Луна 2112 / Moon

Фантастическая драма "Луна 2112" (Moon)
Режиссер - Данкан Джонс. В ролях - Сэм Рокуэлл, Кевин Спейси, Доминик Макэллиотт, Робин Чак. Великобритания. 2009. 97 мин. Бюджет: $5 млн. Сборы по миру: $7,2 млн.

Только в этой рецензии не будет упомянуто,
что режиссер Данкан Джонс - сын Дэвида Боуи.
Радость кота Бублика

Старая добрая психологическая фантастика.
Именно старая и именно добрая.
Отзыв кота Бублика

Будущее, 2112 год. Земля совершенно истощила запасы углеводородов, но в нужный момент ученые сумели обнаружить новый вид топлива, которого хватит еще надолго. Это "Гелий-3" - вещество, добываемое из лунного грунта. Крупная корпорация, занимающаяся снабжением планеты "Гелием-3", строит на Луне свои базы, на которых специальные роботизированные агрегаты, харвестеры, обрабатывают грунт и создают из него топливо. Одну такую базу и добывающие агрегаты обслуживает человек по имени Сэм Белл (Сэм Рокуэлл). У него с корпорацией трехгодичный контракт, который через две недели подходит к концу. Три года одиночества в пластиковых интерьерах станции, три года общения со станционным роботом Герти (Кевин Спейси), три года занятий спортом, ночных видений, тщательного ухода за выращиваемыми для души растениями и вырезания из дерева подробнейшего макета городка, в котором Сэм вырос.

Последние две недели проходят у Сэма особенно тяжело, несмотря на то что возвращение вроде как уже близко. Ему, конечно, все это время устраивали всякие сеансы видеосвязи с женой Тэсс (Доминик Макэллиотт) и дочкой Ив, однако, так как у корпорации давно сломался один из спутников, все эти сеансы идут в записи по аварийному каналу. У Сэма нет прямого контакта ни с женой, ни с начальством. Он даже не понимает, получала ли жена те сотни видеообращений, которые он для нее отправлял со станции.

В какой-то момент у Сэма начинаются явные проблемы с мозгами: его мучают галлюцинации, он видит каких-то людей на станции.

Отправившись на луноходе к одному из харвестеров, он видит на поверхности Луны человеческую фигуру, теряет ориентацию и попадает луноходом под гигантскую гусеницу харвестера.

После этой аварии Сэм очнулся в санитарном отсеке станции, куда попасть, по идее, он никак не мог: самостоятельно до станции Сэм никак не добрался бы, а робот Герти со станции выходить не может - не приспособлен.

И тогда Сэм решает скататься на другом луноходе к месту аварии, чтобы все проверить. При этом Герти его со станции категорически не выпускает. И Сэму становится понятно, что ему сильно не понравится то, что он может обнаружить в сломанном луноходе...

***

Режиссерский дебют дизайнера, сценариста и продюсера Данкана Джонса. Джонс оказался большим поклонником актера Сэма Рокуэлла и первоначально предлагал ему значительно более масштабный фантастический проект. Однако, когда выяснилось, что дебютанту никто не даст денег на то, чтобы осуществить задуманное, Джонс решил из первоначального произведения оставить один небольшой кусок, который можно было реализовать минимальными средствами. После этого он получил добро от британских компаний Liberty Films UK и Xingu Films.

Что интересно, в титрах также фигурирует еще одна кинокомпания - Lunar Industries. Но она, судя по всему, в природе не существует, а в титрах присутствует, потому что это название корпорации, добывающей "Гелий-3", из фильма.

"Луна 2112" - фильм очень камерный и совершенно не похож на современную фантастику, которая нынче традиционно делается для самых маленьких зрителей, поэтому изобилует страшнейшими инопланетными монстрами, сценами пожирания космонавтов венерианскими скалозубами, полчищами космических кораблей и сисястыми осваивательницами других планет.

Эта картина снята скорее в традициях "Соляриса" Тарковского и "2001: Космической одиссеи" Кубрика (причем содержит некоторые цитаты из этих фильмов). Никаких тебе инопланетных монстров, взбунтовавшихся роботов, возмутившейся стихии и даже кабачков-убийц.

Это скорее психологическая фантастика, основанная на анализе ощущений и переживаний Сэма Белла. Те зрители, которые ожидали, что старина Герти превратится в компьютерное Зло, пожирающее несчастного космонавта, также просчитались. Кстати, Джонс намеренно сделал Герти таким, каким рисовали космических роботов в дремучие семидесятые, - неуклюжая железка, примитивная снаружи и крайне интеллектуальная внутри. (Недаром его озвучивал Кевин Спейси, да еще как озвучивал.)

Картина на девяносто процентов держится практически исключительно на Сэме Рокуэлле, тем более что ему здесь приходится играть сразу двух совершенно различных персонажей. (Во многих эпизодах, где персонажи в кадре находились вместе, Сэма заменял его дублер - актер Робин Чак, который на Рокуэлла невероятно похож.)

И Рокуэлл свои роли сыграл, на мой взгляд, блестяще. Сэм вообще очень разносторонний и глубокий актер, тяготеющий скорее к психологическим, интересным и интеллектуальным ролям, поэтому он не так часто появляется на экране и крайне редко снимается во всяком голливудском ширпотребе. ("Ангелы Чарли" хотя и ширпотреб, но тем не менее представляют собой прелестную пародию.) А здесь у него был широкий простор для творчества, ограниченный клаустрофобическими коридорчиками лунной станции. Мало кто из актеров может держать зрителей в таком напряжении полтора часа, причем практически без всяких теней из-за угла и прочих "чужих". Рокуэлл это смог.

Многие зрители (особенно в России) картину посчитали скучноватой и нудноватой. Подумаешь, какие-то переживания какого-то там Сэма на этой вшивой лунной станции, на которую даже инопланетные чебурашки ни разу не напали.

Тем не менее в мире "Луна 2112" (в оригинале фильм называется просто "Луна") - для такого штучного и немассового товара - прокатилась достаточно неплохо, а на IMDB у нее очень высокий рейтинг - 8 из 10 при 21 тысяче голосов. Плюс 10 наград и 7 номинаций различных кинематографических премий (в основном относящихся к фантастике).

Мне понравился этот фильм. У режиссера и Рокуэлла получилось сделать главное: привлечь внимание и заставить сопереживать. При этом уже неважно, фантастика это или суровый реализм. Многие великие режиссеры пользовались приемами фантастики для того, чтобы поговорить о психологии и человеческих чувствах. Станет Данкан Джонс великим или нет, будет видно позже. Но то, что его дебют оказался ярким, оригинальным и, безусловно, заслуживающим внимания, уже спокойно можно признать.

И уж тем более ценно то, что такие фильмы появляются в эпоху сплошного кинематографического фастфуда, который выпекается по одним и тем же рецептам, шаблонам и лекалам. Пусть этот пирожок авторской выпечки не так ярко смотрится, как какой-нибудь тройной кинобургер за двести писят лимонов, но зато он с настоящим мясом и, в отличие от кинобургера, даже полезен для здоровья. Ну, точнее, полезен для мозгов. Ибо заставляет подумать.

***


Поиск по названию