Неуправляемый / Unstoppable

Драма "Неуправляемый" (Unstoppable)
Режиссер - Тони Скотт. В ролях - Дэнзел Вашингтон, Крис Пайн, Розарио Доусон, Итан Сапли, Кевин Данн, Кевин Корригэн, Кевин Чэпмен, Лью Темпл. США. 2010. 98 мин. Бюджет: $100 млн. Сборы по миру: $162 млн.

Разыгранная как по нотам, стерильная,
но очень эффектная производственная драма.
Отзыв кота Бублика

Если в первом акте бешеный сварщик куда-то
мчится на своем траке, то в последнем акте
он неминуемо выстрелит в этот сбежавший поезд.
Примета кота Бублика

Есть старая теория о том, что мелкие раздолбайства имеют обыкновение накладываться друг на друга, в результате чего качественно перерождаются, и тогда возникает или локальный Тип-Топ, или всеобщий Тип-Топ. Сюжет данного фильма как раз складывается из мелких раздолбайств, которые чуть было не привели к кошмарнейшей катастрофе в истории США.

Сначала один раздолбай, присоединив товарный состав к локомотиву, не присоединил рукава тормозной магистрали. Это явное нарушение, однако вполне типичное для маневровых работ.

Другой раздолбай, машинист, перегоняя этот состав, обнаружил, что впереди стрелка переведена неправильно, а поблизости не было ни кондуктора, ни проводника. Поэтому машинист принял интересное решение: он выскочил из кабины и побежал переводить стрелки самостоятельно. Перед этим он врубил неработающие пневматические тормоза, а также включил реостатный тормоз и дал тяги по полной - чтобы быстрее затормозилось. Но электрическая схема не успела переключиться на реостатное торможение до того, как машинист включил тягу, поэтому состав, вместо того чтобы затормозиться, начал быстро разгоняться. Машинист, заметив это, попытался было взобраться на поезд, но при такой скорости у него ничего не получилось.

В результате огромный товарный поезд, груженный взрывоопасными и очень токсичными жидкостями, помчался через штат Пенсильвания в гордом одиночестве и без каких-либо машиниста и кондуктора.

После этого многие люди стали проявлять чудеса героизма и самопожертвования, чтобы не допустить катастрофы. Были предприняты попытки взобраться на мчащийся поезд из автомобиля, с дрезины, с вертолета. Но из этого ничего не получилось. Высокое руководство железнодорожной компании, которой принадлежал локомотив, слишком долго решало в верхах, что со всем этим делать, в то время как местный диспетчер Конни (Розарио Доусон) осуществляла оперативное руководство.

И тогда на первый план вышли два простых героя - машинист с 28-летним стажем Фрэнк (Дэнзел Вашингтон) и молодой кондуктор Уилл (Крис Пайн), который только-только закончил обучение. Они следовали с составом на локомотиве такого же типа прямо навстречу сбежавшему поезду. Разъехавшись с неуправляемым на одной из станций, они отцепили свой локомотив и бросились догонять поезд. Идея была в следующем: догнать состав, сцепиться с ним и с помощью реостатного торможения попытаться затормозить его. При этом было совершенно непонятно, получится ли данный рискованный маневр, а главное - успеют ли они это сделать до того момента, когда состав сойдет с рельс и уничтожит все живое вокруг.

***

Этот проект в Голливуде вынашивался не один год, несмотря на то что потенциально история не выглядела слишком выигрышной. Почему она так выглядела? Ну, вообще-то, известных фильмов с очень похожим сюжетом было полно - от "Поезда-беглеца" Андрея Кончаловского до "Скорости" Яна де Бонта. (Во втором фильме, правда, по Америке мчался бешеный автобус, а не поезд, но сути дела это не меняет.)

Тем не менее продюсеры посчитали, что у сценария Марка Бумбока, базирующегося на совершенно реальной истории, есть хороший коммерческий потенциал, поэтому разговоры о подобном проекте велись еще с 2004 года. На режиссерский пост рассматривались Роберт Швентке ("РЭД") и Мартин Кэмпбелл ("Вертикальный предел", "Легенда Зорро", "Казино «Рояль»").

Потом компания "XX век Фокс" заполучила Тони Скотта, который хорошо исследовал поездную тему в "Опасных пассажирах поезда 123", а вместе с режиссером - его почти постоянного актера Дэнзела Вашингтона, который у Скотта до этого снялся в четырех фильмах: "Багровый прилив", "Гнев", "Дежа вю" и тех же "Опасных пассажирах...".

Скотт сразу сказал, что фильм будет снимать максимально достоверно, то есть минимум компьютерной графики, максимум его излюбленной дрожащей камеры, побольше крупнозернистой пленки (или специальных фильтров для цифрового изображения), а главное - куча самых разных всамделишных поездов, которые будут носиться туда-сюда, сталкиваться, падать, снова вставать - и снова в бой.

На студии как подсчитали требуемый бюджет, так сразу заколдобились и стали канючить, чтобы Скотт из своего обычного гонорара в девять лимонов скостил хотя бы три, а Вашингтон свою обычную двадцатку урезал хотя бы на четыре  - иначе, сурово сказали в студии, не сдюжить.

"Ваш паровоз? Вперед? Лети!" - только и ответил на это Вашингтон, после чего покинул проект, мотивировав тем, что студия до сих пор не составила план съемок.

В студии схватились за голову: при таком бюджете картину могла спасти только суперзвезда с железобетонной репутацией, а Вашингтон именно таковой звездой и являлся. Тогда в "XX век Фокс" подготовили для Вашингтона новые эксклюзивные условия (если он купился на проценты с прибыли, то я ему не завидую), внесли какие-то поправки в сценарий, в результате чего заполучили Дэнзела обратно. И это, в общем, очень даже слава богу.

Вторую звезду на роль подельника машиниста Фрэнка студия бы никак не потянула, поэтому все быстро согласились на предложенную тем же Вашингтоном кандидатуру Криса Пайна, недавно сыгравшего Уильяма Шатнера в новом "Стар Треке".

Ну и после этого картина закрутилась. Тони Скотт снял все за четыре месяца напряженнейшей работы. Съемочная группа использовала восемь локомотивов и шестьдесят вагонов. Для съемки схода локомотива с рельсов аж на пять часов перекрывали главную транспортную развязку небольшого городка.

Тони Скотт прекрасно понимал, как сложно удержать внимание зрителей на протяжении полутора часов, когда два главных героя сидят в кабинке размером два на три метра. Поэтому он по полной напихал в картину подавляющее большинство голливудских штампов, заботливо взятых с картины по нитке.

Так что, разумеется, у персонажа Вашингтона своя личная трагедия: жена умерла, две дочки на него дуются, компания выставила его на пенсию после двадцати восьми лет безупречной службы. Разумеется, у персонажа Пайна своя личная трагедия: жена жива-живехонька, но при этом кому-то, сука, все время эсэмэсит, а прочитать не дает, к тому же она всегда нравилась соседу-полицейскому, в результате чего персонаж Пайна на жену наорал, соседу-полицейскому угрожал пистолетом, и теперь его выставили из дома и по суду запретили приближаться. Но мы, зрители, знаем, что так как машинист и кондуктор сейчас в прямом эфире по всей Америке станут национальными героями, то и жена простит, выкинув мобильник с эсэмэсками, и дочки прослезятся и поймут, какая у них героическая папашка.

Разумеется, диспетчер на местах в исполнении Розарио Доусон отлично знает, что делать, принимает своевременные и правильные решения. И, разумеется, старший управляющий Оскар (Кевин Данн) - надутый сноб, козел и тупица, который запрещает Конни осуществлять правильные решения и заставляет ее осуществлять неправильные решения. Разумеется, владельцы компании - подлые миллионеры, для которых жизнь человеческая - копейка, и они подло играют в гольф, когда там сплошные трагедии, рассуждая при этом о том, на сколько могут упасть акции.

Разумеется, пущего драматизму для в картину впихнули поезд с детишками, который, как мы ожидаем, подвергнется смертельной опасности. Правда, потом то ли Скотт про него забыл, то ли детишки слишком расшалились - поезд остался практически невостребованным и как-то ничему особенному не подвергся.

Разумеется, Скотт не забыл о сценах, когда толпа ликует в баре, ликует в какой-то железнодорожной подсобке, ликует на улицах, в городах и весях Америки. Вообще-то, за сцену ликования в баре режиссерская гильдия нынче отбирает лицензию, но похоже, что Скотту все сойдет с рук.

Ну и, разумеется, переносить ту самую реальную историю на экран было бы слишком скучно. (Подробности - в постскриптуме, чтобы избежать спойлеров для тех, кто фильм еще только собирается смотреть.) Поэтому Скотт напихал туда массу драматичных подробностей, которые к реальности имеют такое же отношение, как и фильм "Трансформеры" к проблемам робототехники.

Каждый кадр, каждый эпизод буквально пропитаны опасностью, драйвом и смертельным риском! Уж что-что, а это Скотт снимать умеет. И тут даже более или менее сработала его отвратительная, как я считаю, манера все снимать ручной камерой на крупнозернистую пленку - мол, так возникает эффект документальности. Вот в данном случае этот эффект действительно возникал, а так как Скотт решил все-таки уменьшить количество желтого и зеленого цветов в кадре, дав развернуться и другим цветовым составляющим, картинка получилась достаточно естественная.

У меня фильм оставил двойственное впечатление. Смотрится он, врать не буду, очень хорошо. Скотт все-таки большой мастер: на таком материале сделать фильм, во время которого реально сопереживаешь героям и не можешь оторваться от просмотра даже для того, чтобы сбегать еще за стаканом пива, - такое мало кто умеет!

Актеры для "Неуправляемого" подобраны хорошо. Ну, Дэнзел Вашингтон, как я говорил, - вариант совершенно беспроигрышный: он и актер блестящий, и непонятно каким образом ухитряется в любом фильме поддерживать уровень от "хорошо" до "отлично". Здесь он сыграл как минимум на четверку с плюсом, смотрелся очень здорово.

Крис Пайн, несмотря на молодость и почти нераскрученность, - актер довольно интересный. Я его заметил еще в "Козырных тузах", где он сыграл долбанутого нациста. Потом Пайн появился в одной из главных ролей в милом "Ударе бутылкой". А теперь - одна из главных ролей в блокбастере. Сыграл он, на мой взгляд, вполне достойно. Оно понятно было, что Пайн тут в любом случае на подтанцовках у Вашингтона, но ансамбль не испортил, а в нескольких эпизодах даже слегка вырвался на первый план. Ненадолго. Но запомнился.

Ну и, кстати, в отличие от Вашингтона, у которого в этом фильме было аж семь каскадеров (напомню, что снималось все фактически вживую), Пайн опасную сцену с прицепливанием локомотива, когда в лицо ему неслось зерно из разбитого вагона, сыграл без дублера. Впрочем, и Вашингтон, который реально боится поездов, собственноручно снялся на крыше цистерны, мчащейся со скоростью 80 километров в час, - в этом Скотт поклялся в одном из интервью.

Из остальных актеров понравилась Розарио Доусон, сыгравшая Конни. У нее получился очень естественный персонаж, реально переживающий за свое дело и не стесняющийся послать начальство куда подальше. А Кевин Данн был вполне убедителен в роли посылаемого начальника.

Также отлично выглядел долбанутый сварщик в исполнении Лью Темпла. Сварщик в конце совершенно замечательно зажег (тот еще каламбурчик, согласен), и он, пожалуй, единственный, кто хоть как-то выбивался из этой совершенно стерильной производственной драмы.

Так что Скотт снял своеобразное кино. Оно по горло напичкано большинством голливудских штампов, оно по стилю сделано так, как снимали в восьмидесятые, однако по технике съемки это чистые двухтысячные, и фильм смотрится просто здорово. Вот честно скажу, я посмотрел с удовольствием. Да, в процессе понимаешь, что Скотт нам гонит эту шнягу с женами, дочерьми, эсэмэсками, подлыми начальниками, социальными трагедиями и огромными нефтяными танкерами в двух шагах от резкого поворота железнодорожных путей, где никаких танкеров быть не может по определению, - но смотрится это все отлично.

Но вот когда досмотришь, то, как это часто бывает, думаешь: "Что за фигню я посмотрел?"

Однако посмотреть очень даже можно. Не задумываясь над сюжетом, только сопереживая. И желательно - на хорошем экране в хорошем качестве. Потому что не зря он это все снимал вживую, не зря - выглядит очень достоверно.

Кстати, несмотря на прямо-таки обескураживаемую заточенность под мейнстримные вкусы и использование огромного количества штампов, фильм в прокате фактически провалился: $160 миллионов при бюджете в $100 - он даже рядом не покрыл затраты. Что, в общем, странно. Но зато хоть номинацию на "Оскар" получил - за звук.

P. S. А сейчас для тех, кто уже посмотрел этот фильм, немного поговорим о том, как это все было на самом деле.

Основа истории была просто один в один: не присоединили тормозные рукава, машинист выскочил из вагона, не смог вскочить обратно и поезд помчался неуправляемый. В нем было 47 вагонов, из которых 25 пустых, 22 груженых. Среди груженых действительно были две цистерны с фенолом - крайне ядовитым веществом.

Два часа поезд мчался неуправляемый. Тормозить его локомотивом спереди в реальности не пробовали - этот вариант, как самый опасный, был на всякий случай подготовлен, но до него не дошло.

Было более двадцати попыток заскочить на локомотив на ходу - из этого ничего не вышло. Сбрасыватели на рельсы действительно ставили, но поезд их просто снес - слишком велики были скорость и масса.

В одном из городков полиция действительно пыталась открыть топливный клапан, чтобы лишить локомотив горючего, но у них ничего не получилось.

Сзади к составу прицепился такой же локомотив с опытным машинистом Джесси Ноултоном и молодым кондуктором Терри Форсоном, который проработал в этом качестве менее года. Они с помощью реостатного торможения осторожно притормозили состав, и тогда в локомотив сумел запрыгнуть другой опытный машинист - Джек Хосвельд, который и отключил тягу, после чего состав остановился.

Оно, конечно, поезд мог наделать делов, но впереди не было никакого опасного закругления, машинист и кондуктор не скакали по вагонам - все это включили для зрелищности. Но мужики, конечно, герои - в этом нет никаких сомнений.

Вот, если интересно, один из репортажей, сделанный в 2001 году, когда и произошло оригинальное событие.

Из фотографий реальных участников истории нашел Терри Форсона и Джесса Ноултона -  вот они в компании с Розарио Доусон.

***


Поиск по названию