Не брать живым / Green Zone

Боевик "Не брать живым" (Green Zone)
Режиссер - Пол Гринграсс. В ролях - Мэтт Дэймон, Грег Киннер, Брендан Глисон, Игал Наор, Халид Абдала, Джейсон Айзекс, Саид Фарадж, Эми Райан. Франция - США - Испания - Великобритания. 2010. 115 мин. Бюджет: $100 млн. Сборы по миру: $95 млн.

Открытие Америки для попкорножующей публики.
Отзыв зевающего кота Бублика

ОМП у Саддама не было. И ПМС у него не было.
Открытие кота Бублика

Офицер Рой Миллер (Мэтт Дэймон) служит в Ираке. Он со своими бойцами получает от начальства наводку на местоположения саддамовского оружия массового поражения (ОМП) и едет это оружие изымать. Впрочем, ни одна миссия Миллера пока не окончилась удачей - ОМП они ни разу так и не обнаружили. Но начальство в лице пентагоновского ястреба Кларка Паундстоуна (Грег Киннер) подкидывает все новые и новые наводки, требуя от Миллера их отрабатывать.

На одном из совещаний Миллер нарушает субординацию и поднимает мелкий бунт, заявляя, что все эти наводки - полное фуфло, и требуя от Кларка раскрыть источник их поступления. За выступлением Миллера внимательно следит некий Мартин Браун (Брендан Глисон) - глава иракского отделения ЦРУ. У Брауна давний конфликт с Паундстоуном: Мартин считает, что никакого ОМП в Ираке нет, и у него совершенно иной, чем у Кларка, план дальнейшего развития этого государства.

Во время очередной операции к Рою приходит житель Ирака, который просит называть его Фредди (Халид Абдала). Фредди говорит, что неподалеку видел, как в один дом пробирались высокопоставленные военные Саддама, включая генерала Аль Рави (Игал Наор). Миллер поверил Фредди и с несколькими солдатами устроил налет на указанный дом. Военным удалось скрыться, но в доме Рой обнаружил записную книжку, в которой указаны все секретные места, где скрывается Аль Рави.

Миллер звонит церэушнику Брауну и передает ему книжку. Браун переподчиняет себе отряд Миллера и дает тому задание поймать Аль Рави, с которым Браун хочет договориться, чтобы избежать новой войны. Однако Кларк Паундстоун тоже хочет поймать Аль Рави, причем с совершенно другими целями, так что Миллер станет мелкой букашкой, затесавшейся между двумя правительственными слонами.

***

Режиссер Пол Гринграсс - создатель крайне средненького сиквела к фильму "Идентификация Борна" и совсем дурацкого триквела.

Фильм "Не брать живым" поставлен вроде как на основе книги "Имперский двор в Изумрудном городе" военного корреспондента газеты The Washington Post Раджива Чандрасекарана, однако, судя по всему, именно вроде как на основе, потому что из сценария постоянно торчат уши стандартных голливудских штампов.

Картина создана для того, чтобы с помощью невозмутимого лица Мэтта Дэймона и обиженного лица Грега Киннера раскрыть мировой общественности страшнейшую тайну: оказывается, военные и спецслужбы США врали всеми миру о том, что в Ираке создано ОМП, а никакого ОМП на самом деле там нет.

Боже мой, какое потрясающее открытие, дорогой Пол, весь мир просто был в шоке от этой крышесносящей новости!

Эту важнейшую мысль создатели фильма пытаются донести через призму "захватывающего боевика", но увы - ничего захватывающего там нет, за исключением мерзкой манеры Гринграсса использовать десятки миллионов долларов на то, чтобы съемки ультрасовременными камерами высочайшего разрешения выглядели, как съемки восьмимиллиметровой любительской камерой на крупнозернистую пленку. Вот это точно захватывает - хочется выключить к чертовой матери это кинцо, где размытые фигуры то ли американцев, то ли иракцев то ли бегают по ночным улицам, то ли моются в бане.

Главная линия сюжета выстроена исключительно в расчете на крайне непритязательную публику. Ах, бравый офицер Миллер кладет с большим пробором на все начальство и все приказы, чтобы впутаться в Большую Политику. Ах, пентагоновский ястреб - он плохой, сука и поц! Он специально встречался с саддамовским генералом, чтобы узнать об ОМП, тот ему сказал, что никакого ОМП в Ираке не существует, а пентагоновский ястреб всем рассказал, что существует. Ах, главный церэушник - вот неожиданность! - сугубо хороший и вообще радеет за страну. Ах, скрывающиеся от американцев саддамовские военачальники посреди бела дня рядом с американскими войсками устраивают rendez-vous, причем их сопровождают вооруженные охранники. Ну и, ах, хороший иракец (ведь должны же в фильме быть и хорошие иракцы, которые любят американскую демократию и ненавидят Саддама), рискуя жизнью, при всем честном народе заложил это сборище американским солдатам.

Дальнейшие идиотизмы сюжета пересказывать не буду, чтобы не портить впечатление тем, кто вдруг захочет посмотреть этот дурдом, по возможности не включая голову. (Хотя одна сцена пробега одноногого Фредди ночью в Багдаде по следам автомобилей, которые мчались минут двадцать, и потом его появление из кустов в качестве рояля с пистолетом - это вообще двадцать баллов. Ну и промолчим о миллионе наликом и визите с мешком денег в тюрьму для особо опасных преступников.) Но поверьте, когда это смотришь, возникает такое впечатление, что над зрителями просто издеваются, причем с самым серьезным видом.

Что там МЭТТ ДЭЙМОН? Честно отыгрывает все, что выпало на его нелегкую - десятимиллионную за роль - долю. Выглядит хорошо и даже как-то скрашивает это багдадское одиночество.

Грег Киннер в роли пентагоновской твари - не катит совершенно. Как придурочный отец долбанутого семейства в "Маленькой мисс Счастье" - предельно достоверен. Но пентагоновский ястреб - я вас умоляю! Ни харизмы, не эманации опасности. Только жалобный взгляд и "ботанические" очочки - дурдом полный. Впрочем, Гринграссу такой кастинг свойственен - достаточно вспомнить идиотского Ноа Воссена с его бесконечными "Убить его" из "Ультиматума Борна".

Классный актер Брендан Глисон отлично выглядел в роли честного и принципиального церэушника, однако, так как само такое понятие - чистый оксиморон, картине это, увы, не помогло.

Очень понравился Игал Наор, сыгравший генерала Аль Рави. Вот это харизма, вот это мощь! Кстати, Наор неоднократно изображал в кино самого Саддама.

Вы спросите, на что потратили сто миллионов долларов, если вычесть оттуда звездный гонорар Дэймона? Так я уже сказал - на то, чтобы изображение смотрелось, как снятое любительской камерой. Более ни на что. Ну, разве что на интерьеры дворцов Саддама, которые киношники обнаружили в Испании и Марокко.

Смотреть эту фигню - откровенно скучно, а если начать вдумываться в сюжет, понимаешь, что просто зря тратишь время. Я его потратил - планида у меня такая. А вот тратить ли его вам - не думаю, что это имеет смысл.

***


Поиск по названию