Нефть / There Will Be Blood

Драма "Нефть" (There Will Be Blood)
Режиссер - Пол Томас Андерсон. В ролях - Дэниэл Дэй-Льюис, Пол Дэно, Киран Хайндс, Кевин Джей О'Коннор. США. 2007. 158 мин. Бюджет: $25 млн. Сборы по миру: $77 млн.

И сказал Господь Моисею: скажи Аарону брату твоему: возьми жезл
твой в руку твою и простри руку твою на воды Египтян:
на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище
вод их, - и превратятся в кровь, и будет кровь по всей
земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах.
Исход, 7:19

Фильм посвящен режиссеру Роберту Олтмену, с которым Пол Томас Андерсон снимал как второй режиссер последний фильм Олтмена "Компаньоны".

Конец XIX века, Соединенные Штаты, нефтяная лихорадка. Некий Дэниэл Плейнвью (Дэниэл Дэй-Льюис) занимается поиском нефтяных месторождений. В те времена это делалось с помощью примитивнейших инструментов и без соблюдения хоть какой-то техники безопасности, поэтому люди часто калечились и гибли. Плейнвью как-то раз тоже здорово покалечился - получил серьезный перелом, после чего на всю жизнь остался хромым и был вынужден спать на полу из-за травмированной спины. Однако при этом он обнаружил нефть, получил за участок неплохие деньги, после чего смог... нет, не бросить это занятие, а наоборот - целиком посвятить себя поиску и разработке месторождений, только уже в качестве капиталиста-нефтедобытчика.

Плейнвью собрал целую бригаду работников, которые могут быстро и эффективно забуриться в любых условиях (периодически погибая, но Дэниэла это мало волнует), завел себе помощника Флетчера (Киран Хайндс) и стал сколачивать свой капитал. У одного его погибшего во время несчастного случая рабочего остался грудной ребенок по имени Эйч-Дабл-ю. Плейнвью взял его к себе на воспитание, и, когда ребенок превратился в мальчика, Дэниэл стал его всюду возить с собой: на подготовку сделок, заключение договоров, встречи с землевладельцами. На людей производила хорошее впечатление приверженность Плейнвью "семейным ценностям" - вон как он любит своего сынка, думали землевладельцы, раз он везде возит его с собой.

Как-то раз к Дэниэлу пришел странноватый молодой человек, назвавшийся Полом Сандеем (Пол Дэно), который предложил за пятьсот долларов выдать местонахождение участка, где нефть фактически выходит наружу. Участок можно купить за бесценок, объясняет Пол, так как владельцы толком и не догадываются, сколько это может стоить.

Деньги немаленькие, учитывая тот факт, что сразу эту информацию проверить нельзя. Но Плейнвью не хочется упускать подобный шанс, поэтому он все-таки выплачивает деньги Полу, предупредив, что, если тот оказался обманщиком, его никто не будет искать, чтобы вернуть деньги. Его найдут для того, чтобы убить.

Дэниэл вместе с Эйч-Дабл-ю приезжает на эту землю - якобы чтобы пострелять куропаток. Оказывается, что Пол не обманул, - там, судя по всему, действительно богатейшее месторождение. А живет на этой земле - семья Пола, включая его брата-близнеца Элая (Пол Дэно), который выступает священником-проповедником в местной религиозной общине.

Теперь Дэниэлу предстоит за бесценок купить этот участок и многие другие участки, относящиеся к месторождению, придумать гениальную идею качать нефть прямо по трубе до самого океана, где ее можно грузить на корабли, проложить трубопровод и стать миллионером. За все это время с ним рядом не будет ни одной живой души, которой бы он доверял. За одним-единственным, но вполне печальным исключением.

***

Фильм "Нефть" в оригинале называется "И будет кровь" (цитата из Библии, книга "Исход"). Наши прокатчики, вероятно, посчитали, что для российских зрителей подобная цитата будет слишком тяжела для восприятия, поэтому вместо нормального перевода дали фильму название романа, по мотивам которого он поставлен, - "Нефть" Аптона Синклера. Зачем они это сделали, исказив замысел режиссера, непонятно, но я уже давно отчаялся хоть как-то объяснить действия этих странных людей.

Режиссер фильма Пол Томас Андерсон в представлениях, в общем, не нуждается. На мой взгляд, это один их лучших режиссеров авторского кино в современной Америке. А этих режиссеров там буквально единицы. Пол Томаc Андерсон снял немного фильмов, но практически все они - шедевры: достаточно вспомнить "Ночи в стиле буги", "Пьянящую любовь" и "Магнолию".

При этом надо сказать, что свои фильмы Андерсон снимает в достаточно разной манере - вышеперечисленные три картины очень сильно отличаются друг от друга практически по всем составляющим.

"Нефть" - фильм эпический. Он охватывает большой кусок жизни очень незаурядного человека, стоящего у истоков нефтебума и последующего нефтебогатства. Этот человек, с одной стороны, восхищает - железной волей, стремлением во что бы то ни стало достичь своей цели, умением и желанием быть первым во всем, но с другой - вызывает омерзение тем, какими способами он всего этого достигает.

Однако Пол Томас Андерсон тем и хорош - он, как настоящий мастер, не дергает зрителей за ниточки, расчетливо вызывая то одни, то другие чувства. Подобные приемы - удел коммерческих режиссеров. Также он не занимается морализаторством - в фильме нет каких-то однозначных выводов и кисло-сладкой морали.

Дэниэл Плейнвью - при всех отталкивающих сторонах своей натуры - вовсе не какой-то там монстр. Он, так сказать, настоящий капиталист. Человек, который смог подняться с самых низов, выжить в тогдашнем нефтяном мире и сколотить состояние, - в общем, и должен был быть таким. Он не имел права отступать, проявлять жалость и сочувствие. Он очень опасался кого-то любить - просто потому, что это признак слабости. Даже Эйч-Дабл-ю он ни капли не любил - несмотря на то что самолично его вырастил и воспитал. Мальчик ему нужен был только как фасад - это хорошо действовало на землевладельцев, вот и все.

Однако насколько по-другому ведет себя Дэниэл, узнав, что у него, оказывается, есть брат по отцу. Несмотря на крайне холодный прием - а кто его знает, что это на самом деле за человек, - посмотрите, как он сближается с Генри (Кевин Джей О'Коннор) и как быстро делает его своим ближайшим помощником, обойдя даже Флетчера, который у него более или менее доверенное лицо много лет. Почему? Да потому что какая-никакая, а родная кровь. У Плейнвью поблизости нет родных людей, ему некому доверять. Тот же Флетчер для него, несмотря на все годы, проведенные бок о бок, просто одна из пешек - это хорошо видно по тому, как он с ним общается.

Что интересно, у Пола Томаса Андерсона не было никаких других вариантов на роль Плейнвью. Его должен был играть Дэниэл Дэй-Льюис - и больше никто. А Дэй-Льюис снимается нечасто (всего семнадцать художественных фильмов за всю актерскую карьеру - у многих актеров к пятидесяти годам их на порядок больше), и заполучить его в картину - дело непростое. Но Дэй-Льюис оказался большим поклонником фильма "Пьянящая любовь", поэтому сразу согласился. Причем образ Плейнвью он создавал, базируясь на старых записях актера, режиссера и продюсера Джона Хьюстона (создатель фильма "Честь семьи Прицци", исполнитель роли Ноа Кросса в знаменитом "Чайнатауне", ну и, кстати, отец актрисы Анджелики Хьюстон). Дэй-Льюис использовал манеру речи Джона Хьюстона и некоторые детали его образа.

Как Дэниэл Дэй-Льюис играет Плейнвью? Да никак не играет. Он просто живет этим персонажем и в этом персонаже. Дэй-Льюис относится к той редкой породе актеров, которые абсолютно погружаются в своего героя и живут на экране его жизнью. Ни в одном эпизоде фильма нет ощущения, что это Дэй-Льюис показывает "ойлмена" Плейнвью. Там только Плейнвью - мощный, невероятно харизматичный, очень жестокий, по-своему несчастный и бесконечно одинокий.

Как Дэй-Льюис ухитряется так играть - никто не знает. Но что роль Мясника в "Бандах Нью-Йорка", благодаря которой этот фильм все-таки гениален, несмотря на недоработки сценария, навязанный Скорсезе монтаж и очень слабую роль Ди Каприо, что роль в "Нефти" - это что-то потрясающее. Уровень актерской игры можно сравнить разве что с Николсоном из "Пролетая над гнездом кукушки" или с Нортоном из "Американской истории Х". Да и то - Дэй-Льюис, на мой взгляд, мощнее.

Его игра - как напалм, который подавляет и выжигает все вокруг: от партнеров по площадке до зрительного зала. Он затмевает собой все, поэтому рядом с ним актерам крайне сложно быть хотя бы просто заметными.

Но в этом фильме молодой актер Пол Дэно, сыгравший роли близнецов Пола и Элая, все-таки смог себя проявить. (До "Нефти" Дэно сыграл практически бессловесного паренька в довольно известном фильме "Маленькая мисс Счастье".) И с ним здесь была интересная история.

Первоначально Пола Дэно пригласили сыграть роль Пола Сандея - там всего один эпизод, когда Пол предлагает Дэниэлу за пятьсот долларов указать координаты участка. Однако у Дэй-Льюиса не сложились взаимоотношения с актером, приглашенным Андерсоном на роль Элая (в нашем дубляже, насколько я понял, его называют по-библейски Илия, однако в фильме его называют на американский манер - Элай), после чего Андерсон предложил Полу Дэно сыграть также роль Элая, который первоначально вовсе не был братом-близнецом Пола. Дэно согласился, и у него было всего четыре дня для подготовки к этой роли. (У Дэй-Льюиса для этого был целый год.)

Мне понравилось, как Дэно сыграл и Пола, и Элая. И если у Пола был всего маленький, но запоминающийся эпизод, то Элай - фактически один из главных персонажей фильма. Личность крайне непростая и также противоречивая. С одной стороны, религиозный парнишка, как бы пекущийся об интересах местных землевладельцев и церковной общины. С другой - абмициозный, хитрый, очень лицемерный и подловатый мужичок, который в реальности больше похож на предводителя сектантов, решающего свои задачи с помощью "зомбирования" доверяющих ему людей. Элай, как и Плейнвью, с одной стороны, в чем-то ярок, харизматичен и убедителен, но с другой - мерзок и противен.

Впрочем, не могу сказать, что Дэно сыграл всю свою роль на пятерку, - все-таки как проповедник, делающий чудеса, которому безгранично доверяет вся община, он был чуть менее убедителен, чем нужно. Однако роль, безусловно, сыграна достойно и ярко, а за два-три эпизода Полу Дэно так просто можно поставить высшую оценку.

Также еще нужно отметить хорошего актера Кевина Джея О'Коннора (я его заметил еще в "Мумии" и "Подъеме с глубины", где он играл очень колоритных мерзавцев), который здесь выступил в небольшой роли брата Дэниэла Генри. Вроде ничего особенного, а персонаж колоритный и запоминающийся.

А вот Киран Хайндс (имя этого ирландского актера как только ни пишут, однако в реальности имя и фамилия произносятся именно так), который в сериале "Рим" блеснул в роли Гая Юлия Цезаря, здесь на фоне Дэй-Льюиса совершенно потерялся. Впрочем, у него все-таки была совершенно эпизодическая роль...

Действие в "Нефти" разворачивается очень обстоятельно. Пол Томас Андерсон не использует никаких новомодных (и изрядно раздражающих) приемов - нет ни мельтешения камеры, ни клиповой суеты. Все ровно, внушительно и нарочито неторопливо - на фоне завораживающей музыки Джонни Гринвуда, которую по воздействию, на мой взгляд, вполне можно сравнить с медитативными мелодиями Нила Янга из "Мертвеца" Джима Джармуша.

В результате получился практически шедевр - великолепная постановка, потрясающая игра Дэй-Льюиса и прекрасно подобранная музыка. Оценки зрителей и критиков также очень высоки: 74-е место в списке Top250 лучших фильмов всех времен и народов, два "Оскара" и шесть номинаций (Дэй-Льюис все-таки получил "Оскар"), еще сорок семь наград и тридцать пять номинаций.

Это один из самых сильных фильмов из всего, что я видел в последнее время!

P. S. Я специально не пошел на "Нефть" в кинотеатр - не понимаю, как можно озвучивать Дэй-Льюиса. Поэтому дождался фильма в оригинале - и очень рад этому обстоятельству.

***


Поиск по названию