Нападение на 13-й участок / Assault on Precinct 13

Боевик "Нападение на 13-й участок" (Assault on Precinct 13)
Режиссер - Жан-Франсуа Рише. В ролях - Итан Хоук, Лоуренс Фишберн, Гэбриел Бирн, Мария Белло, Джон Легуизамо, Брайан Деннехи, Дриа Де Маттео. США. 2004. 109 мин. Бюджет: $30 млн. Сборы по миру: $25 млн.

Мэрион Бишоп (Лоуренс Фишберн) - один из самых известных преступников в Детройте. Долгое время его не могли засадить за решетку, но в один прекрасный момент, когда Бишоп встречался в церкви с... одним странным человеком, его попытались схватить - и таки сделали это, хотя Бишоп при задержании убил одного из людей руководителя отдела по борьбе с организованной преступностью Маркуса Дювалла (Гэбриел Бирн). Потом довольно быстро выяснилось, что Бишоп как раз и встречался с этим полицейским, но речь сейчас не об этом.

На дворе канун Нового года, поэтому Бишопа и еще нескольких заключенных, среди которых наркоман Бик (Джон Легуизамо), везут в другой полицейский участок. Однако поднимается буран, Детройт - это вам не Калифорния, и автобус с заключенными останавливается за городом у полицейского участка номер 13, который буквально через несколько дней будет закрыт.

А в участке номер 13... Там все как обычно. Начальник участка Джейк Ройник (Итан Хоук) - молодой парень, весь внешний вид которого явно демонстрирует, что Джейк находится в многодневном запое. Собственно, так оно и есть, потому что когда-то совсем недавно Джейк был крутым полисом, командующим бригадой безбашенных полицейских, готовых арестовать за неправильный переход улицы даже Аль Капоне, а потом одна неправильная команда - и все, бригаду враги покрошили в дым, и теперь Джейк никак себе не может простить, что все они по его вине нашли себе могилу там, под Мучо-Гранде.

Поэтому Джейк начинает утро с глоточка виски, затем зашвыривается таблеточками, и только после этого может ехать на работу, чтобы выполнять свои обязанности начальника участка. Тринадцатый участок - не такое место, где требуется принимать важные решения, поэтому Джейка этот пост вполне устраивает. Бумажная волокита, два-три алкоголика, одно избиение главы дома фритюрницей - вот и все преступления, которые случаются в этом округе.

Если бы еще не психолог Алекс Сабьян (Мария Белло)... Эта тетка вечно лезет, куда ее не просят: анализирует психологическое состояние Джейка и делает из этого далеко идущие выводы. Оно понятно, что у тетки такая работа, но зачем доставать крутого парня, которому каждую ночь снится заход эскадрильи на Мучо-Гранде и крик ведомого, попавшего под огонь вражеских истребителей?

Еще в участке находится миссис Айрис Ферри (Дриа Де Маттео) - секретарша. Тетка, что называется, в полном соку, она обожает секс с плохими парнями и заводит полицейских непристойными разговорами. Впрочем, секс с плохими парнями, судя по всему, заметно повлиял на вектор ее семейной жизни, иначе зачем Айрис торчать в закрывающемся полицейском участке перед самым Новым годом?

Ну и третий дежурный - Джаспер О'Ши (Брайан Деннехи) - полицейский в почтенном возрасте, который - ну, разумеется - слишком стар для всего этого дерьма и которому завтра - ну, разумеется - уже выходить на пенсию, поэтому он желает только тихо напиться на Новый год, а на следующий день сдать значок, купить надувную лодку и рыбачить на ней сколько влезет, даже не беря с собой удочки.

И вот в эту богадельню со спивающимся начальником, озабоченной теткой, слишком старым пенсионером и психологом мадам Сабьян, у которой заглохла машина, привозят группу арестантов, среди которых - сам Бишоп. И вариантов у Джейка никаких. Отказаться он не может - это приказ, сэр, выполняйте, - телефонная связь внезапно перестала работать (я знал! я знал!), спутниковая связь прекратила свое существование, Интернет закуклился и сдох, азбука Морзе коротнула, сигнальный прожектор перегорел, сигнальные флажки сожрали мыши. В общем, они одни в целом мире насилья и зла.

Ну и, разумеется, на полицейский участок номер 13 тут же началось нападение. Что, кто, как они посмели? Думаете, это дружки Бишопа? Черта с два! Они не такие идиоты, чтобы нападать на полицейский участок! На самом деле бузит практически все Управление по борьбе с организованной преступностью. (Собственно, мы с Бубликом так и предполагали, когда увидели рожу этого Маркуса - чистый коррупционер.) Оказывается, управление много лет сотрудничало с Бишопом - они делали совместный бизнес. Но в какой-то момент Маркус обнаглел и потребовал увеличения доли, а Бишоп, у которого благородная внешность и свои принципы, отказал, убив, как водится, парламентера.

Ну и теперь Маркус со своими пацанами штурмует участок номер 13, разнося там все в щепки, чтобы заодно зацепить Бишопа. Просто парень - я о Маркусе - слегка туповат, и он не знает, что можно войти в участок, представиться и элементарно забрать Бишопа с собой, ведь Джейку вся эта радость на Новый год ни на фиг не сдалась. Но Маркус - он не такой! Поэтому он приезжает на колонне джипов, расставляет везде снайперов и спецназ, вызывает вертолет, танк и дюжину велосипедов, после чего будет всю ночь пытаться сровнять этот участок с землей. А куда торопиться? Всю эту стрельбу, взрывы, вертолеты, ракеты "земля - воздух" и прочие игрушки под Новый год примут за обычный фейерверк, так что до утра можно развлекаться по полной программе. Вот он и развлекается.

А внутри участка... Внутри участка вся эта шобла-мобла будет всю ночь отмечать Новый год, за шумом петард не замечая, что кто-то пытается сровнять их с землей. Старина Бишоп поймет, что Джейк - избранный, после чего они вдвоем пойдут в сортир, где Бишоп пообещает показать парню какую-то смешную хохму. Вот только Джейк сначала таблеточку свою примет... Красную или синюю...

***

Считается, что это ремейк одноименной ленты 1976 года, снятой Джоном Карпентером. Впрочем, как говорят смотревшие оригинальную ленту, от фильма Карпентера осталось только название и тот факт, что на несчастный полицейский участок кто-то нападает, а пацаны внутри со стонами отстреливаются.

Зачем Голливуду понадобилось реанимировать эту старую хохму, вкладывать в нее немаленькие деньги, да еще приглашать в картину звезд хоть и не первой, но вполне второй величины? Да кто ж их поймет, этих продюсеров. Кризис жанра и кризис идей. Причем в этой картине он проявился в полном блеске. Потому что изначальный посыл - начальник Управления по борьбе с организованной преступностью вместе со своими пацанами собственноручно организует мощнейший налет на полицейский участок, чтобы замочить преступника, который может рассказать об их совместной работе, - это круто! Это пять баллов! Жаль, что мне никогда не достать психотропных препаратов, которые позволили бы выдавать столь светлые идеи!

В оригинальном фильме было все просто: участок атаковали бандиты. Да-да, люди без чести и совести. Напали на участок, чтобы замочить одного человека, случайно попавшего в этот самый участок, который убил их главаря. В общем, определенная логика в подобных действиях есть. Но в нынешних условиях глобальной коррупции сценаристы не могли позволить бандитам громить участок. Его должен разнести сам полис - и точка! Это будет наш вклад, решили сценаристы, в борьбу с коррупцией в полицейских рядах.

Ну и после этого все пошло по накатанной: Джейк проникается чувством ответственности, развратная Айрис знакомится с плохим парнем (секса, к сожалению, нету, сразу предупреждаю), сучка-психолог сначала противно орет, а потом проявляет чудеса героизма, и вся эта тусовка всю ночь, во-первых, отстреливается от превосходящих сил противника, а во-вторых, занимается тем, что выявляет предателей в своих рядах. Конечно, эти предатели есть, как без них! Ведь Маркус еще два года назад, перед началом съемок, знал, что он будет мочить именно этот полицейский участок, поэтому заслал туда своих казачков. Которые теперь ИЗБРАННЫЕ! Ой, нет! ЗАСЛАННЫЕ!

Теперь вопрос. С чего это я так разоряюсь по такому ничтожному поводу? Объясняю. Дело в том, что это, как ни странно, довольно прилично снято. Крепкий боевичок и все такое. Если отбросить весьма раздражающую нас физиономию Итана Хоука (Бублик скривился при упоминании этого имени), то все остальное - очень даже прилично. Особенно Фишберн, который в последнее время, на наш взгляд, стал сильно сдавать, здесь - как будто старый Морфеус: солидный, с чувством собственного достоинства, колоритный и внушающий. Фишберн - пять баллов, однозначно! За него мы многое смогли простить!

Психолог в исполнении Марии Белло - тоже вполне пристойно, на четверочку. Я думал, что вся ее роль будет заключаться в сверхвизговом звуковом сопровождении - ан нет, к середине фильма тетка вполне даже разгулялась.

Бирн - нет, с Бирном все плохо. Но не по его вине. Ему приходится играть совершенно кретинскую роль - закроем на этом занавес сострадания. Он хороший актер. Он не виноват в том, что дома сидят дети мал мала меньше, которые ждут леденцов. На лице Бирна написано, насколько его самого тошнит от этой роли, - уже хлеб.

Резюмирую. Действительно крепкий боевичок с изначально идиотским посылом, который портит все впечатление. Поиски предателей и засланных казачков в своих рядах вызывают жуткое раздражение у любых зрителей, в голове которых мозги, а не мамалыга. Я бы простил это все только при одном условии - чтобы главным предателем оказался этот Джейк. Вот это - классный поворот сюжета! Но, увы, этот парень даже таблетки выкинул - мол, он теперь снова крут и все такое, - после чего кот Бублик спешно помчался навестить ведро и что-то ему там долго рассказывал.

Снова резюмирую. Сценарий дебильный. Боевичок нормальный. В прокате, в общем, провалился, что вполне ожидаемо. С пивком посмотреть можно. Но пивка, во-первых, должно быть много, а, во-вторых, вокруг вас должна быть солидная компания напивасившихся пацанов, которые в процессе фильма будут вставлять остроумные замечания из серии: "Ух ты, какие буфера у этой телки, блин, пацаны, зацените, в натуре!"

P. S. Да, чуть не забыл! В фильме есть один очень забавный момент - никогда не видел ничего подобного... У одного парня в ружье вдруг заканчиваются патроны! Честно-честно! Он вот прям так вот стреляет полчаса, а потом вдруг патроны заканчиваются - щелк, щелк... Невероятно, но это факт!

***



 

***


Поиск по названию