Мистер и миссис Смит / Mr. & Mrs. Smith

Боевитая комедия "Мистер и миссис Смит" (Mr. & Mrs. Smith)
Режиссер - Даг Лиман. В ролях - Брэд Питт, Анджелина Джоли, Винс Вон, Адам Броди. США. 2005. 120 мин. Бюджет: $110 млн.

Все началось с того, что в Колумбии пристрелили барракуду. И полиция стала охотиться за иностранцами, путешествующими в одиночестве. Какое отношение одинокие иностранцы имеют к почившей в бозе барракуде - непонятно, но этот факт привел к кармическому знакомству мужчины с очень редким именем Джон Смит (Брэд Питт) и женщины с не менее редким именем Джейн Смит (Анджелина Джоли). Раньше они не были знакомы, но в момент риска стать подозреваемыми в связи с внезапной кончиной барракуды они бросились друг к другу, чтобы изобразить семейную пару.

Этот бросок спровоцировал включение каких-то внутренних химических реакций в их организмах, и, чтобы это все стало катализатором интеграционных, а не дезинтеграционных процессов, мистер и мисс Смит поженились спустя три недели, причем Джейн с радостью и удовольствием взяла фамилию мужа.

А дальше началась счастливая семейная жизнь. Которая, впрочем, постепенно начала утрачивать счастливую составляющую, пока наконец лет через шесть это счастье не испарилось как дым от обязательной послесексовой женской сигареты. Правда, Джейн не курит, но из-за отсутствия секса этого никто не замечает. Зато отсутствие секса у самой Джейн вызывает определенный дискомфорт, который она настойчиво пытается подавить различными эмуляторами, вроде смены штор в гостиной и приготовления изысканных блюд для мистера Джона Смита.

А Джон... Джон очень занят на работе, ему не нравятся новые занавески, и его раздражает стряпня жены. Ну и до кучи - его раздражает жена. То ли катализатор уже не работает, то ли вместо катализации произошла нейтрализация... В общем, с семейной жизнью Джона и Джейн Смит наступил легкий крах по всем фронтам. И даже визит к психологу, специализирующемуся на решении семейных проблем, не помог восстановить крепкую буржуазную семью.

Между тем проблемы кроются в самих нежных супругах. Причем в обоих. Потому что Джон только изображает из себя высокооплачиваемого инженера-строителя, вынужденного разъезжать по разным городам и странам, в которых его фирма планирует что-то построить. И Джейн только изображает удаленного сисадмина, который спокойно домохозяйничает, попингивая обслуживаемые сервачки, выезжая раз в одну-две недели поднять упавшую машинку.

Что интересно, на самом деле у Джона и Джейн профессии совершенно одинаковые - они убийцы-профессионалы, работающие на конкурирующие фирмы. Каждый из них не хочет, чтобы супруг узнал его настоящее лицо, поэтому ложь в их взаимоотношениях возникла изначально. А одна маленькая ложь по поводу избранной профессии рождает большую ложь симуляции оргазма. Что в результате? Полный разлад в семейных отношениях, и супругам Смит придется долго работать над тем, чтобы склеить трещину, проходящую посредине их ячейки общества.

Склеивать они будут шумно, но эффективно. В ход пойдут самое современное оружие, угрозы, ложь, предательство и драки, но во всем этом бедламе наконец-то возникнет ароматный цветок взаимопонимания и вновь вспыхнувшей любви. Ведь только выпустив в сторону супруга пару обойм из пистолета или десяток бронебойных патронов из ружья для охоты на слонов, начинаешь понимать, какие, в сущности, вы с ним (ней) близкие люди...

***

Нет, это не ремейк знаменитой комедии Альфреда Хичкока. И не ремейк слабенького шпионского сериала 1996 года с тем же названием, хотя оттуда были взяты имена персонажей и общая идея. Это вполне самостоятельное произведение, хотя на первый взгляд, когда читаешь анонсы, кажется, что вторичность торчит там отовсюду... Все эти мужья-жены, в тайне друг от друга работающие на спецагентства, уже были неоднократно, а "Правдивая ложь" в этой теме вообще, так сказать, поставила точку, потому что крайне трудно снять что-нибудь более забавное.

Сюжет "Мистера и миссис Смит" мгновенно просчитывался еще при чтении коротеньких анонсов. Ну да, они оба являются киллерами. Ну да, они обязательно получат задания грохнуть друг друга. Ну да, сначала они будут обижаться друг на друга за маленькую внутрисемейную ложь, а потом любовь победит, они не станут грохать друг друга, а займутся спасением своей ячейки общества. Ну и в конце, разумеется, они, перестреляв двести тысяч врагов с помощью пары-тройки запасных обойм, возьмутся за руки и отправятся в голубую даль, а над ними будет порхать боевой вертолет.

Что интересно, в фильме практически так все и есть! Но! Кино получилось классное. Просто на удивление. Потому что сюжет как таковой, в общем-то, не имеет там особого значения. Совершенно неважно, насколько быстро супруги узнают об истинной профессии партнера, закажут ли им кильнуть друг друга и как они из всего этого будут выкручиваться. Важно то, как это снято и сыграно. А снято и сыграно просто отлично!

Режиссер сделал ставку не на сюжет, а на всякие забавные ситуации, фразы и диалоги. И в этом-то основная прелесть фильма - в мелочах и в поведении персонажей, а не в том, как развиваются события.

Второй важный момент - кастинг. Джейн должна была играть Николь Кидман. При всем моем приличном отношении к ней фильм с Кидман наверняка потерял бы половину своей прелести. Потому что в Николь очень мало самоиронии, а тут она была просто необходима.

Питта изначально планировали на роль Джона, однако, когда он узнал, что Кидман не будет принимать участие в проекте, Брэд тоже отказался. Тогда продюсеры на роль Джона стали примерять Уилла Смита и Джонни Деппа, а на роль Джейн - Кэтрин Зету-Джонс. Но потом договорились с Анджелиной Джоли, и Питт, узнав об этом, вернулся в проект. В результате мы получили такую блестящую пару киношных персонажей, что, на мой взгляд, трудно подобрать что-нибудь более подходящее.

Я не знаю, что тут повлияло больше: мастерство режиссера, удачные находки сценариста либо же та самая "химия", которая возникла у Питта и Джоли во время съемок, в результате чего реальная крепкая буржуазная семья Питта-Анистон была разрушена. Скорее всего, повлияло все вместе: Питт и Джоли на экране настолько забавны, прикольны, симпатичны и зажигательны, что драйв от их персонажей добивает до самых задних кресел кинозала.

В фильме куча хороших хохм, причем читать о них, вероятно, не особо весело, однако, когда это все идет в исполнении Питта и Джоли, смешно просто демонически. Кроме того, как минимум один эпизод станет просто кинематографической классикой: когда супруги выясняют друг с другом отношения, а потом сливаются в страстных объятьях. (Процентов восемьдесят объятий вырезали при монтаже по просьбе Брэда Питта, который справедливо опасался, что его внесемейная "химия" разъест супружеские отношения. Впрочем, ему это, как выяснилось, не помогло.) Это и снято отлично, и сыграно замечательно.

Кстати, романы актеров во время съемок - еще вовсе не залог удачной картины. Например, результатом романтического момента между Мэг Райан и Расселом Кроу стал вполне дурацкий фильм "Доказательство жизни", а знаменитая любовь Смазливого Бездаря с Вульгарией Попастой закончилась явным выкидышем в виде фантастически кошмарного "Джильи", за который нужно убивать на месте просто всех членов съемочной группы, даже если это был последний осветитель.

Но в данном случае налицо счастливое исключение. У Лимана получился буйный, веселый, достаточно динамичный, остроумный и весьма забавный фильм. Честно говоря, я ожидал много худшего. Но мои ожидания, к счастью, не сбылись. Классное кино, рекомендую...

P. S. О сборах я ничего не писал, потому что фильм только вышел на экраны, однако он в первый уикенд собрал $51 млн, а это значит, что картина прокатывается просто отлично...

***

 

***

 



Поиск по названию