Матч поинт / Match Point

Драма "Матч поинт" (Match Point)
Режиссер - Вуди Аллен. В ролях - Джонатан Рис Мейерс, Скарлетт Йоханссон, Эмили Мортимер, Мэттью Гуд. Великобритания-США-Люксембург. 2005. 124 мин. Бюджет: $15 млн. Сборы по миру: $78 млн.

Крис Уилтон (Джонатан Рис Мейерс) - бывший профессиональный теннисист. На корте он показывал вполне приличные, но не блестящие результаты, поэтому Крис, будучи человеком весьма рассудительным и практичным, решил, что, раз ему не светит быть в десятке лучших, с профессиональным теннисом лучше завязать, сосредоточившись на чем-нибудь другом. Заветная мечта Криса - попасть в так называемый высший свет. Ну хоть не в самый высший, а какой-нибудь пониже, однако что-то аристократическое в этом обязательно должно присутствовать. С той же здравой рассудительностью Уилтон решил, что, если он станет инструктором по теннису в каком-нибудь аристократическом клубе, это может открыть ему двери в соответствующее общество.

Как ни странно, так оно и получилось, причем довольно быстро. В клубе Крис познакомился с неким Томом Хьюэтом (Мэттью Гуд) - молодым человеком из весьма родовитой и состоятельной английской семьи. Том, в свою очередь, познакомил Криса со своей сестрой Хлои (Эмили Мортимер). Сестра Тома как раз находилась в процессе поиска подходящего варианта для замужества, и Крис произвел на нее весьма благоприятное впечатление. Ну да, паренек не отличается родовитостью, беден как церковная мышь, однако он молод, симпатичен, а главное - амбициозен. Родовитости и денег у нее хватит на двоих, решила Хлои, после чего завертела быстрый, хотя и не слишком бурный роман с Крисом. А тот, разумеется, и рад стараться - он и не ожидал такого скорейшего выполнения своих тайных мечтаний.

У Тома тоже была подруга - молодая американка Нола Райс (Скарлетт Йоханссон). Она приехала из американской глубинки и также не могла похвастаться благородным происхождением и хоть каким-то состоянием. Нола собиралась стать актрисой, однако многочисленные кастинги к желаемому результату так и не привели.

На Криса Нола при первом знакомстве произвела совершенно убийственное впечатление. Это не любовь - это страсть! Ему безумно хочется затащить девушку в постель, и он почти не думает о том, какой опасности подвергает свою только что начавшуюся блестящую карьеру. Чем все это окончится - непонятно. Точнее, понятно, что ничем хорошим не окончится. Впрочем, Крис - он вообще везунчик. И он знает, что без везения в этой жизни - никуда.

***

Совершенно невудиалленовский фильм. Абсолютно не типичный для него. Если бы мне не сказали, кто режиссер, и предложили угадать - я бы почти мгновенно назвал Роберта Олтмана, потому что картина снята как раз в его стиле: неторопливое, качественное кино со сдержанным поведением персонажей, скрывающим весьма бурные эмоции. Ну и плюс - определенные элементы социальной сатиры вкупе с довольно глубоким исследованием психологии. Ну и при чем тут Вуди Аллен, скажите на милость? Где его фирменный юмор, где постоянная рефлексия, где россыпь блестящих шуток, где актеры, все как один играющие Вуди Аллена?

Здесь ничего подобного нет. Впрочем, не буду утверждать, что это плохо. Фильм получился вполне качественный и интересный, я его посмотрел с удовольствием. Правда, основная мысль картины, заключающаяся в нехитром постулате "лучше быть везучим, чем добрым", вызывает определенные сомнения в ее моральной чистоте, но если не строить из себя лицемера, то понимаешь, что на самом деле так оно и есть!

Вуди Аллен, снимая в Англии чисто английский фильм, специально приглашал только английских актеров. Роль Нолы первоначально должна была играть Кейт Уинслет, и ее героиня по сценарию, разумеется, была англичанкой, однако Кейт отказалась от роли, чтобы проводить больше времени с семьей, в результате чего Вуди оказался перед сложной задачей: ни одна из других английских актрис, прошедших кастинг, ему не понравилась. В конце концов Аллен остановился на Скарлетт Йоханссон, и ее героиню по сценарию сделали американкой.

Джонатан Рис Мейерс вполне неплохо сыграл Криса. Правда, на мой взгляд, на эту роль просто-таки напрашивался Джуд Лоу, у которого персонаж получился бы значительно ярче, но Аллену, во-первых, виднее, а во-вторых, Лоу уже по возрасту не сильно подходит для роли Уилтона. (Да и Уинслет, кстати, уже старовата для роли Нолы.) У Мейерса Крис получился чуть более бесстрастный, чем хотелось бы. Конечно, оно понятно, англичанин и все такое, однако пареньку приходится испытывать весьма значительные потрясения и проявлять достаточно бурные эмоции, а по Джонатану это было как-то не сильно заметно.

Скарлетт Йоханссон в роли Нолы - хороша, однозначно! Впрочем, она не показывает каких-то заметных глубин актерской игры, но по фильму Нола - эффектнейшая женщина, которую любой мужчина, едва завидев, тут же мечтает уложить в постель, и вот тут все было сыграно совершенно четко - персонаж получился именно такой.

Но вернемся к вопросу, хорошо или плохо то, что типично американский нью-йоркский Вуди Аллен стал снимать совершенно нетипичное для себя, да еще и английское кино? Как мне кажется, тут главное - что именно из этого получилось. А получилась картина, вполне достойная просмотра. Так какая тогда разница, кто ее снял? Тем более что впервые аж за девятнадцать лет фильм Аллена получил прибыль в Соединенных Штатах. Впервые! Прям какой-то парадокс: американские фильмы Аллена почти никогда не окупались, а первый же снятый английский имел вполне заметный коммерческий успех.

Впрочем, не хотелось бы, чтобы Аллен окончательно завязал со своим фирменным стилем. Английских фильмов много, в том числе и таких, а вот Аллен - он один. Других подобных режиссеров просто не существует.

***

 




***


Поиск по названию