Области тьмы / Limitless

Фантастический триллер "Области тьмы" (Limitless)
Режиссер - Нил Бергер. В ролях - Брэдли Купер, Роберт Де Ниро, Эбби Корниш, Эндрю Хоуард, Анна Фрил, Джонни Витуорт, Томас Арана, Роберт Джон Берк, Даррен Голдштейн. США. 2011. 105 мин. Бюджет: $27 млн. Сборы по миру: $156 млн. Рейтинг на IMDB: 7,3.

Где бы взять такую таблеточку, чтобы 
можно было спать не 23 часа в сутки, а все 46?
Детская наивная мечта кота Бублика

Эдди Мора (Брэдли Купер) - обычный неудачник. Лузер, короче говоря. Он живет в кошмарных дешевых апартаментах китайского квартала, пьет, курит травку и представляет собой довольно-таки жалкое зрелище: жуткая одежда, неряшливые патлы волос, недельная щетина и общая атмосфера тотального пофигизма. Тем не менее у него есть девушка - Линди (Эбби Корниш). Она для Эдди является банком - то есть тратит на них двоих деньги, - домохозяйкой, любовницей и так далее. Очень удобно - для Эдди, разумеется. 

Линди долго считала, что Эдди - талант. Что он когда-нибудь напишет книгу, которая его прославит и принесет массу денег. А сейчас... Ну, просто бывают у талантов в жизни периоды, когда они должны познать себя. Вот Эдди и познает. 

Впрочем, в какой-то момент Линди четко поняла, к чему Эдди приведет подобный метод самопознания, после чего отдала парню ключи и ушла от него - несмотря на то что Эдди какими-то непонятными путями получил от издательства заказ на книгу. Но Линди права - за несколько недель Эдди из себя так и не смог выдавить ни строчки. 

Эдди, находясь в полном отчаянии, вдруг столкнулся на улице со своим бывшим шурином - неким Верноном (Джонни Витуорт). Это тот еще тип - он торгует наркотой, связан со всякими темными личностями, да и сам - личность вовсе не светлая. 

Однако Эдди выбирать не приходится - он на самом дне. Поэтому он выпивает с Верноном, и тот ему сует на пробу некую таблеточку под названием NZT, которая вовсе не наркотик, а просто заставит мозг Эдди работать на полную: как известно, ученые выяснили, что человеческий мозг почему-то использует максимум 10-12 процентов своих возможностей. 

Эдди попробовал таблеточку - и перед ним открылся совершенно новый мир. Он почти мгновенно учит любые языки, помнит все, что когда-то видел даже мельком, а главное - он теперь может с небывалой эффективностью анализировать тот огромный пласт информации, который в процессе жизни набрал его мозг. 

В результате он за день написал треть новой книги, отдраил свое убогое жилище, сделал массу других дел, а на следующий день... На следующий день проснулся обычным лузером Эдди - таблеточка действует не больше суток. 

Эдди помчался к Вернону за новой дозой, тот его отправил купить что-нибудь на завтрак, но пока Эдди бегал по магазинам - Вернона пристрелили какие-то совершенно не светлые личности. Эдди вызвал полицию, но пока он их ждал, обнаружил большой пакет с таблетками NZT, каковые и присвоил, - Эдди не собирается больше оставаться лузером. 

Ну и у парня началась совершенно новая роскошная жизнь, в которой он почти мгновенно пробирается на самый верх. Однако в какой-то момент он выяснит, что таблетки обладают крайне неприятными побочными эффектами, а завязывать с ними он не сможет по определению - это верная смерть. Между тем таблетки в конце концов закончатся, а за Эдди охотятся всякие подозрительные люди, включая русских гопников с главарем Геннадием (Эндрю Хоуард), который парню в свое время одолжил крупную сумму, чтобы тот поднялся, а от него получил таблеточку. Все они хотят таблеточки Эдди. А тому без них - не жить.  

***

Я на этот фильм "клюнул" прежде всего из-за имени режиссера: Нил Бергер - создатель очень незаурядной мистической драмы "Иллюзионист", в которой блистали Эдвард Нортон, Пол Джиамати и Руфус Сьюэлл. 

Данный фильм поставлен по  роману Алана ГлиннаThe Dark Fields, что как раз и переводится как "Областитьмы". А фильм называется Limitless, что переводится как "Безграничный".Так что наши прокатчики дали длярусскоязычного проката название не пофильму, а по первоисточнику. Уж и не знаю,зачем они это сделали, но, по крайней мере, вэтот раз русскоязычное название  невысосано  из пальца, что у нашихпрокатчиков бывает нередко. 

Фильм получился хороший. На IMDB его жанр значится как мистический научно-фантастический триллер, однако я бы его назвал все-таки фантастическим триллером или научно-фантастическим триллером, потому что никакой мистики, в отличие от "Иллюзиониста", здесь нет и в помине. 

Просто какому-то лузеру подозрительный тип дает подозрительную таблеточку, которая включает мощь его мозга на полную катушку. У лузера башка, несмотря на все его лузерство, очень неплохая, и он ею пользуется правильным образом. А потом таблеточки заканчиваются, да и выясняются всякие побочные эффекты - в общем, парню приходится серьезно напрягаться, чтобы банально остаться в живых. 

В этом фильме очень и очень многое построено на поведении и переживаниях главного персонажа - Эдди Мора. Вообще, на данную роль первоначально утвердили трансформерную звезду Шайю Лабафа, однако тот сломал руку в автомобильной аварии, после чего продюсеры выбрали Брэдли Купера. (Кстати, он же является одним из исполнительных продюсеров.)

Решение довольно странное прежде всего из-за того, что Лабаф и Купер - принципиально разные типажи. Лабаф младше Купера на 9 лет, и он звезда откровенно тинейджерских "Трансформеров". Впрочем, в четвертом "Индиане Джонсе" он также играл одну из главных ролей, но понятно, что в "Индиане" самый главный персонаж - все-таки Индиана. 

А Брэдли Купер со своей эффектной внешностью зрелого мужчины зажигал в более возрастных комедиях вроде "Обещать - не значит жениться" или "Мальчишника в Вегасе", ну и в комедийных боевиках вроде "Команды А". 

Надо сказать, что Купер, как и Макконахи, мне всегда нравился: при всей своей внешности лощеного красавчика Купер демонстрировал, что у него в актерском арсенале есть намного больше, чем лощеное красование. И это проблескивало в каждом его фильме. 

Здесь, на мой взгляд, Купер выступил здорово. Переходы от лузера совершенно бомжеского вида к самоуверенной акуле бизнеса сделаны просто отлично: и в лузера веришь на все сто, глядя в эти жалкие пронзительно-голубые глазки ни на что не годного слизняка, и в акулу бизнеса веришь не меньше, наблюдая стальной взгляд голубых глаз человека, которому в этой жизни подвластно абсолютно все.

Подругу Эдди  Линди должна была играть обаяшка Элизабет Бэнкс. Однако она по неизвестной причине не смогла принять участие в проекте, но Эбби Корниш (она играла в фильмах "Хороший год" и "Запрещенный прием") ее заменила вполне достойно - очень похожий типаж, да и сыграла хорошо. 

Роберт Де Ниро в картине появился в роли суперфинансиста Карла Ван Луна, с которым в конце концов начинает работать Эдди. В общем, временами в старине Бобе что-то проблескивало, но выглядел он уставшим, причем вовсе не от бремени финансовых знаний, и в сценах, когда Лун должен был зажечь всей мощью своей власти, был не особенно убедителен. Но, впрочем, мастер есть мастер, роль все равно получилась неплохая. 

Не обошлось тут, понятное дело, и без почти обязательных для современных картин русских бандитов-гопников. Кстати, на этот раз главный персонаж этих гопников получился на удивление эффектный и реалистичный - его сыграл британец Эндрю Хоуард. Нет, никаких теплых чувств он не вызывал и не должен был, однако вовсе не выглядел карикатурным - прям такой настоящий опасный гопник. 

Мне не понравилось, что Бергер начал картину с уже навязшего на зубах приема (первый раз я его увидел в фильме "Подручный Хадсакера" Коэнов), когда главный герой находится в совершенно безвыходной ситуации и собирается прыгнуть из окна (с балкона, с крыши, с Эйфелевой башни, с глузда), далее ситуация отматывается на какое-то время назад, а когда снова возвращается к той же секунде, главгер чудесным (или боевитым) образом спасается. Вот как-то слегка дешевенько это смотрелось, на мой взгляд. 

Впрочем, финал Бергер сделал вполне достойным, так что я практически простил этот заезженный прием - в финале не было ни порхающих каминов, ни семейных ценностей, ни морализаторства. Хотя да - обязательный хеппи-энд присутствовал, но мы знаем, что если его не сделать - в Голливуде постановщика лишают режиссерской лицензии. 

В общем, посмотрел совершенно не без удовольствия, чего и вам желаю. Очень добротная постановка, хорошая сценарная основа, классный Брэдли Купер -  вполне себе хорошее кино. Одобряем. 

***


Поиск по названию