Красота по-американски / American Beauty

Трагикомедия "Красотапо-американски" (American Beauty).
Режиссер - Сэм Мендес. В ролях - Кевин Спейси,Аннет Бенинг, Тора Берч, Крис Купер.

Есть определенные сложностис определением жанра этого фильма. Наамериканской базе видеофильмов он отнесен ктрагикомедиям. Критики же его как только ниназывают: драмой, философской притчей,мелодрамой, социальной сатирой и так далее. Напиратской кассете, впрочем, его вообще обозвали"комедией". Хотя это такая же комедия, как и"Американская трагедия" Драйзера. Впрочем,на пиратской кассете и название перевелидовольно своеобразно - "Американскаякрасотка". А чего? Очень даже мило! Такая милаякомедия - "американская красотка". Надо былоеще анонс там дать соответствующий. Типа такого:

"Этот забавный фильм - опридурковатой средней американской семейке, гдемамулька не дает папульке, и он вынуждензаниматься онанизмом, где дочурка никак не можетрасстаться со своей девственностью, а ееподружка мечтает трахнуться с ее же папулькой,где соседский парнишка ловко торгуетнаркотиками прямо под носом у своего дебильногоотца-полковника. Эта самая лучшая комедия 1999года, которая даже получила главную премию Оскар- за трюки, приколы и зубодробительные шутки"...

Как вы уже догадались, "Красотапо-американски" - вовсе не комедия. И не совсемтрагедия. Да и трагикомедией я этот фильм тоже неназвал бы… Так что это за фильм? О чем же он?

"Красотапо-американски" - фильм о жизни. О жизни среднейамериканской семьи (причем в данном случаеабсолютно неважно - американская это семья,английская, французская, русская или ещекакая-нибудь), о проблемах, которые есть у каждогочлена этой семьи. Сюжет фильма прост и даже вопределенном смысле банален. Честно говоря,начало картины вызывает довольно тоскливоеощущение. Думаешь, что вот, мол, очереднаяслезливая история о придурке муже, стерве жене,их дочке, страдающей от одиночества инепонимания, а также об их соседях - немного"завернутом" парне, приторговывающегонаркотиками и постоянно занимающемсявуайеризмом с помощью своей видеокамеры, и о егоотце - отставном полковнике, который настольконенавидит гомосексуалистов, что его сразуначинаешь подозревать в латентной склонности кпедерастии.

Кстати, так оно и есть. Фильм именно обэтом. Вот только снят он не так, как снимаютобычные слезливые истории. Он не давит слезу. Онпросто рассказывает о жизни, о простых идостаточно несчастных людях, он показывает - чтоони чувствуют, о чем мечтают и что с ними, в концеконцов, происходит.

Вы знаете, чемпо-настоящему страшен фильм "Соломенныепсы" с Хофманом? Вовсе не сценами насилия илифиналом, когда Хофман - "очкарик" и книжныйчервь - убивает всех вокруг. Фильм страшен тем,что в нем нет правых и виноватых. Каждый геройпо-своему прав и по-своему виноват. А вся этакровавая бойня случилась вовсе не из-за того, чтопришел кто-то плохой, чтобы всем навредить, акто-то хороший его остановил, а просто потому, чтоТАК СОВПАЛО. Это просто так совпала цепьнесчастных случайностей. Именно это и страшно,потому что в жизни так и бывает. Очень редкоприходит ПЛОХОЙ. Гораздо чаще приходитНЕСЧАСТНЫЙ, который, в свою очередь, можетсделать несчастным вас.

Именно этим и силен фильм "Красотапо-американски". Там тоже нет правых ивиноватых. И Лестер (Кевин Спейси) - вовсе не тупойи похотливый придурок, а просто средненькийчеловек, который мало чего смог по-настоящемудобиться в жизни и даже не смог создатьнормальную семью, где бы его хоть как-то понималии поддерживали. И жена его Керолайн (АннетБенинг) - вовсе не стерва, не сука и не шлюха, апросто несчастная женщина, которая изо всех силбарахтается, пытаясь вырваться на поверхность,но у нее мало что получается. Да и дочка Джейн(Тора Берч) - вовсе не зловредная маленькая тварь,которая мечтает убить своих родителей, а простомаленькая девочка, страдающая от непониманиясвоими родителями, которой ужасно одиноко в этоммире.

Центральным событиемфильма становится момент, который, как нистранно, весьма сближает "Красотупо-американски" с "Бойцовским клубом". Этомомент, когда Лестер пытается освободиться,наконец, от пут обыденности и серости той жизни,которая его окружает. В "Бойцовском клубе"главный герой сначала находит успокоение вобщении с безнадежно больными людьми, а затемфактически отказывается от большинства благцивилизации и начинает получать огромноеудовольствие от участия в банальных кровавыхпобоищах… Лестер же не пошел так далеко (покрайней мере, во внешних проявлениях). Он простоушел со своей, весьма неплохо оплачиваемой,работы (кстати, сцена увольнения очень похожа нааналогичную сцену в "Бойцовском клубе"),устроился в "Макдональдс", начал активнозаниматься спортом и принимать наркотики.

Но дело не во внешнихпроявлениях. Лестер освободился внутренне. Онперестал бояться свою стерву жену. Он понял, чтонечего цепляться за работу, которая его неудовлетворяет и где приходится пресмыкатьсяперед начальником. Ведь можно быть самымсчастливым в мире работником "Макдональдса"и самым несчастным заместителем начальникакрупного отдела. И когда Лестер внутреннеосвободился, он стал себя прекрасно чувствовать!И он даже стал по-другому выглядеть.

Но увы, подобноесостояние не может длиться долго. Это какремиссия перед неизбежным концом. И он наступает.Собственно, об этом говорится еще в самом началефильма. Лестера убивают. Причем убить его может (втом смысле, что имеет мотивы) любой человек изблизкого окружения. Дочь Джейн, которая невыносит Лестера и которой невыносимо стыдноперед своими подружками за то, что ее отецсмотрит на них похотливым взглядом. ЖенаКеролайн, которая ненавидит мужа, потому чтосчитает его слизняком и неудачником. ПриятельДжейн - тот самый вуайерист Рикки, которого Джейнпросит убить ее отца. Отец Рикки - свихнутый напочве патриотизма и фашизма полковник, которыйсчитает, что его сын имеет гомосексуальную связьс Лестером. Короче говоря, все имеют мотивы убитьЛестера. Даже сам Лестер. Потому что ему довольнонеожиданно стало очень хорошо жить на этом свете.И он стал очень хорошо себя чувствовать.Почему бы не умереть именно в этот момент? Вмомент, когда тебе хорошо. Чтобы уйти в вечностьименно с этим приятным ощущением...

Фильм сделан просто мастерски. Во всехсмыслах. И с точки зрения сюжета (сценарист АланБелл получил Оскара в номинации "Самыйоригинальный сценарий), который, как призналсяБелл, родился из увиденной им сценыподбрасываемого ветром пакета, летающего у стеныторгового центра. И с точки зрения режиссуры, и сточки зрения актерской игры. А хорош этот фильмпрежде всего тем, что он - о нас. Обо всех нас, кембы мы ни были - американцами, русскими, взрослыми,подростками или психопатами.


Этот фильм на:

IMDB (американскаяинтернетовская база видеофильмов)

Иллюстрации к заметке взятына сайте IMDB



Поиск по названию