Липучка / Flypaper

Криминальная черноюморная комедия "Липучка" (Flypaper)
Режиссер - Роб Минкофф. В ролях - Патрик Демпси, Эшли Джадд, Тим Блейк Нельсон, Мехи Пфайфер, Мэтт Райан, Октавиа Спенсер, Джеффри Тэмбор, Джон Вентимилья, Прюитт Тейлор Винс, Моника Акоста. США - Германия. 2011. 85 мин. Рейтинг на IMDB: 6,3.

Я так не веселился со времен шикарного "Ты - труп!"
Радость кота Бублика

- Я не считаю деньги и не пишу сценарии, 
я всего лишь грабитель банков. Много ли есть грабителей-евреев?
- Мало.
- Да практически никого. И даже тут он умудряется видеть мацу, 
пейсы и "Голдман Сакс".

- Моя дочка поставила брекеты. И не просто брекеты,
а самые дорогие. За 9 тысяч долларов!
- И они называют нас грабителями? Надо было идти в дантисты!
Диалоги из фильма

Странноватый молодой человек по фамилии Трипп (Патрик Демпси) приходит в банк перед закрытием, чтобы разменять стодолларовую купюру на мелкие монетки. В банке ему понравилась симпатичная операционистка Кейтлин (Эшли Джадд), и он принимается с ней кокетничать, несмотря на то что Кейтлин буквально сегодня выходит замуж. 

В этот момент в банк врывается группа профессиональных грабителей под руководством взрывника Дэрриена (Мехи Пфайфер). В банду также входит старый подельник Дэрриена Уайнстин (Джон Вентимилья) и молодой хакер-британец Гейтс (Мэтт Райан). 

У Дэрриена все продумано: банк закрылся, телефонная и мобильная связь перекрыта, остававшиеся в банке люди взяты в заложники - значит, до утра они могут совершенно спокойно вскрывать хранилище, достать оттуда деньги и смотаться до появления полиции. 

Однако в тот же момент, когда в банке с заднего хода появляется Дэрриен с компанией, с парадного подъезда врываются два отморозка-идиота по кличке Арахисовое масло (Тим Блейк Нельсон) и Желе (Прюитт Тейлор Винс). Они тоже пришли грабить банк. 

Банды затевают перестрелку, во время которой непонятно кем был убит один из посетителей. 

Трипп, который понимает, что если налетчики не утихомирятся, то они перестреляют и друг друга, и всех заложников, берет на себя роль посредника и уговаривает братву не стрелять в друг друга, а просто продолжить ограбление, потому что банда Дэрриена хочет взять хранилище, а отморозки пришли ограбить банкоматы. 

Те внимают голосу разума, прекращают перестрелку и начинают заниматься своими делами, посадив заложников в одну комнату. 

Трипп понимает, что у заложников очень мало шансов остаться в живых. Раз убит один из посетителей, то бандиты, скорее всего, перестреляют и всех остальных, чтобы не оставлять свидетелей. 

Однако проблема в том, что Трипп не может выяснить, кто же на самом деле убил посетителя и зачем. После этого Трипп начинает расследование, в результате которого приходит к очень интересным выводам. 

***

Совершенно отвязная черноюморная комедия, которую я посмотрел с большим удовольствием, - давно не видел таких безбашенных и удачных криминальных комедий. По стилю "Липучка" (название переведено совершенно верно, что редко бывает) некоторым образом напоминает ограбление в стиле диско классного британского фильма "Ты - труп". Только здесь ограбление не в стиле диско, а в стиле "Десяти негритят", потому что в процессе самих ограблений (коих два, а может, и больше) главные действующие персонажи очень методично отстреливаются непонятно кем. 

Вообще, трудно было ожидать подобного фильма от режиссера "Короля Льва" и "Стюарта Литтла" Роба Минкофф. Я-то думал, что после таких мультиков и полумультиков нас ждет милая семейная комедия о клоунах, грабящих банк, однако тут - жестко черноюморная отвязная комедия. Авторы сценария тут, правда, Лукас и Мур - создатели "Мальчишника в Вегасе", однако здесь все-таки заметно совершенно иной стиль, нежели в "Мальчишнике...".  

Казалось бы, тема совершенно избитая - ограбление банка. Уж столько ее мусолили-перемусолили, что совершенно непонятно, как тут можно найти хоть что-нибудь оригинальное. Ну и опять-таки все те же "10 негритят", когда персонажей по очереди совершенно загадочно убивают, -  это тоже было сто раз. 

Тем не менее у Минкофф получилось из этого старого пазла сложить совершенно новую картину, которую я считаю одной из самых удачных комедий этого года. Ну честное слово, достала уже непрерывная пошлятина в нынешних комедиях! А тут - совершенно другое дело. Никто не пукает, не блюет (имеется в виду - в развлекательных целях), не мастурбирует и не обсуждает по полчаса работу своего кишечника. При этом - реально смешно!

Парочка Арахис и Желе - это полный отвал башки! Совершенно роскошные персонажи - придурковатый холерик Арахис с очень смешной манерой говорить (эдакий реднек с "кашей" во рту) и туповатый флегматик Желе, пошедший на ограбление в шортах и с пистолетом, подаренным мамочкой. Все эпизоды с этим арахисовым желе - чрезвычайно смешные, особенно их беседа с Дэрриеном по поводу татуировок, беседа с Гейтсом на тему рейтинга грабителей в Интернете, ну и признания в любви друг другу. Обалденная парочка, просто обалденная!

Желе играет Прюитт Тейлор Винс, который во многих фильмах засветился в глубоко эпизодических ролях (кстати, он и в каком-то эпизоде первого сезона "Хауса" появлялся в роли толстяка, сломавшего томограф), но это однозначно его самая лучшая и самая яркая роль!

С Арахисом еще интереснее. Его играет Тим Блейк Нельсон, который со своей более чем нестандартной внешностью сыграл примерно в сорока фильмах, и он же при этом является одним из самых интересных немейнстримовых американских режиссеров. Нельсон снял "Серую зону" (Grey Zone) и "Травку" (Leaves of Grass) - я об этих фильмах обязательно еще буду писать. 

Об этой парочке еще много чего можно написать, но какой смысл, когда это просто нужно смотреть! Посмотрите, надеюсь, не пожалеете!

Патрик Демпси в роли Триппа - неплох, но не слишком понравился. Сценаристы придумали забавный ход о том, что Трипп страдает неким психическим заболеванием, при котором нужно вовремя принимать таблетки, а когда таблетки становятся недоступными, у Триппа потихоньку начинает сносить крышу. Одновременно с этим и события фильма начинают закручиваться в эдакую психопатическую фантасмагорию, когда все перемешивается и перепутывается к чертовой матери. 

Так вот Демпси здесь не хватало реальной сумасшедшинки! У него все существовало по отдельности - эпизоды с приступами и эпизоды расследования. Если бы он смог это показывать одновременно - получился бы еще один шикарный персонаж. А так - всего лишь связующее звено там, где мог бы быть один из центральных характеров. Вот тот же Дауни-младший наверняка бы сыграл эту роль на порядок круче. Но на Дауни-младшего у них явно бюджета не хватило. 

Из остальных персонажей хорошо получились еврей Уайнстин и британец Гейтс. Их национальная принадлежность в картине очень забавно подчеркивается: Уайнстин несколько раз рассуждает о том, что ему, как еврею, нужно было бы не грабить банки, а работать по нормальной еврейской специальности - финансистом или дантистом. А Гейтс говорит на очень забавном британском "кокни", над чем другие персонажи периодически издеваются. 

Уайнстина сыграл итальянец Джон Вентимилья, и фиг кто из зрителей узнает в нем Арти Букко, владельца ресторана из "Сопранос". 

В общем, кино получилось - просто класс. И особенно приятно то, что даже в самом финале, когда убийцей оказался дворецкий, постановщики не облажались, как это обычно бывает. Произошли, конечно, определенные натяжки, но в общем и целом все осталось логичным, учитывая обычные киношные допущения. 

Мне очень понравилось. Прям рекомендую. Правда, конечно, очень желательно смотреть в оригинале (ну да, моя традиционная мантра) - там многое построено на забавной манере говорить и различных произношениях. В Интернете есть неплохие украинские и русские (переведенные, как ни странно, с украинских) субтитры - с ними вполне можно посмотреть. Русский войсовер - просто ужасен, даже и не пробуйте смотреть (актер с полным отсутствием хоть каких-то эмоций тупо начитывает содержимое субтитров), украинский дубляж - в общем, неплох, но очень много прелестей картины все-таки убивает.  

Да, в американском прокате фильм прошел совершенно незамеченным. Денег собрал мало, рейтинг на IMDB вопиюще низок - всего 6,3. Я ему поставил 8. В Штатах не оценили. Видать, зря там все-таки никто не пукнул. 

***






***


Поиск по названию