Мушкетер / Musketeer, The

Приключения "Мушкетер" (The Musketeer)
Режиссер - Питер Хайамс. В ролях - Джастин Чамберс, Катрин Денев, Тим Рот, Мина Сувари, Стивен Ри, Жан-Пьер Кастальди. Германия-Люксембург-США. 2001.

Я обожаю американские фильмы, поставленные по известным литературным произведениям. Потому что голливудские продюсеры считают, что снимать близко к тексту - это дурной тон, - ведь зрители и так читали произведение, так что зачем им в сотый раз это все пересказывать? Ну или же зрители не читали это произведение (что для Штатов экзотикой не является), а тогда вообще нет смысла излагать эту окаменелую историю, поэтому лучше о данных событиях рассказать так, как это все видится продюсерам.

Вот в данном случае они и рассказали. Так, как им видится. И действительно, кого интересует этот бред с подвесками? Кого интересует история о том, как д'Артаньян познакомился с тремя мушкетерами и что они собой при этом представляли? И уж кого интересует, что там происходило с исторической точки зрения? Даже Дюма иногда грешил против истины в угоду литературным задачам, поэтому чего уж тут говорить о Голливуде. Впрочем, хватит рассусоливать, давайте посмотрим, что они там понаворотили. Во что превратили один из самых знаменитых романов в мире...

Когда д'Артаньян (Джастин Чамберс) был маленький с курчавой головой, у него уже был Планше (Жан-Пьер Кастальди). В романе Планше был смышленый пикардиец, примерно одного возраста с д'Артаньяном, а в фильме маленький д'Артаньяша играл у седовласого Планше на коленях, ведь Планше служил еще у папаши д'Артаньяна - несгибаемого воина д'Артаньяна-старшего. Не сгибался он по причине застарелой подагры, однако сохранил бодрость духа и чисто гасконскую гордость, которая не позволяла ему платить налоги королю, а точнее - господину кардиналу.

За что, собственно, папаша и пострадал. Кардинал прислал к нему своего клеврета по имени Фебре (Тим Рот), который по статусу, повадкам и манере одеваться был чистый Рошфор, однако его почему-то переименовали. Вероятно, поэтому Фебре еще более мерзок, чем Рошфор в первой половине романа. Ведет себя, как черт знает кто. Орет на папашу д'Артаньяна, на маленького д'Артаньянчика и даже на седовласого Планше.

Короче говоря, у папаши и Фебре произошел конфликт, и папаша умер от своей подагры, которую Фебре неожиданно обострил. Маленькому д'Артаньянчику это все не сильно понравилось, поэтому он ткнул Фебре чем-то острым, причем именно в глаз. Фебре очень обиделся и уехал. А д'Артаньянчика стал воспитывать Планше. Ну, то да се, восточные единоборства, бой с тенью, метание ножей, стрельба из базуки и все такое.

Поэтому когда д'Артаньян достиг пубертатного периода, он стал вылитый Чарли Шин пополам с Джеки Ченом - боевой, мускулистый, ловкий, хладнокровный. Правда, Планше забыл его обучить знаменитой брюсуиллисовской улыбке - ну, чтобы образ истинного героя был законченным, - но это д'Артаньяна не портило. Портило его только то, что со всеми этими единоборствами Планше забыл обучить д'Артаньяна толком владеть шпагой, и парень ею размахивал, как настоящая деревенщина, но, вероятно, старикан рассудил, что д'Артаньяну вполне хватит всех этих единоборств.

Так оно и оказалось. По пути в Париж д'Артаньян неоднократно дал прокашляться всем забиякам, показывая чудеса прыжков по отвесным стенам и стиль боя под названием "порхающие вокруг люстры", поэтому когда парень прибыл в Париж, о нем все уже знали - едет настоящий ГЕРОЙ! Парень, воспитанный самим Планше! Дамы томно млели, а мужики нервно грызли кружевные платочки, понимая, что теперь одними платочками при затыкании ран не обойдешься.

В Париже, как выяснил д'Артаньян, все было очень плохо. Кардинал полностью дезавуировал короля и взял всю власть в свои руки. Тревиля - знаменитого де Тревиля - кардинал посадил за решетку. Хорошо еще, что не пришиб старикана где-нибудь в уголочке (впрочем, его позже все равно пришибли, как собаку). Поэтому д'Артаньяну не к кому было обратиться с письмом от д'Артаньяна-старшего. Впрочем, это было даже и не страшно, потому что д'Артаньян-старший не успел написать никакого письма, сраженный жестоким приступом подагры, вызванным господином Фебре. Так что д'Артаньян, придя в приемную де Тревиля, застал там только господ королевских мушкетеров - Портоса и Арамиса, которые сначала немного задирались к этому провинциалу, но когда почувствовали на своих интимных местах удары его стальных ляжек, сразу успокоились и доложили парню обстановку... Короче говоря, все паршиво. Мушкетеров вообще отстранили от дел, они разучились драться и кошмарно спиваются. Ну а вы-то, а вы-то, сурово спросил их д'Артаньян. А мы, печально ответили Портос с Арамисом, ни черта не можем сделать, поэтому сидим в приемной де Тревиля и ковыряемся в носу.

Тут д'Артаньян понял, что надо брать дело в свои руки. Он пришел на сборище пьяных мушкетеров, где суровый Атос немного испытал юношу, матеря его во все корки и бросая парню в голову ножи, и сказал, сдвинув брови: "Мужики! Да как же вам не стыдно, мать вашу! Кардинал совсем обнаглел! Наш любимый де Тревиль кормит в Бастилии тараканов, королева в расстройстве, а вы тут ваньку валяете!" Мушкетеры тут же устыдились, подняли Ваньку, почистили бедолагу и пообещали д'Артаньяну, что они исправятся, как только протрезвеют. И тогда у д'Артаньяна появляется классный план!..

Дело в том, что в ближайшее время король с королевой давали торжественный ужин. Но кардинал задумал подлянку. Мушкетеры же были отстранены, а кардинал подло не прислал гвардейцев на охрану дворца, поэтому прямо во время ужина в зал ворвалась толпа всякой черни, которая материлась, сморкалась прямо на пол, вытирала сапоги занавесками и бесцеремонно щипала королеву за попку (честное слово, я не вру, в фильме практически так все и есть). Но д'Артаньян с друзьями был наготове. Они уже давно пробрались в замок под видом лакеев и поваров, поэтому втроем отбили натиск толпы, взяли под ручки королеву с королем и вывели их из дворца по трубам канализации. Это был особенно смелый подвиг, потому что в те времена никакой канализации еще не существовало, а вы представляете, как тяжело выводить королеву по отсутствующим трубам. Однако королева (Катрин Денев) держалась молодцом. Она смело шествовала по трубе, величественно поглядывая на крыс, и только иногда спрашивала д'Артаньяна: "Милейший, а что имели в виду эти странные люди, которые щипали меня за попку?"

После этого королева полностью прониклась доверием к этому статному парню, который так сексуально дрался шпорами, втыкая их соперникам прямо в миндалины. Именно этот бравый мушкетер ее и спас! Потому что у королевы после прогулки по канализации полностью поехала крыша, она переоделась пейзанкой и стала путешествовать по Франции в компании госпожи Бонасье (Мина Сувари), д'Артаньяна и Планше. Вот тут-то их и застиг зловещий господин Фебре! У этого парня не было ничего святого! Он схватил королеву и Бонасье в охапку (причем в одну) и увез их в отдаленный замок. Там он пригрозил защекотать Бонасье до смерти, и королева написала Бекингему письмо: "Милорд! Срочно приезжайте ко мне в замок. Есть ДЕЛО".

Дело в том, что Фебре задумал недоброе! Он решил убить Бекингема, чтобы началась война с Англией. Потому что война с Англией окончательно вскроет тайные французские противоречия, и тогда начнется Революция. Фебре хочет революции. Он поклонник Маркса и Ленина, а эти ребята учили, что когда низы перестанут хотеть, а верхи уже не смогут им в этом помешать, тогда начнется полный пердюмонокль - то есть мир хижинам, кранты дворцам. А Фебре хочет кранты дворцам. Он бунтарь в душе. К тому же, потеря одного глаза от руки юного д'Артаньяши несколько озлобила этого достойного господина, и его теперь не может контролировать даже сам кардинал. Он, кардинал, так и говорит д'Артаньяну при встрече: "Я уже не могу контролировать этого парня. Убей его. Господь простит".

Ну и начинается финальное чукалово! Армия мушкетеров во главе с д'Артаньяном идет на штурм замка выручать королеву в костюме пейзанки. Палят пушки, гремят базуки, Планше методично забрасывает защищавшихся гранатами - словом, это вам не Ларошель! И на закуску - финальный бой между д'Артаньяном и Фебре. Этим ребятам неинтересно просто размахивать шпагой. Поэтому они залезают на какую-то очень странную конструкцию, состоящую из раскачивающихся лестниц (все бои ставил довольно известный гонконгский постановщик, увлекающийся курением опиума), и там летают туда-сюда, презрев законы земного притяжения.

Разумеется, Фебре умер. Мне грустно вам это говорить, но тем не менее. Перед смертью он попытался было убить эту интриганку Бонасье, но продюсеры не позволили ему замочить тетку до смерти. Она осталась жива. Чтобы рука об руку с д'Артаньяном выйти в чистое поле навстречу закату, а над ними порхал зажженный камин. Ура, товарищи, монархия во Франции была спасена!

***

В общем, оно и понятно, что отстой полный. Собственно, ничего другого я не ожидал. Честно говоря, спустя неделю после просмотра этого фильма я с трудом вспомнил хитросплетения сценария. Потому что они там такого бреда понаворочали, что смотреть это уже даже и не смешно.

Я очень люблю "Три мушкетера". Это гениальная книга. По многим данным ее писал не Дюма, а Маке, поэтому книга весьма отличается от уже достаточно слабеньких "Двадцать лет спустя" и уж тем более "Десять лет спустя". В "Трех мушкетерах" все главные герои очень живые и естественные. Д'Артаньян еще не превратился в полубога и непобедимого рыцаря, а представляет собой наивного, но храброго юношу, Арамис из хитренького и лицемерного интриганчика еще не стал всесильным генералом Ордена иезуитов. Портосу пока еще далеко до Голиафа, и он просто добродушный увалень, вовсе не обладающий сверхестественной силой, которой его позже наделил Дюма, а Атос просто горький пьяница с аристократичными замашками. Когда позже он превратился в образец добродетели - это сильно повредило ему в моих глазах. Короче говоря, классная книжка, очень классная. Зачем ее было портить? Впрочем, голливудским продюсерам виднее. Слава богу, что они Портоса не сделали негром - уже хлеб.

Сцены боев поставлены забавно. В классических традициях гонконгских постановок. Однако это нормально смотрится в китайских фильмах и в современных боевиках. А вот когда мушкетеры сломя голову носятся по отвесным стенам, перепрыгивают через головы друг друга и летают туда-сюда, делая пируэты из восточных единоборств - это смотрится примерно так же, как если бы в фильме "Поднятая целина" Давыдов бы стал драться с Нагульновым на шпагах. Полный бред, короче говоря. Голливуду все равно, куда совать эти единоборства. У них сейчас модны гонконгские постановщики - вот пускай мушкетеры плющат друг другу каблуками интимные места. Чисто отвлеченно смотрится это неплохо. В антураже мушкетеров - просто дико.

Об актерской игре говорить смысла нет. Катрин Денев в этой дешевке привела меня просто в шок. Это же надо француженке, да еще и такой известной, сняться в роли королевы в таком отстое. Впрочем, она уже взрослая тетка, так что пусть сама решает, где ей сниматься. Тим Рот играет хорошо. Впрочем, ему всегда удаются роли мерзавцев. Все остальные играют просто никак. Ну разве что Мина Сувари в роли Бонасье - симпатяшка.

Надо ли смотреть? Да нет, конечно. Подобных боев вы и в других фильмах насмотритесь - сколько угодно (сейчас их пихают в любой экшн), а все остальное совершенно не стоит потерянного времени.

Я смотрю, у Голливуда Дюма вдруг стал популярен. То "Графа Монте-Кристо" сняли в свой обычной манере, теперь "Мушкетер"... Что дальше? Неужели "Графиню де Монсоро" испохабят? Я как представлю, что Шико будет играть какой-нибудь Мартин Лоуренс, так мне плохо становится. А ведь с них станется...



Поиск по названию