13-й район: ультиматум / Banlieue 13 - Ultimatum

Боевик "13-й район: ультиматум" (Banlieue 13 - Ultimatum)
Режиссер - Патрик Алессандрин. В ролях - Сирил Раффаэлли, Давид Бэлль, Филипп Торрентон, Даниэль Дюваль, Элоди Янг, Фабрис Фелтцингер, Пьер-Мари Москони, Софи Дюкас. Франция. 2009. 101 мин.

 

Охранник: Вы к кому?
Лето: К Тао.
Охранник: А зачем?
Дамьен: Хотим спасти ваш район и его жителей.
Лето: Это шутка. Мы по делу.
Охранник: Проходи.

Все говорят, что фильм - для полных
идиотов. А мне понравилось.
Кот Бублик

Я бы ща коньячку-то навернул.
Президент Франции

 

Разумеется, все честные люди планеты отлично помнят историю 13-го района Парижа - места, где криминальные личности правили свой бал. Заканчивалась эта история на том, что правдоруб Лето (Давид Бэлль) и полицейский супермен Дамьен (Сирил Раффаэлли) ликвидировали очень ядреную бомбу, которой негодяй Таха шантажировал мэра Парижа, после чего правительство пообещало, что откроют границы 13-го района, построят там школы, детские сады и ветеринарные клиники.

Прошло несколько лет. Правительство своих обещаний, как водится, не выполнило. 13-й район по-прежнему окружает берлинская стена, входы-выходы контролируются полицией, а преступность в районе вышла на новый уровень: теперь пять самых высоких башен района контролируются соответствующими главами семей - китайской, негритянской, арабской, скинхедской и, как ни странно, французской, во главе которой стоит маленький Гоги.

У Лето из былой банды остались только несколько человек, поэтому он развлекается тем, что периодически взрывает части стены, вызывая справедливое возмущение у глав пяти семей. Однако Лето при этом не трогают - ему в этом квартале обеспечены респект и уважуха.

Впрочем, долго так продолжаться не может. У президента Франции есть свое собственное особо секретное полицейское подразделение с аббревиатурой КПСС (по-французски звучит как DISS), руководит которым некий Уолтер Гассман - человек неприятного вида с недобрыми, глубоко набрякшими мешками под глазами. Не говоря уж о том, насколько у него подозрительная фамилия.

Гассман получил взятку от строительной корпорации "Харрибертон" (интересно, при чем тут этот джазовый исполнитель?), которая хочет на месте высоток 13-го района построить свои небоскребы, разбить вокруг зеленые парки с бассейнами, вычистить всю эту гниль и сделать образцовую часть Парижа для мелких буржуа.

Чтобы провернуть эти зловещие планы, Гассман сделал жуткую подлянку: его люди из КПСС убили двух патрульных полицейских и подбросили машину с трупами в 13-й район, рассчитывая на то, что любые полицейские машины там встречают автоматным огнем. Подлянка сработала: подручные Гассмана засняли расстрел машины членами банды на видео и показали по телевизору.

Однако выяснилось, что один паренек из 13-го района заснял на телефон сцену расстрела полицейских подручными Гассмана. Паренек отдал флешку с видео Лето. Так что ему теперь грозит смертельная опасность. А Дамьена, после того как он провел блестящую операцию под прикрытием собственной задницы и ликвидировал целую кучу наркоторговцев, по приказу Гассмана бросили в тюрьму. Теперь Лето должен вытащить оттуда Дамьена, и они вдвоем, как и встарь, с помощью банд 13-го района доберутся до президента Франции, откроют ему глаза на Гассмана и остановят взрыв башен. А потом попросят их взорвать.

***

Первый "13-й район", как и остальные творения по сценарию и с продюсерством Люка Бессона, был дико тупой. Но очень зрелищный. Что, в общем, не удивительно, потому что в двух главных ролях снимались два человека-легенды - паркурщик Давид Бэлль и невероятный Сирил Раффаэлли - спортсмен, паркурщик, каскадер. Раффаэлли начинал с того, что ставил и исполнял роскошные трюки в фильмах Бессона - в тех же "Такси" и "Перевозчике", - а потом получил и свою собственную главную роль.

В результате первый фильм был наполнен совершенно сногсшибательными трюками, которые, замечу, Бэллем, Раффаэлли и каскадерами исполнялись вживую без всякой компьютерной графики, но голову во время просмотра лучше было не включать - до того дурацким был сценарий, а уж за диалоги авторства родного брата звезды "Такси" Сэми Насери - Биби Насери этого Биби нужно было убивать на месте. Ну, если не убивать, то хотя бы лишать сладкого.

По поводу сиквела отзывы на форумах были в основном негативные. Говорили, что он еще более тупой, чем первый фильм, а всяких паркуров и драк в нем нет совсем. Я в это не поверил, потому что какой смысл снимать картину с Раффаэлли и Бэллем без прыжков и драк, так что фильм все-таки посмотрел.

Не знаю, то ли из-за того, что я уже ничего не ожидал, то ли из-за чего другого, - мне сиквел понравился даже больше первого фильма. Ну да, сценарий по уровню примитивизма с легкостью может соперничать с индийским кинцо, главный злодей предельно карикатурен, а финал полностью перечеркивает основную пафосную идею всего фильма, но есть вещи, которые искупают почти все!

Самый супер - это, конечно, главная парочка! Я уж и не знаю, откуда взялись претензии к отсутствию экшена, - это бред полный. Экшена тут, на мой взгляд, даже больше, чем в первом фильме. Только навскидку: весь эпизод, когда Дамьен под прикрытием брал толстого китайского наркоторговца, драка с картиной в руках, пробежка Лето от полицейских, сбегание Лето от зловещих бойцов КПСС, мгновенные бои Дамьена и Лето с охранниками, совершенно роскошная сцена их побега из полицейского участка, ну и весь финал, не говоря уже о бое Дамьена с подручным Главгада. Вам этого мало? Мне было вполне достаточно.

Кроме того, сцена, когда китайская триадиха, предводитель негритянской банды, главный арабский террорист, глава скинхедов и вожак клошаров маленький Гоги совместно бьются с охраной, чтобы добраться до президента Франции и запретить ему взрывать башни 13-го района, потому что после этого там планируют построить небоскребы, сделать нормальные парки и детсады, а когда добираются до президента Франции, то требуют от него взорвать башни 13-го района, а после этого построить там небоскребы, сделать нормальные парки и детсады, - это что-то фантастическое, и я по-прежнему искренне восхищаюсь тем человеком, который снабжает Люка Бессона наркотиками подобной галлюциногенности.

Кстати, сами съемки 13-го района заслуживают отдельных комплиментов. Я сначала думал, неужели Бессон с компанией сумели создать такие колоритные трущобы в студии? Но это бы потребовало или сумасшедших денег на строительство, или сумасшедших денег на компьютерную обрисовку. Оказалось, что ни то ни другое. Съемки проходили в одном из неблагополучных районов бывшей столицы Югославии - Белграде. Поэтому создателям картины удалось добиться шикарных визуальных эффектов, потратив совсем немного средств.

Также порадовало то, что после исчезновения Биби Насери из авторов сценария диалоги от откровенно дебильных перешли на уровень "сносные дурацкие диалоги для боевичка по дурацкому сценарию". Более того, главные герои даже стали слегка острить, причем пару раз более или менее удачно.

Что в результате? Дурацкий сюжет, на котором я изо всех сил постарался вообще не включать голову, несколько совершенно роскошных сцен с паркуром и всякими драками, заметно больше колоритных персонажей, так что в общем и целом посмотрел даже не без удовольствия. Считаю, что сиквел, как ни странно, лучше первого фильма. А Раффаэлли и Бэлль - просто супер, особенно Раффаэлли.

Триквела уже не будет. И дело даже не в том, что президент Франции под давлением глав пяти семей и примкнувших к ним Дамьена и Лето в дупель разбомбил 13-й район. Просто Бессон сказал, что на этом они данную франшизу закрывают. Он должен сосредоточиться на супермегахите "Такси 7: миссия в Москве".

***










***


Поиск по названию