Новая рождественская сказка / Scrooged

Лирическая комедия "Новая рождественская сказка" (Scrooged)
Режиссер - Ричард Доннер. В ролях - Билл Мюррей, Карен Аллен, Элфри Вудард, Бобкет Голдуейт, Джон Мюррей, Джон Гловер, Роберт Митчум. США. 1988. 100 мин.

- Знаешь, что бывает с теми, кто плохо относится к людям по дороге наверх?
- Знаю. Они плохо относятся к людям по дороге вниз.

- Я не хочу запугать этих людей до Диккенса. До Диккенса этих людишек!

- Фрэнки, с рождеством тебя. Вот подарок - пять фунтов телятины.
- Папа, но ты обещал поезд "Чучу"!
- Вот вырасти и купи себе "Чучу".
- Эрл, он еще маленький, ему всего четыре года.
- Целый день я вынужден выслушивать людей, которые объясняют, почему они не могут работать: "У меня спина болит, у меня рука болит, мне всего четыре года..."

- Шмак! Евреи научили меня этому слову. Раньше я был шмак, а теперь я не шмак.

(цензор) - Как цензор я возражаю против этого костюма.
(Кросс) - Почему?
(цензор) - У нее видны соски.
(Кросс) - Я хочу видеть ее соски!
(цензор) - Но ведь это рождественская постановка!
(Кросс) - Ну и отлично! Диккенс хотел бы видеть ее соски!
(рабочий сцены) - Эти соски - они не так уж и видны.
(Кросс) - Вот видите? А эти ребята очень глазастые!

- Эй, Шишечка, у меня вот какой вопрос...
- Вообще-то большинство людей здесь зовут меня господин Кросс.

- Нет, ты просто пьяная галлюцинация! Русская водка, отравленная Чернобылем - вот кто ты такой!

- Когда ты умер?
- Семь лет назад.
- Ну, глядя на тебя это не скажешь. Я бы дал пять... ну, шесть - потолок!

Собственно, цитировать этот фильм можно бесконечно, поэтому я лучше все-таки остановлюсь. "Новая рождественская сказка" (в пиратских версиях ее называли "Скрудж") - один из моих самых любимых фильмов. Я его знаю наизусть и обязательно пересматриваю на Рождество (причем на оба). В первые пару лет, когда я его только увидел, я его пересматривал чуть ли не раз в месяц. Почему? Что такого в этом фильме, который, на первый взгляд, представляет собой совершенно незамысловатую и сентиментальную рождественскую сказочку?..

Фрэнк Кросс (Билл Мюррей) - генеральный директор крупной телевизионной компании IBC. Не владелец (как написали в одной дурацкой рецензии), а нанятый директор. Человек известный, знаменитый и очень богатый. Причем, что интересно, добился этого поста он только за счет личных качеств, поднимаясь с самой мелкой и незаметной должности. Однако Фрэнк всегда знал, что именно он хочет, поэтому продирался наверх с невероятным упорством, не позволяя никаким сантиментам или личным чувствам помешать достижению намеченной цели. 

Поэтому цели он добился, но - стал "вдовцом шоу-бизнеса": жены у него нет, потому что общением с любимой он пожертвовал много лет назад во имя продвижения по служебной лестнице, да и вообще - Фрэнк на редкость одинокий человек. Впрочем, у него есть родной брат Джеймс (что интересно, его играет родной брат Мюррея - Джон Мюррей), но отношения Фрэнка с ним трудно назвать очень близкими.

Одиночество, работа на износ и зависимость от капризов владельца компании Престона Райнлендера (Роберт Митчум) очень сильно повлияли на характер Фрэнка. Он стал циничным, раздражительным и скупым мизантропом, который не просто не любит людей, но и позволяет себе по отношению к ним всякие довольно жестокие шуточки. Люди - мусор для господина Кросса. Единственное, что есть в его жизни - работа.

На рождество Фрэнк Кросс ставит потрясающее шоу, которое должно стать жемчужиной в короне IBC - "Скрудж" Диккенса в современной обработке. Причем постановка должна идти в прямом эфире.

Как вы помните, по Диккенсу Скруджу являются три духа: дух Прошлого рождества, дух Нынешнего рождества и дух Будущего рождества. Так вот, в процессе работы над постановкой и Фрэнку являются три духа - прошлого, нынешнего и будущего рождества. Цель явления этих духов - показать Фрэнку, насколько неправильный образ жизни он ведет, и заставить его стать хорошим, чтобы милосердие и доброта стали основой его существования.

Однако Фрэнк - он крепкий орешек. Его всякими дешевыми фокусами не проймешь, и даже "ниагарский водопад", льющийся из глаз Кросса, когда дух Прошлого рождества показал ему мамочку и маленького Фрэнка, ни на что не повлиял: господин Кросс твердо стоит на своем и перевоспитываться не собирается.

Что будет дальше? Сможет ли перевоспитаться твердокаменный генеральный директор телеканала? Ну конечно! Ведь это рождественская сказка. Зло должно быть наказано, добро должно победить. А вот что именно заставит Фрэнка изменить свое отношение к миру? Только дух Будущего рождества. Потому что только взглянув в будущее Фрэнк наконец поймет, что пора завязывать со "Столичной" водкой, которую он потребляет в диких количествах, и надо потихоньку переходить на менее жесткие алкогольные напитки.

***

Как видите, сюжет довольно банальный. Негодяйского Фрэнка перевоспитывают всякие разные люди и сказочные персонажи, а он со страшной силой сопротивляется. В конце концов, разумеется, добро победит, господин Кросс раскается, всех облагодетельствует, выступит в прямом эфире с душещипательной проповедью и даже что-то там споет настолько гнусаво, что зрители выключат телевизор... НО! Сделано это все просто великолепно! Причем от начала и до конца!

Сценарий - просто блеск! Вокруг довольно незамысловатой сказочки навертеть такие потрясные диалоги - это надо уметь! Я их почти все помню наизусть и могу процитировать хоть ночью. Можно до бесконечности вспоминать их и пересказывать, но лучше просто послушать.

Отличная постановка Доннера. Он вообще крайне талантливый и разноплановый режиссер. Причем режиссер, который ухитряется снимать весьма коммерчески успешные картины, однако это вовсе не тупые попкорновые поделки, типа какой-нибудь "Годзиллы" или "Дня независимости". Достаточно вспомнить, что именно Доннер снял такие разные и весьма успешные фильмы, как "Омен", "Супермен", "Мэверик" и все четыре "Смертельных оружия"... Ничего себе диапазон, да? Мрачный триллер "Омен" (причем Доннер снимал самый лучший из них - первый), боевик "Смертельное оружие", ставший такой классикой жанра, которая и не снилась ни одному другому боевику, комедийный вестерн "Мэверик" и рождественская сказка "Скрудж". И все фильмы - блестящие. "Скрудж" с постановочной точки зрения сделан великолепно: каждый актер на своем месте (о них мы будем говорить отдельно), причем все играют прекрасно (в чем немалая заслуга режиссера), фильм смонтирован очень динамично и смотрится просто на одном дыхании.

Раз в фильме присутствуют всякие сказочные персонажи, значит нужны интересные и необычные костюмы. Они в фильме присутствуют, и в больших количествах. Достаточно сказать, что за костюмы "Скрудж" был номинирован на Оскар (я бы его номинировал еще и по другим категориям, но у академиков другое мнение; впрочем, в тот год лучшим фильмом стал "Человек дождя", а в номинации "Лучший актер" победил Кевин Клайн из "Рыбка по имени Ванда", с чем трудно поспорить; однако я считаю, что Мюррей все равно лучше).

Но самое главное, благодаря чему фильм смотрится просто "на ура" - это актеры. Точнее, фантастический и неподражаемый Билл Мюррей. Без преувеличения можно сказать, что "Скрудж" - это чистый бенефис Мюррея. Он такое вытворяет в этом фильме, причем в каждом эпизоде, что на него можно смотреть не отрываясь, пересматривая каждый эпизод по много раз. Это, безусловно, самая лучшая и самая яркая роль Мюррея. Вполне возможно, что в этом есть большая заслуга Доннера, потому что больше ни в одном другом фильме Мюррей так не раскрывался как актер, даже в прославившем его "Дне сурка". Он невероятно ярок и разнообразен. Пересказать, что он там вытворяет, невозможно, да и не нужно. Это просто нужно посмотреть. А уж как он читает "Гамлета" в приюте для бездомных... Впрочем, мне лучше не увлекаться. А то я начну перечислять все эпизоды подряд.

 

Однако было бы некорректно не упомянуть и других актеров, составляющих классный ансамбль, среди которых Карен Аллен, играющая подругу Кросса, Бобкет Голдуэйт (известный российским зрителям по роли жутко орущего предводителя панков из "Полицейской академии"), играющий жертву тирании Кросса (кстати, в этом фильме он орет не меньше), Элфри Вудард, изображающую секретаршу Фрэнка и невероятно колоритного Дэвида Йоханссона, который в этом фильме явился в виде духа Прошлого рождества.

Теперь о переводе в лицензионной версии. Конечно, перевод многое портит. Впрочем, старую версию переводили тоже достаточно по-разному. Вроде, хохмы там достаточно простые для перевода, но я встречал совершенно потрясающий вариант какого-то не очень известного переводчика (к сожалению, эту кассету у меня заиграли, поэтому сейчас не могу идентифицировать голос), однако мне попадался и перевод, который кто-то из корифеев пытался делать "с лету" - так вот его слушать было вообще невозможно, так как терялось процентов 70 хохм. Лицензионный перевод, как ни странно, вполне терпимый. По крайней мере ключевые моменты испорчены не безнадежно. Есть, конечно, обидные неточности, но в общем и целом слушать можно.

Собственно, резюмировать нечего. Я считаю этот фильм одной из самых удачных из всех виденных мною комедий. Я его люблю даже больше "Дня сурка", если это вам о чем-нибудь говорит. Смотреть его? Ну конечно, если вы по каким-то причинам не сделали этого раньше. И тогда вы забудете о всяких дебильных "Чокнутых профессорах"  и "Домах большой мамочки". "Скрудж" - кино совсем другого сорта. (традиционно вздыхая) Сейчас таких не снимают.

Остается только добавить, что кот Бублик от "Скруджа" тоже был в восторге и даже лапой водил по экрану. Причем к этому фильму он относится с особенной нежностью. Посмотрев его, вы поймете, почему.


Поиск по названию