Обратно на Землю / Down To Earth

Комедия "Обратно на Землю" (Down To Earth)
Режиссеры - Крис Вейц, Пол Вейц. В ролях - Крис Рок, Реджина Кинг, Чазз Палминтери. США. 2001. 87 мин.

Лэнс Бартон (Крис Рок) - молодой и подающий непонятно кому надежды комик-импровизатор. Что, вы не знаете, кто такой комик-импровизатор? Это довольно модная профессия в Штатах, причем выступление такого комика - это целое шоу. Объясняю, как это происходит.

Сначала комик выходит на сцену, сопровождаемый криками: "Парень, мать твою, рассмеши нас, чувак!" Он несмело улыбается, после чего рассказывает какой-нибудь неимоверно "смешной и актуальный" анекдот, вроде: "Снесла курочка дедушке яичко. Начисто". Публика, разумеется, начинает орать, свистеть и всячески выражает свое негодование. 

В ответ на это комик наставляет палец на самого активного свистуна и заявляет: "А ты, баран, чего свистишь? Чайник из себя изображаешь? Вскипел уже? Ну давай, налей нам кипяточку, придурок"... По идее главный свистун должен жутко смутиться, а народ вокруг начинает бешено хохотать. Вдохновленный этой реакцией комик рассказывает следующий анекдот - уже с такой бородой, что сам же сначала запутывается в этой бороде, а затем падает, вызывая восторги и овации всего зала.

Сами по себе анекдоты никакой смысловой нагрузки не несут, потому что они, во-первых, тупые до безобразия, а во-вторых, известны еще со времен беспокойного старикашки Ноя. Главное в этом выступлении - вовремя обложить кого-нибудь из зала к вящему удовольствию остальных зрителей, которые просто угорают со смеху.

Так вот Бартон пока еще не преуспел в искусстве обкладывания зрителей. Он пока еще только рассказывает древнейшие анекдоты, поэтому его выступления, мягко говоря, не пользуются успехом. Но он не теряет надежды все-таки прославиться и победить на главном состязании комиков подобного рода. И его импрессарио не теряет надежды, хотя уж какие у него на это основания - совершенно не понятно.

Впрочем, Бартона очень скоро сбивает здоровенный грузовик, и несостоявшийся комик попадает на небеса. Однако там выясняется, что на небе перепутали, и Бартон должен был еще прожить лет сорок. Возмущенный Бартон требует вернуть его на Землю, потому что он, дескать, должен победить в конкурсе комиков, и его возвращают, правда, запихнув в тело белого миллионера, которого совсем недавно укокошили жена с любовником.

И вот тут начинается жизнь простого негритянского паренька в теле белого миллионера. Думаете, что он, как Билли Рэй в "Их поменяли местами", полностью изменится под воздействием внешней среды? Черта с два! Рэндольф Дьюк ни за что не выиграл бы своего доллара, вздумай он поставить на Бартона, которого в белом теле зовут Чарльз Веллингтон. Потому что Веллингтон - точно так же, как и Бартон - кадрится к симпатичной негритянке, кушает в дешевых закусочных, слушает рэп и приветствует встретившихся афроамериканцев модным среди негров возгласом: "Эй, нигер, здорово!"

Но что негру хорошо, то белому, как вы понимаете, смерть, поэтому Веллингтон постоянно от негров получает в репу за подобные приветствия, а также за манеру распевать в общественных местах рэпперские песни, где опять же упоминается недопустимое для белого слово "нигер". Зрители, глядя на это, просто, типа, угорают со смеха и все такое.

Кроме того, Веллингтон продолжает участвовать в состязаниях комиков. Он (Экслер зевает) по прежнему надеется выиграть главный приз. Правда, зрители теперь больше смеются, потому что знают, что Веллингтон - миллионер. А уж когда Веллингтон покупает комедийный клуб, чтобы в нем выступать, вот тут уже все зрители становятся его фанатами, однозначно!

***

Совершенно идиотский фильм. Это же надо было взять постановку 1978 года (сценарий тогда написали Элейни Мэй и Уоррен Бэйти), смешать ее с сюжетами нескольких очень известных фильмов ("Привидение", "Мистер "Судьба" и так далее), выдрать оттуда все лучшее, оставить самое худшее и сотворить из этого до безобразия слабенькую поделку...

А ведь Крис Рок - вполне неплохой актер. По крайней мере в четвертом "Смертельном оружии" он смотрелся вполне пристойно. А в "Догме" - так просто отлично. (Что значит - видел ли я бога? Да он до сих пор мне должен 12 баксов!)

Но здесь - похоже, с ним злую шутку сыграла возможность написать сценарий для себя самого (Рок - один из соавторов сценария). Потому что и сценарий слабый просто до безобразия - бездарный, беспомощный, но главное - скучный и неинтересный, - да и сам Крис Рок вызывает не улыбку, а яркое желание швырнуть чем-нибудь в телевизор.

Шуточки все такие тупые, что вообще не понятно, как над этим можно смеяться. Ну хоть не сортирные - и то хлеб.

Кроме того, меня всегда умиляло, как схематично в подобных фильмах делается переход от ненависти зала к полному восторгу. Вот смотрите.

1) Ненависть

Выходит Крис Рок. Произносит шутку: "У меня дома такие здоровенные тараканы, что одного из них я вчера победил только во втором раунде".

Шум в зале, свист, зрители кричат: "Пшел вон со сцены, мать твою, сука".

2) Полный восторг

Выходит Крис Рок. Произносит шутку: "У меня дома такие здоровенные тараканы, что одного из них я вчера победил только во втором раунде".

Бешеные овации, крики восторга, зал орет: "Еще парень, мать твою, ну ты и насмешил".

Примерно все так в фильме и сделано. Если осуждающий свист в зале еще хоть как-то понятен, то восторги зала по поводу выступления новой реинкарнации Бартона - непонятны совершенно. Вся та же тупизна, что и была. Разве что он обложил одного из зрителей, который подозрительно быстро смутился и заплакал. (задумчиво) Может, в этом все дело?

Так что похоже, что весь свой задор режиссеры братья Вейцы растеряли на "Американском пироге". Тот тоже был не шедевр, но хоть временами забавный. А этот "Обратно на Землю" - просто какой-то отстой, причем глупый и откровенно скучный. Честно говоря, я не знаю, кому эта безнадега может понравиться, а главное - за что. Но если все-таки это произойдет, то напишите мне, плиз, расскажите, где там "ха-ха". Может, я просто чего-то не понимаю.

Резюмирую. Откровенно скучная комедия, которая непонятно снята непонятно для кого и непонятно зачем. Явный камень в огород Криса Рока, который подавал хорошие надежды, однако плыл-плыл, а на берегу, как говорится, описался. Я смертельно разочарован. Не говоря уже о травме, нанесенной этим фильмом коту Бублику - тот так истово задрых на этой "комедии", что, проснувшись, полчаса не мог глаз разлепить, поэтому по ошибке поужинал фикусом, промахнувшись мимо своей миски.

Правда, черт его знает, оно, может, намного лучше слушается в оригинале... Но я специально послушал оригинальный текст - вроде, переведено неплохо...


Поиск по названию