Лански / Lansky

Криминальная драма "Лански" (Lansky)
Режиссер - Джон Макнахтон. В ролях - Ричард Дрейфусс, Эрик Робертс, Энтони ЛаПалья, Беверли Д'Анжело. США. 1999. 93 мин.

"Не беспокойтесь, мы всего лишь убиваем друг друга"
Бен "Багси" Сигел

Чарли "Счастливчик" Лучано, Бен "Багси" Сигел и Мейер Лански, знаменитые мафиози эпохи сухого закона и строительства Лас-Вегаса, были знакомы с детства. Семья Лучано приехала в Нью-Йорк из Италии, Бен Сигел (Бенджамен Сигельбаум) родился в еврейском квартале Нью-Йорка, а Мейер Лански (Мейер Сухомланский) вместе с семьей приехал в Нью-Йорк из России, спасаясь от погромов. Семьи всех троих жили в районе под названием Уильямсбург, который нередко называли "Адовой кухней" - за высочайший уровень преступности и жуткие условия проживания.

Это действительно была "Адова кухня", где в те времена начинали готовиться густо перченые блюда итальянских, ирландских и еврейских банд, которыми позже неоднократно давились бизнесмены, полиция и политики. Впрочем, некоторые из них, наоборот, использовали острейшее варево в своих собственных интересах... Уильямсбург являлся отличным питомником для малолетних бандитов - прежде всего потому, что у них был достаточно небогатый выбор: или становиться грабителем и рэкетиром, получая таким образом шанс вырваться из этого паршивого местечка, или жить в полной нищете.

Лански и Сигел познакомились, когда Мейеру было девятнадцать лет, а Сигелу - всего двенадцать. (В фильме несколько не так - там они почти одногодки.) Лански и Сигел были почти полными противоположностями, в результате чего, вероятно, и сблизились, потому что им было очень удобно работать вместе. Мейер всегда был весьма головастым - эдакий рассудительный еврейский мальчик, который все схемы ограблений продумывает как шахматную партию - на много шагов вперед. Сигел, наоборот, был совершенно безбашенным парнем, который все вопросы предпочитал решать силой и никогда не останавливался перед тем, чтобы вышибить кому-нибудь мозги. За это его и прозвали Багси. (В русскоязычных книгах и фильмах дается совершенно неправильный перевод этого прозвища - "жучок". Переводчики, вероятно, ориентируются на термин "bug", который действительно переводится как "жучок". Однако термин "bugsy" должен переводиться как "психопат", "ненормальный" - то есть человек с жучками в голове.)

Вдвоем они составляли отличную парочку - ум и сила, которая проворачивала серьезные и весьма тщательно спланированные гангстерские операции. При этом Лански хорошо понимал, что итальянцы очень скоро будут задавать основной тон в преступном мире, поэтому наладил хорошие контакты с местной итальянской бандой, где верховодил Чарли Лучано (его называли Счастливчик Лучано).

А потом наступила эпоха сухого закона, которая, по сути, взрастила ту самую мафию (другие названия - "Коза ностра", "Синдикат", "Комиссия"), объединившую по инициативе Джонни Торрио самых крупных преступников Америки.

Мейер Лански хорошо понимал, какие прибыли может принести бутлегерство, поэтому они втроем - Чарли Лучано, Бен Сигел и Мейер - стали активно заниматься этим бизнесом - перевозкой спиртного. Разумеется, на этот пирожок разевала рот масса других бандитов самых разнообразных мастей, поэтому на бутлегерском фронте развернулась настоящая война. Но эта троица войну выиграла - во многом благодаря мозгам Мейера и безрассудной храбрости Сигела, - и вот тогда они заработали большие деньги, а кроме того, стали членами верхушки синдиката.

А дальше началась история с Лас-Вегасом. Вопреки данным из некоторых книг и фильмов, построить город развлечений в пустыне придумал вовсе не только Бен Сигел. Сигел действительно носился с этой идеей как ненормальный, однако отель "Фламинго", который выстроил Багси, был заложен вовсе не им. Синдикат также считал мысль о постройке Лас-Вегаса вполне перспективной, и Сигелу на строительство "Фламинго" были выделены огромные по тем временам деньги - два миллиона долларов, которые в процессе строительства превратились в совершенно несусветную сумму - восемь миллионов. Однако Сигел, при всей своей увлеченности идеей Лас-Вегаса, был весьма паршивым управляющим, которого обворовывали все кому не лень, включая его любовницу - актрису Виржинию Хилл, да и сразу после открытия отель с казино "Фламинго" вовсе не принес бешеных сумм, поэтому Сигела убили по решению синдиката, и Лански с этим уже ничего не мог сделать, хотя, разумеется, всеми доступными средствами пытался помешать расправиться с Багси. Но Сигел действительно был не совсем вменяемым. За что и пострадал...

А далее пошла эпоха Лас-Вегаса, который в ту пору находился под контролем почти исключительно итальянской мафии, хотя, так сказать, финансовым директором этого бизнеса был еврей Мейер Лански. Одновременно с Лас-Вегасом Лански занимался созданием мощного игорного бизнеса на Кубе, однако приход к власти Кастро спутал мафиози все карты - Фидель просто отобрал у американцев все отели с казино, которые они там понастроили, и пинком выгнал их с острова. (Кстати, судя по всему, именно Мейер Лански был прототипом персонажа из "Крестного отца II" - Хаймана Рота, блистательно исполненного самим Ли Страсбергом. Правда, по фильму Росса-Лански убили по заданию Майкла Корлеоне (читай - Билла Бонанно), однако реального Лански никто не убивал.)

Зато в Лас-Вегасе синдикат заработал такие фантастические деньги и настолько раскрутил свой бизнес, что тот же Лански во всеуслышание хвастливо заявлял: синдикат - крупнее корпорации US Steel. И это была чистая правда.

Мейер Лански прошел "славный" трудовой путь. Как ни странно, он дожил до глубокой старости. Его неоднократно судили, однако ни одно из предъявленных ему серьезных обвинений не удалось доказать. Был момент, когда Лански, устав от бесконечных судебных преследований, пытался получить убежище сначала в Израиле, а потом, когда ему отказали, - в Панаме и других государствах. Но нигде Лански не предоставили убежища (даже в Израиле, хотя Лански деньгами и оружием серьезно поддерживал войну за независимость), и он вернулся в Штаты, где его снова ждали судебные разбирательства.

Лански ухитрился прожить до 83 лет. Виновным себя никогда не признавал, да и вообще - считал себя вполне честным и респектабельным бизнесменом, занимающимся вполне легальным игорным бизнесом. А что в процессе этого бизнеса приходилось убивать людей - так без накладок не обходится ни одно серьезное дело, говорил Лански...

Фильм - о нем, о Мейере Лански. Практически о всей его жизни: ужасах погромов в России, детских годах в Уильямсбурге, бутлегерстве, строительстве Лас-Вегаса, Кубе, попытках найти убежище в других странах и тихой старости в Штатах. Лански играет Ричард Дрейфусс. Играет великолепно. Причем самые хорошие эпизоды - не столько из мафиозной юности и зрелости Мейера, сколько из периода поиска убежища и старости. Его диалоги и монологи - просто блеск: старый мудрый волк, прошедший столько всего в этой жизни, что многим и не снилось, но при этом - человек глубоко порочный, бандит, преступник. Причем преступник - вовсе не раскаявшийся, а считающий, что он все правильно делал в этой жизни.

Также очень хорошо подобраны актеры на роли остальных знаменитых мафиози. Энтони Лапалья даже чисто внешне похож на Чарли Лучано. А Эрик Робертс в роли Бена Сигела - так просто поразил! Эрик сыграл отлично! Особенно по сравнению со слащавым Уорреном Битти, из которого такой же Багси, как из Хоффмана - голландец Шульц.

В общем, очень неплохой фильм получился. Он сделан не как боевик, а скорее как гангстерская сага, в которой аккуратно и достаточно отстраненно прослеживается весь жизненный путь Лански, а также делается попытка проанализировать, кто были эти люди, чем они жили и почему они поступали именно так, а не иначе. Особенно хорошо то, что в картине почти нет "лакировки" образа Мейера, хотя несколько подобных моментов все-таки прослеживаются. Хотя пожалеть старика Лански режиссер Макнахтон меня не заставил. Но посмотреть фильм о жизни этого, безусловно, незаурядного человека - было весьма и весьма интересно.

Напоследок - несколько фотографий реальных людей той эпохи...

Мейер Лански

Бен Сигел

Чарли Лучано

***



***

 


Поиск по названию