Ограбление на Бейкер-стрит / Bank Job, The

Криминальная драма "Ограблениена Бейкер-стрит" (The Bank Job)
Режиссер - Роджер Дональдсон. В ролях -Джейсон Стэйтэм, Саффрон Берроуз, Дэвид Суше,Стивен Кемпбелл, Дэниел Мэйс, ДжеймсФолкнер, Майкл Джибсон, Ричард Линтерн, КилиХоус, Питер Ди Джерси. Великобритания. 2008. 110мин. Бюджет: $20 млн. Сборы по миру: $40 млн.

- Будешь представляться прорабомиз Ливерпуля.
- Но у меня даже нет ливерпульского акцента!
- Тогда ничего и не говори.
Диалог из фильма

Старина Терри Лизер (ДжейсонСтэйтэм) - более или менее примерный семьянин:у него очаровательная жена Венди (Кили Хоус)и две маленькие дочери. Терри изо всех силстарается обеспечить семью так, какполагается, однако у него это плохополучается. Лизер вырос в весьманеблагополучном районе Лондона, никакогодостойного образования не получил, да инекоторые "профессиональные" навыки,впитанные им в детстве и юности, не позволятпарню занять пост менеджера в какой-нибудьдостойной корпорации. В результате Терриявляется владельцем магазинчика-автомастерской,в которой торгуют подержаннымиавтомобилями и проворачивают всякие мелкиепреступные делишки: скручивают спидометры,потихоньку толкают ворованные машины - вобщем, выживают, как умеют.

Разумеется, такой бизнес - вовсене то, о чем Терри мечтал в детстве, пробуясвою первую пинту пива. Кроме того, дела умастерской идут паршивенько, Терри ужеприлично задолжал местномурайонному авторитету, так что вотносительно ближайшее время у него могутначаться серьезные проблемы с коленнымичашечками. Поэтому когда у Терри нагоризонте вдруг возникла подруга детстваМартин (Саффрон Берроуз), котораяпредложила весьма крупное дельце - Террисразу согласился.

Между тем, дельце - непростое.Терри должен ограбить банк на Бейкер-стрит.Конечно, обычно банки грабят профессионалы,но, по мнению Мартин, в данной ситуациидолжен справиться даже дилетант Терри сосвоими парнями: у банка неделю будетотключена сигнализация, а рядом с нимрасположен сдающийся в аренду магазин,через который можно сделать подкоп прямо вхранилище. Мартин утверждает, что этуинформацию ей на пьянке сообщил одинподвыпивший знакомый, который ни на какуюдолю не претендует.

Терри подозревает, что Мартин какминимум не договаривает. Владеть такойинформацией и разболтать ее знакомой напьянке? Это надо быть полным идиотом. Терридогадывается, что таинственный информаторМартин - вовсе не идиот. Но Лизер при этом незнает главного: этот информатор - сотрудникбританских спецслужб Тим Эверетт (РичардЛинтерн). Именно спецслужбы инициировалиданное ограбление: им нужно добраться доячейки №118, в которой один одиозныйдрагдилер и сутенер Майкл Абдул Малик,выдающий себя за непримиримого борца срасизмом и угнетением, по совету своегодруга порнографа Лу Вогеля (Дэвид Суше)держит конверт с компрометирующимифотографиями. Компромат у Абдул Малика -очень серьезный и касается самыхвысокопоставленных персон Великобритании.Поэтому драгдилер себя так вольготночувствует в Лондоне: спецслужбы не смеютего тронуть, пока не добрались докомпромата.

В результате у руководства MI5и возникла мысль - попробовать чужимируками достать изюминку из глинтвейна: еслиограбление состоится, спецслужбы заберут удилетантов компромат Малика, после чегоуберут дилетантов. Если не состоится идилетанты попадутся - ну что ж, наплевать наэтих чертовых лузеров.

Впрочем, так как Терри что-топодозревает, он постарается принятьопределенные меры предосторожности. Хотяна самом деле на него и его подручных приподобном раскладе нельзя поставить и пенни- уж больно рискованное предприятие.

***

В анонсах фильма "Ограблениена Бейкер-стрит" красуется надпись "основанона реальных событиях". Это правда. Идействительно - в Лондоне в 1971 году былосовершенно одно из самых громкихограблений банка. Судя по всему, ограблениебыло инициировано MI5 именно с цельюзаполучить в свои руки компромат навысокопоставленных особ. (Ходили слухи, чтоснимки имели отношение к принцессеМаргарет, сестре Елизаветы II.) Грабителипохитили денег и драгоценностей наогромную по тем временам сумму в 8 миллионовдолларов, но по факту кражи никоговпоследствии не арестовали. MI5тут же засекретила все материалы по даннойистории, поэтому ограбление на Бейкер-стритосталось самым загадочным преступлениемВеликобритании.

Сейчас, спустя почти сорок лет смомента описываемых событий, какие-тодокументы рассекретили, но полную картинуограбления не удалось воссоздать до сих пор- так же, как и выяснить, кто именно в этомвсем участвовал. Поэтому фильм - этосовершенно вольная реконструкция, вкоторой фигурирует пара-тройка реальныхлиц, а практически все остальные - плодфантазии сценаристов Дика Клемента и ЯнаЛафренейса.

Впрочем, от зрителей особо и нескрывают, что речь идет не о документальнойреконструкции, а просто о криминальнойдраме, основой сценария которой сталанашумевшая старая история.

Поставлено это все по-британскиосновательно, причем, что приятно, в фильменет и следа подражанию Гаю Ритчи - а этимстрадали (или наслаждались) многиебританские криминальные картины, снятые впоследние девять лет. Более того, нет иследа модных голливудских тенденций:бесконечного мельтешения ручной камеры ибешеного клипового монтажа, - что такжерадует.

"Ограбление на Бейкер-стрит"напоминает старые британские фильмы сМайклом Кейном: неторопливое развертываниеповествования, меньше болтовни - большедела, одна пинта пива за обедом и двеистинно британские шутки на всю картину.Или одна? Нет, все-таки две.

Впрочем, Джейсон Стэйтэм в ролиМайкла Кейна - проигрывает по нескольким фронтам.При всем уважении к этому колоритному и,безусловно, харизматичному актеру - даннаяроль все-таки совершенно не его. Стэйтэмотлично играет персонажей, которые малоговорят и много (а главное - быстро)действуют. Но какие-либо эмоции емупрактически недоступны. Даже Шварцухитрялся изображать по крайней мере одноэмоциональное состояние, кромебезразличного блеска чьего-то скорогоубийства в глазах, - для этого он поднималправую бровь, и становилось понятно: ШВАРЦЧТО-ТО ЗАДУМАЛ. А у персонажа Стэйтэма, когдаему полагается испытать какие-то бурныеэмоции, только щетина начинает заметнобыстрее расти - более ничего.

В результате одна из главныхролей - проседает. Особенно когда в самомначале в мастерскую к Терри приходят двоегромил и назидательно портят автомобили, аЛитер не только не отбил у них охоту клюбому дальнейшему размножению, но и дажене рявкнул на них как следует - зрители отэтого испытывают определенноеразочарование. Не таков наш Стэйтэм! Егоперсонажи не прощают оскорблений - на томстоят кассовые сборы!

И даже тот факт, что Терри вовторой половине фильма разочек кому-то все-такиначистил физиономию - общую картину уже неменяет. В этом фильме драк практически нет,налицо - чистое психологическоепротивостояние. И эту психологию Стэйтэм, ксожалению, не вытягивает, хотя имеющаясяхаризма несколько сглаживает данныйпечальный факт.

Остальные персонажи - заметнолучше. Самый яркий из них Дэвид Суше,сыгравший сурового порнографа Лу Вогеля.Суше прославился исполнением ролидетектива Пуаро, а здесь ему выпал шанссыграть одного из главных злодеев: шанс былиспользован на все сто, злодей получилсяпревосходный и Суше здесь даже чем-тонапоминал легендарного Лоренса Оливье.Также очень понравился Ричард Линтерн,сыгравший Тима Эверетта из MI5. Эверетт -персонаж совершенно неоднозначный. С однойстороны, это представитель спецслужбы,которая подставила ни в чем не повинныхлюдей и явно не остановится перед тем, чтобыих просто убить, когда они выполнят задание.С другой, у него есть определенныеморальные принципы, и в общем и целом этотТим в общем-то даже вызывает некую симпатию,особенно в конце фильма.

Саффрон Берроуз в роли Мартин -хороша. Она не то чтобы показывает какую-тозамечательную актерскую игру, однакоактриса красивая и выглядит очень эффектно.

Но основные достоинства фильма,на мой взгляд, все-таки заключаются в сюжете.С какого-то определенного момента действиераскручивается достаточно лихо, и картинасмотрится очень и очень захватывающе:персонажам действительно сопереживаешь инадеешься, что они все-таки смогутвыпутаться из той суровой ситуации, вкоторую они попали.

Впрочем так называемоепослевкусие у картины - так себе. Смотритсяэто все с удовольствием, но уже послепросмотра в голову начинают лезть всякиеалогизмы, несостыковки и так далее. Но ихлучше гнать прочь. Какая, в конце концов,разница, кто там, зачем, почему и с какойцелью? Смотрится картина действительнохорошо, а что еще надо? Кроме того, я вообщелюблю британские фильмы и британскийакцент, а уж с этим у "Ограбления" - всев полном порядке!

***


Поиск по названию