли дверь кассы (забавно, что в фильме в кассу можно попасть из обычного гостиничного коридора, хотя на самом деле перед этой Святая Святых десяток кордонов, через которые не прорваться даже Буффало Биллу), забрали бабки и дальше устроили кровавую баню охране, продираясь к выходу. Вот так просто, безо всяких затей - круши все вокруг. Как водится, преступники лавиной огня распетронили штук сто охранников и полицейских. Как водится, полицейские лавиной огня ранили одного из нападавших, хотя вся эта боевитая тусовка минут пять стояла друг напротив друга и полосовала огнем пространство и стены, на которых я заметил симпатичные фестончики.

Ну а дальше - длительное путешествие в Грейслэнд, где им должны обменять бабки (все банкноты в казино - помечены). При этом по дороге герой Кевина Костнера повел себя так, как и должен себя повести явный психопат и убийца, а чудом выживший герой Курта Рассела подхватывает местную шлюху в исполнении Кортни Кокс и ее сынишку с клептоманскими настроениями, после чего отправляется за Костнером. (голосом сверчка из "Буратино") В пути их ждут страшные и невероятные приключения. Деньги будут переходить из рук в руки, шлюха будет то любить Рассела, то кидать, короче говоря, путешествие предстоит - я вас умоляю...

***

После просмотра данного фильма возникает один единственный вопрос: если это все так прилично снято да и актеры хорошие - то почему, черт возьми, кинцо такое занудное и слабенькое, а? Вроде, все на месте... И тебе ураганная перестрелка, снятая по всем законам жанра и даже - о чудо! - почти без киноцитат из "Матрицы" или Джона Ву. И тебе любовная линия между хорошим преступником (кстати, в казино он по охране так и не стрелял... парень палил по светильникам; прям из серии: "Я заметил, что Михалыч зверя-то никогда не бьет") и симпатичной шлюхой. И тебе юный клептоманистый джентльмен, который трогательно хочет стать напарником Рассела. И тебе психопат-урод Костнер, который мочит всех вокруг так, как будто во всех Штатах не осталось ни одного полицейского. И тебе крутые полисы, которые расследуют это преступление, но все никак не расследуют. И тебе сочные френды психопата, которые его настолько нежно любят, что готовы идти и под нож, и под пулю. И тебе... В общем, полный комплект удовольствий воскресного ковбойского дня.

Но почему же так все серенько, а? Я вам отвечу. Потому что хотели как лучше, а сделали как всегда. А этих как всегда сделали уже столько, что хватит не только на весь 21 век, но и еще на пару веков вперед. Потому что уж если подражаешь от начала и до конца, то нужно сделать хоть какое-то светлое пятно, хоть какую-то находку. Здесь же - полный провис по всем фронтам. Причем не провал, а именно провисание и постепенное затухание, как дикий мяв кошки, брошенной из окна. (Бублик, прости, я больше не буду прибегать к таким метафорам.)

Во-первых, у фильма есть серьезные проблемы с монтажом. Рассказывают, что окончательный монтаж делал вовсе не Лихтенштейн, а Костнер и Курт Рассел. Причем каждый из них предложил свою версию. Костнер основной упор сделал на ЧУКАЛОВО, чтобы получился лихой боевик, а Рассел уклонился в сторону развития любовной линии между шлюхой и Зейном. Приняли вариант Костнера, так как он получил более высокий рейтинг на тестовых просмотрах. В итоге всех дел любовная линия очерчена слабыми мазками и выглядит совершенно недостоверной (одни эпизоды противоречат другим), а сплошного чукалова тоже не получилось, потому что шлюха с Зейном периодически что-то там вылюбливается, но без особых, впрочем, драм и трагедий. Просто недотепа встретился с лихой теткой, и у них, типа, взаимная трахательная симпатия. Вы не заплачете от этой любовной истории, я вас уверяю. Это вовсе не "Шербургские зонтики". Это вообще не зонтики. Это Вегас, бейби, это Вегас...

В результате этих монтажных ухищрений фильм получился рваный и неровный. Динамичный в начале и в конце, в двух третях картины он здорово провис. Герои где-то шляются, то пересекаются, то расходятся - в общем, сплошная тоска. Еще и парень этот клептоманистый, которому давно пора сунуть в зубы "Гарри Поттер и волшебный кирпич", после чего приказать неделю не вылезать из сортира, пока он все это не прочитает...

Сцены всех этих перестрелок, правда, сняты довольно пристойно, но перестрелок - как грязи в куче других фильмов, поэтому ничего особо оригинального тут не увидите. Разве что пяток элвисов, палящих из всевозможного оружия - вот это более-менее свежий кадр. Впрочем, насколько я помню, в "Голом короле" уже был Элвис, палящий во все стороны...

Основные претензии - к сценарию. Не буду говорить, что всю эту тусовку (куда, между прочим, входит и Лихтенштейн) нужно срочно облить бензином и поджечь, однако клавиатуру у них лучше отобрать. Во избежание. Потому что если нет ни одной собственной мысли, тогда нужно хоть диалоги, что ли, как-то оживить. А герои за весь фильм даже ни одной традиционно черноюморной шуточки не изрекли, не говоря уже о том, что пара довольно заметных сюжетных линий (герой Костнера оказался всамделишным сыном Короля, а также там появилась девка, которая села к Костнеру на заправке, а потом куда-то испарилась) не получили ровным счетом никакого развития, за что Станиславский всю эту киношную шоблу-моблу не одобрил бы ни разу.

Поэтому вывод делаем один. В кино там смотреть нечего. Дома посмотреть можно, но с серьезными допингами. А вообще-то фильмец - ни вашим, ни нашим. Любители боевичков быстро сдуются от всей этой нудятины в середине, а любители хорошего кино быстро поймут, что к хорошему кино "3000 миль до Греснейлэнда" не имеют ни малейшего отношения.

А за традиционно хэппи-эндный конец хочется самих сценаристов бросить на съедение озверевшим котам. Да и вообще взорвать этот галимый Голливуд к чертовой матери. Сколько можно такое барахло снимать, да еще и с пристойными актерами? Впрочем, Костнера из высшей лиги давно уже поперли, а Рассел там никогда и не был. Там есть Рассел, но совсем даже не Курт, а Кроу. И у того, говорят, уже совсем крыша поехала на почве собственной популярности, и он постоянно устраивает драки в барах. Вот дождется, что ему трахнут кружкой по башке, как Мэлу Гибсону, после чего Кроу построит домашнюю часовню и начнет сниматься в таких сопливо-пафосных фильмах, что уборка кинотеатров увеличится часа на два после каждого сеанса...

Короче говоря, я был недоволен. Кот Бублик - еще более недоволен. Уж не знаю чем. Но эта пушистая зараза - он сердцем чует. Так что делайте свои далеко бредущие выводы.


Поиск по названию