Красивая жизнь / Taking Care Of Business

Комедия "Красивая жизнь" (Taking Care Of Business).
Режиссер - Артур Хиллер. В ролях - Джеймс Белуши, Чарльз Гродин. США. 1991.

На коробке этой кассеты не было написано: "Лучшая комедия, которую я когда-либо видел! Джеймс макМанус младший, Нью-Йорк Таймс" и так далее, а это уже сразу давало надежду на то, что фильм - довольно приличный. Потому что только на отстое обязательно пишут похвальные фразы несуществующих критиков, а хорошие комедии в такой дешевой рекламе не нуждаются.

Впрочем, фильм довольно старый, и я его первый раз посмотрел еще где-то в 93-м, когда он назывался (намного более близко к оригинальному названию): "Как разобраться с делами". Он мне понравился еще тогда, поэтому я с удовольствием купил его на лицензионной кассете и посмотрел еще раз...

Спенсер Барнс (Чарльз Гродин) - большой авторитет в крупном рекламном агентстве, и его карьера развивается самым стремительным образом. Одна проблема: начальник нагружает его работой сверх всякой меры, и для личной жизни времени почти не остается. Жена Спенсера - Элизабет (Вероника Хамель) ненавидит постоянную занятость мужа со страшной силой, а символом его работы для нее является неимоверно разбухший органайзер Спенсера, набитый адресами, паролями, явками и кучей кредитных карточек.

В один прекрасный момент Спенсер решил провести выходные со своей любимой женой, но босс в очередной раз обломал Спенсеру всю личную жизнь: оказывается Спенсеру предстоит важнейшая встреча с мистером Сакамото - владельцем очень крупной компании по производству дешевой еды, которая размещает очень большой заказ в их рекламном агентстве. Для встречи с Сакамото босс предоставляет свой роскошный особняк в Малибу, куда Спенсер должен вылететь на следующий день.

Элизабет, разумеется, устраивает Спенсеру дикий скандал и вроде как от него уходит. Спенсер же - работа есть работа - садится на самолет и летит в Малибу. С этого и начинаются все его неприятности, потому что в аэропорту он ухитрился потерять свой драгоценный органайзер.

А нашел этот органайзер другой главный герой - Джимми Дворски (интересно, почему американские сценаристы так любят давать своим героям польские фамилии?), который в этот момент времени должен был находиться в тюрьме, но он оттуда сбежал (причем за день до окончания срока своего заключения), чтобы посмотреть важный для себя бейсбольный матч. Ибо бейсбол - это все, что есть в жизни Джимми Дворски. Кроме, конечно, воровства машин, чем он занимается в свободное от тюрьмы время.

Парень случайно натыкается на забытый Спенсером органайзер, приходит в восторг от фразы: "Вернувшему органайзер Спенсеру Барнсу полагается вознаграждение - тысяча долларов" и немедленно отправляется в особняк шефа Спенсера, потому что в органайзере указан его подробный адрес, схема снятия сигнализации и ключ от двери.

Ну а далее, как вы уже догадались, Джимми селится в особняке, и его все принимают за Спенсера Барнса: мистер Сакамото, мисс Диана - глава американского отделения фирмы Сакамото и дочка шефа Спенсера, с которой у Джимми случается любовь в богатом доме на шелковых простынях.

Попутно Джимми делится с мистером Сакамото своими взглядами на рекламу, которые, разумеется, оказываются весьма неожиданными и прогрессивными. А несчастный настоящий Спенсер Барнс терпит жуткие лишения и колесит по Малибу, нарываясь то на бандитов, то на полицию, периодически прибегая к помощи своей бывшей одноклассницы по имени Дебби (Анни Де Салво).

Короче говоря, типичная комедия ситуаций. Нечто вроде "Их поменяли местами". Комедия, кстати, получилась вполне даже приличная. Я бы даже сказал - хорошая. Юмор легкий и ненапряжный. Комедийные ситуации хорошо придуманы и приятно сыграны. Среди героев нет ни одного негра, поэтому сортирный негритянский юмор и скабрезные шуточки отсутствуют как класс (кроме фразы: "Выпьем за большие сиськи!", но это же не скабрезность, а эта... как ее... суровая правда жизни; кто-то пьет за мир во всем мире, кто-то - за КПСС, а все остальные - за большие сиськи), что не может не радовать.

И Белуши, и Гродин - оба хороши. Белуши в этом фильме находится в самую пору своего расцвета: его Джимми неимоверно дурной, неимоверно беспечный и неимоверно забавный. То есть именно такой, каким он и должен быть. Недостоверной выглядит только одна сцена, когда Джимми выбирает костюм и часы, в которых он пойдет на обед с Сакамото. Для придурковатого уголовника он обладает слишком хорошим вкусом, да и носит костюм так, как будто всю жизнь только их и носил. Но я, вероятно, просто придираюсь. Это же комедия.

Гродин - тоже хорош. Классический преуспевающий бизнесмен, который волею случая попал в довольно сложные обстоятельства, но не сдается и бьется до самого конца. Очень колоритно выглядит его одноклассница Дебби - чудаковатая и завернутая на всяком оккультизме тетка, у которой никак не ладится личная жизнь. С ней в фильме есть немало весьма удачных моментов.

Что там произошло дальше и как герои выпутались из создавшегося положения - рассказывать, разумеется, не буду, чтобы вам было интересно смотреть этот фильм. Скажу только, что картина очень динамичная, очень ровная и забавная от начала до конца.

Нужно ли смотреть? Вполне можно, если вы любите добрые и симпатичные комедии. Конечно, до уровня "Моих голубых небес" она немного не дотягивает, но по сравнению с тем невероятным отстоем, который в Штатах снимается сейчас (у меня сложилось такое ощущение, что кроме дебильного негритянского юмора в этом жанре уже никто ничего не снимает), "Красивая жизнь" выглядит просто шедевром.

Кстати, когда я рылся в фильмографии этого режиссера, то не нашел больше ни одного знакомого фильма. Он вообще, как выяснилось, снимал почти только одни сериалы. И в Штатах этот фильм, насколько я смог судить, особым успехом не пользовался. Ну и ладно. Зато в России его смотрели, смотрят и будут смотреть с удовольствием. На этой торжествующей ноте, как говорится, разрешите закончить.


Поиск по названию