Лихорадка джунглей / Jungle Fever

Трагикомедия "Лихорадка джунглей" (Jungle Fever)
Режиссер - Спайк Ли. В ролях - Уэсли Снайпс, Анабелла Шиорра, Джон Туртурро, Сэмюэль Джексон, Энтони Куин, Хэлли Бэрри, Руби Ди. США. 1991. 132 мин.

Яркий пример того, как приятно и весело можно снимать фильмы на так называемые политкорректные темы. Когда весь фильм посвящен теме сложных межрасовых взаимоотношений (черные, белые, коренные жители и итало-американцы), однако обо всем этом рассказывается мягко, спокойно и с отличным юмором, поэтому забываешь обо всей этой до боли навязшей на зубах "политкорректности" и просто наслаждаешься хорошим фильмом.

Впрочем, это было снято уже десять лет назад. И остается только повторять не менее навязшую на зубах фразу: "Сейчас так уже не снимают". Сегодня если "политкорректность", то сразу хочется или взорвать телевизор, или поставить какой-нибудь старенький-престаренький фильмик - из тех самых времен, когда неграм еще разрешалось быть плохими, а белым еще разрешалось быть хорошими. Но этот фильм - не о плохих неграх и хороших белых. Он о хороших неграх и хороших белых. И о том, могут ли они жить вместе и если нет, то почему, а если да, то каким образом...

***

Флиппер Пьюрифай (Уэсли Снайпс) - преуспевающий молодой архитектор, работающий в бурно развивающейся фирме. Несмотря на то, что он практически единственный чернокожий в этой конторе, Флиппер надеется сделать блестящую карьеру, потому что не без оснований полагает, что своим бурным развитием фирма обязана именно ему.

У Флиппера прекрасная семья - любимая жена Люсинда (Руби Ди) и дочка. Он в жизни никогда не заводил шашни на стороне, однако... Однако в фирме, где трудится Флиппер, ему наняли новую помощницу - италоамериканку Энджи Туччи (Анабелла Шиорра), а она... она... она такая соблазнительная, такая сексуальная - ну просто вылитая Мэрилин Монро, но только в брюнетистом варианте, - что бедный Флиппер не выдерживает и впадает в грех. Причем прямо на своем рабочем столе. Вместе с Энджи, разумеется. Хотя для Энджи это грехом не считается, так как она не замужем.

Основной проблемой в подобном прелюбодеянии для Флиппера является даже не тот факт, что он изменил своей жене, а то, что Энджи - белая. Флиппер никогда до этого не спал с белыми женщинами. Он, как порядочный афроамериканец, считал белых завоевателями, работорговцами и угнетателями (особенно глядя на наглую рожу своего начальника Джерри (Тим Роббинс), который все время отказывался дать Флипперу долю в предприятии) и был уверен, что афроамериканец в сексуальном плане должен обязательно общаться только со своими сестрами - афроамериканками. Ну, конечно, не в том плане, что с сестрами по крови, а с сестрами по цвету кожи.

И вот теперь, когда черное дерево и слоновая кость соединились в пылком объятии (эту сопливую фразу придумал вовсе не я, а кот Бублик), Флиппер никак не может разобраться в своих ощущениях. И даже его ближайший друг Сайрус (его прекрасно играет сам Спайк Ли) не может помочь Флипперу решить, как ему жить дальше: отдаляться от своего народа путем непрекращающегося секса с белой женщиной или все-таки вспомнить, что он - афроамериканец, вспомнить о своем долге, о том, что эти белые негодяи творили с их предками на протяжении многих лет, и вернуться к своей сестре-афроамериканке, то есть к жене Люсинде.

Впрочем, долго раздумывать Флипперу не пришлось. Болтушка Сайрус рассказал все своей жене, та - Люсинде, так что Флиппера темнокожая сестра (которая жена) в две секунды выставила из дома и приказала отправляться к своей белой твари.

У "твари", между тем, дома тоже не все в порядке. Ее папа итальянец, что характерно, не одобрил факта интимного общения своей дочки с, как он выразился, "черномазым", причем не одобрил очень пылко и деятельно, что свойственно многим итальянцам, где бы они ни проживали.

Так что весь мир теперь против светлой любви темного Флиппера и белой брюнетки Энджи. И эта проблема еще более осложняется тем фактом, что любви-то на самом деле никакой и нет...

***

Очень милый фильм. Главное, тема-то достаточно непростая - любовь черного с белой, да еще и итальянкой, однако Спайк Ли рассказывает об этом с таким хорошим юмором (хотя фильм в базах относят вовсе не к комедиям, а даже к драмам), что смотреть "Лихорадку джунглей" - истинное удовольствие.

История, рассказанная в фильме, делится как бы на несколько частей: проблемы взаимоотношения двух людей разных рас, а также чисто внутрисемейные проблемы Флиппера и Энджи. У Флиппера есть непутевый братец Гейтор (Сэмюэль Джексон) - наркоман, плотно подсевший на крэк и теряющий человеческий облик, а у Энджи есть ухажер Поли (Джон Туртурро), с которым она вынуждена расстаться, когда закрутила любовь с Флиппером.

Собственно, сюжет как таковой в этой картине не так уж и важен. Дело не в том, сложится у Флиппера с Энджи любовь или нет. Самое интересное - это как все их окружение (италоамериканское и афроамериканское) реагирует на их взаимоотношения. Вот это весьма забавно. Отдельная песня - военный совет подружек Люсинды, которые обсуждают, можно или нельзя иметь сексуальные контакты с белыми мужчинами. Впрочем, беседы итальянских парней в магазинчике, где работает Поли - не менее интересны. На самом деле получается, что все они - афроамериканцы и итальянцы - говорят об одном и том же, но только разными словами и с разных позиций. И есть среди них люди, которых не устраивают существующие этические нормы и ограничения. За что эти люди, собственно, и поплатились.

Молодой Уэсли Снайпс играет хорошо. Он очень живой, искренний, открытый, и в его лице пока еще не видна тяжелая челюсть полувампира Блейда. Анабелла Шиорра мне тоже понравилась (в отличие от фильма "Куда приводят мечты"): и действительно - просто вылитая Мэрилин Монро. Понятно, почему отличный семьянин Флиппер не устоял и загреховодил прямо в святая святых - в конторе - на рабочем столе.

Но самая блестящая роль в этом фильме - у Сэмюэльа Джексона. Он великолепно играет опустившегося наркомана, теряющего человеческий облик и готового на все, чтобы раздобыть денег на крэк. Особенно классно выглядит так называемый танец Гейтора, с помощью которого он выпрашивает деньги. Кстати, Джексон за эту роль получил приз в Каннах в номинации "За лучшую роль второго плана".

Резюмирую. Очень милая трагикомедия, хорошо поставленная и здорово сыгранная. В фильме все очень в меру: драма, комедия, рассуждения и диалоги, эмоции, скандалы и трагедии. У Спайка Ли, как выяснилось (это первый его фильм, который я посмотрел), - очень хороший вкус.

Если вы любите симпатичные и добротные "истории из жизни" без малейшей фальши и без искусственных слюней и соплей - этот фильм для вас. Однако любителям экшна, калейдоскопа событий и бешеных поворотов сюжета "Лихорадка джунглей" не понравится. Там нет ни того, ни другого, ни третьего. История, рассказанная в фильме, достаточно незамысловата. Она рассказана не для того, чтобы испугать, удивить или научить. Она рассказана для того, чтобы вы улыбнулись и, возможно, немножечко задумались. Немножко. Самую малость.


Поиск по названию