Майкл Клейтон / Michael Clayton

Драма "Майкл Клейтон" (Michael Clayton)
Режиссер - Тони Гилрой. В ролях - Джордж Клуни, Том Уилкинсон, Сидни Поллак, Тильда Суинтон. США. 2007. 119 мин. Бюджет: $25 млн. Сборы по миру: $93 млн.

Даже адвокатам иногда хочется выбраться из всего этого дерьма.
Замечание кота Бублика

Майкл Клейтон (Джордж Клуни) - нью-йоркский адвокат, специализирующийся на всяких грязных делах, работающий на очень крупную компанию. Не то чтобы Майклу это все очень нравилось, однако он сам дошел до жизни такой. С женой, у которой от него очаровательный сынишка, Майкл развелся, собственный бизнес в виде бара, который он было приобрел, полностью развалился и теперь распродается за гроши, да и перспектив у Майкла никаких - прежде всего потому, что он не может избавиться от болезненного пристрастия к азартным играм. Поэтому Майкл просаживает все, что зарабатывает, плюс у него из-за брата-наркомана образовался огромный долг в семьдесят пять тысяч долларов. И если этот долг Майкл не отдаст как можно скорее, у него начнутся крайне серьезные проблемы, потому что эти кредиторы шутить не любят.

А тут как раз подворачивается выгодное дельце. Один из главных адвокатов той конторы, в которой работает Майкл, полностью сбрендил. Это Артур Эденс (Том Уилкинсон), ведущий дело о несколькомиллиардном иске против компании Unorth, разработавшей какие-то жутко вредные сельскохозяйственные добавки. Артур во время судебного заседания вдруг заявил, что больше не будет защищать этих мерзавцев, сорвал с себя одежду и стал предлагать истцам свою помощь.

Руководитель юридической компании Марти Бах (Сидни Поллак) в бешенстве. Дело Unorth должно принести фирме огромные прибыли и закрыть серьезные дыры в бюджете, а если вдруг все сорвется - фирме каюк. Поэтому Марти и предлагает Клейтону срочно разгрести эти проблемы - недаром сам Майкл называет себя "мусорщиком", ведь его работа и состоит в том, чтобы копаться во всяком дерьме. Хорошей приманкой перед носом Майкла будет чек на восемьдесят тысяч долларов - с его помощью Майкл по крайней мере сможет погасить свои долги.

Майкл прилетает в Ветчестер, где находится Артур, и пытается уговорить старого знакомого снова начать принимать таблетки, которые, дескать, будут держать его в форме. Но Артур четко решил, что он изменит свою жизнь, - он видел секретные документы, в которых неоспоримо доказывается серьезный вред добавок Unorth здоровью людей, и оттуда понятно, что руководство корпорации об этом прекрасно знало. Так что Артур теперь перешел с позиции защитника ответчика на позицию защитника истцов. Он хочет обнародовать эти документы - тогда Unorth крышка.

Клейтон, вопреки обыкновению, не хочет серьезно давить на Артура. Он понимает, что происходит со старым знакомым, ему самому уже много раз хотелось послать все это дерьмо к чертовой матери. Но долги, обещанные восемьдесят тысяч, брат-наркоман, покер - Майклу все равно придется разгребать это дело.

Впрочем, выяснилось, что в Unorth приняли свои меры предосторожности. Главный юридический консультант компании Кэрен Краудер (Тильда Суинтон), которая понимает, что ее карьера висит на волоске, нанимает парочку серьезных людей - следить за Артуром. Если ситуация зайдет слишком далеко, эти люди помогут Кэрен решить проблемы.

***

Это первый фильм, который Тони Гилрой - сценарист "Адвоката дьявола" и всех трех "Борнов" - снял как режиссер. Он написал сценарий, и он же самолично поставил этот фильм.

Картин о тех негодяйствах, которые вытворяют крупные корпорации, и о том, как отдельно взятые люди пытаются против этого бороться (иногда и небезуспешно), снято полно. Достаточно вспомнить вполне удачные "Свой человек" и "Эрин Брокович", а также неудачный "Интернэшнл".

Однако здесь немножко другой подход. Против корпорации начинает бороться выжига-адвокат, у которого в какой-то момент поехала крыша и который вроде как прозрел.

По жанру фильм ближе всего к психологической драме. Несмотря на то что здесь присутствуют некоторые элементы криминала, главное в картине - взаимоотношения основных персонажей и их реакция на те или иные события.

Том Уилкинсон в роли слетевшего с катушек Артура выглядит отлично. Уилкинсон нашел хороший баланс между настоящим психопатом и человеком, у которого просто резко изменилось мировоззрение. Из-за чего все остальные его считают психопатом: ну как же, ведь это была его работа - защищать всяких мерзавцев.

Кстати, с руководством Unorth и юридической компанией согласны определенные зрители. Я почитал отзывы в Интернете - фильм поругивают за недостоверность. Мол, прозревший адвокат - это какой-то нонсенс. И даже оксиморон.

Я с этим не согласен даже рядом. Даже политики иногда вдруг начинают понимать, в каком зловонном болоте они существуют и какие миазмы сами испускают, после чего делают попытки оттуда выбраться. По крайней мере, один политик сделал нечто подобное. Мелкий политик. Где-то в Намибии.

Здесь же четко сказано - у мужика съехала крыша. Поэтому он стал осознавать, каких мерзавцев защищает. Вроде все логично. Если бы он оставался в здравом уме и трезвой памяти, он бы продолжал свое большое дело за те большие деньги, которые ему платили. А у него шарики за ролики заехали. И мужик понял, что в этой жизни ничего, кроме защиты всяких ублюдков, не сделал. После чего захотел сделать что-то хорошее. Что ему сделать, разумеется, не дали, потому что на пути встали нормальные люди, которые еще не сошли с ума.

Джордж Клуни в роли Майкла Клейтона - неплох, но не более того. Играет ровно, профессионально, однако сам персонаж, судя по фильму, должен быть значительно более яркий, чем Клуни его изобразил. Да и на юриста-"мусорщика" он как-то мало похож - не по внешности, разумеется, а по манере себя вести.

Очень понравилась Тильда Суинтон: у нее тут очень сложная роль тетки, взобравшейся почти на самую вершину, с которой она может вот-вот слететь, поэтому с отчаяния идет на всякие дикие поступки. Суинтон за эту роль получила "Оскар" в номинации "Лучшая актриса второго плана", и я тут подпишусь под каждым словом - награда совершенно заслуженная.

Мне фильм, в общем, понравился. Для режиссера-дебютанта - просто блеск! Да и сценарий, который сам Гилрой, напомню, написал, довольно крепкий и явными прорехами не зияет. Правда, не все сюжетные линии в нем раскрыты должным образом - например, история с баром и братом дается какими-то полунамеками, из которых цельную картину составить невозможно, - однако понятно, что это сделано во имя сохранения хоть какой-то динамики.

Послевкусие у картины заметно хуже, чем впечатления во время просмотра, так что фильм явно одноразовый. Но смотрится с интересом и даже захватывает.  

Так что драмы у Гилроя вполне получаются. А вот с комедией на производственно-шпионские темы у него уже явно не сложилось.

***


Поиск по названию