Колесо фортуны / Cookie's Fortune

Трагикомедия "Колесо фортуны" (Cookie's Fortune)
Режиссер - Роберт Олтмен. В ролях - Гленн Клоуз, Джулианна Мур, Лив Тайлер, Крис О'Доннелл, Нед Битти, Чарльз Даттон. США. 1999. 118 мин.

Старина Олтмен - в своем репертуаре. В том смысле, что, как всегда, великолепен. Меня всегда поражало его умение исследовать различные стороны человеческой натуры так, чтобы это было предельно достоверно, абсолютно жизненно, до боли знакомо и вызывало неподдельный интерес. Кроме того, старина Олтмен, как это ему свойственно, ненавидит женщин, одновременно любуясь их характерами, манерой поведения, их ложью, простотой, умом, туповатостью и сообразительностью. Сочетать эти, кажущиеся несочетаемыми, вещи удается только ему. Однако на этот раз - никакого высшего общества, никакой английской знати, никаких богатых, которые тоже плачут или съезжают с глузда, никаких эстетов-педерастов от кутюр до бонжур, пардон, мадам. Олтмен обратил свой ироничный взор на самую что ни на есть американскую глубинку - заштатный городишко Холли-Спрингс...

Ну, знаете, какие они бывают, эти заштатные городишки... Все друг друга знают настолько, что тайной не является даже то, какой расцветки белье вы носите, сколько приправ кладете в суп и в какой банке из-под монпансье, стоящей на второй полке слева от холодильника, вы храните свои сбережения. Тихий, сонный городишко, где, правда, в далекие времена войска под командованием генерала Гранта получили должный отпор и были остановлены, как конь на скаку, однако с того момента город себя ничем особенным не проявил, потому что навеки застыл в сонном провинциальном существовании.

Но вдруг тихое спокойствие Холли-Спрингса, где преступлением называют несанкционированное бабушкой поедание внучком банки клубничного варенья, происходит самая настоящая трагедия! Старейшая жительница города Джуэл Мэй Оркатт была найдена убитой из пистолета! Подозрение пало на ее старого знакомого - негра Уиллиса Ричланда (Чарльз Даттон), который дружил со старушкой и захаживал в ее дом по сто раз на дню. Ричланд также чистил коллекцию пистолетов, находящуюся в доме мисс Оркатт.

Впрочем, речь идет об Олтмене, поэтому вас не ожидает таинственный и кровавый детектив. Все рассказывается с самого начала, так что вам не придется дожидаться до конца фильма, чтобы узнать, кто именно убийца. Там и убийцы-то никакого нет. А подозрение падает на Ричланда из-за сестры покойной - глуповатой, истеричной и стервозной тетки Камиллы Диксон (Гленн Клоуз). Эта идиотка - делая все, чтобы Ричланда посчитали убийцей, - вовсе не подумала, что несчастный негр, смысл существования которого составляют виски и рыбалка, может окончить свои дни на электрическом стуле. Ей намного важнее "общественное мнение", нежели судьба какого-то чернокожего (видимо, войска северян в этом городе остановили не зря), поэтому перед следствием она придерживается своей придуманной версии, а в качестве свидетельницы привлекает свою дочь Кору (Джулианна Мур), которая один в один похожа на Камиллу, за исключением истеричности и стервозности. Кора - глупа как пробка, флегматична, как продавец календариков на заброшенном полустанке, и невозмутима, как английский полисмен. Думать самостоятельно она не умеет, поэтому повторяет то, что ей наговорила мать.

И теперь местный Анискин - шериф Лестер Бойл - в большой растерянности. Конечно, он арестовал Ричланда и засадил его в тюрьму. Но с другой стороны - он же прекрасно знает Ричланда! Негр не мог убить! Хотя бы потому, что Бойл с Ричландом вместе ходили на рыбалку! Такой человек не может быть убийцей! Но закон есть закон, поэтому Уиллис оказывается за решеткой, а Анискин сделает все, чтобы расследовать это "зловещее преступление", если, конечно, он вспомнит, что такое улики и как вообще проводится следствие. Он это изучал когда-то очень давно, но за давностью лет все подробности вылетели у него из головы.

***

Очень забавно читать анонсы на кассетах к этому фильму. Как обычно, анонимные анонсеры (это слово им очень идет) посмотрели первые пять минут фильма и на основе этих существенных данных написали несколько строк. Поэтому фильм рекламируется как "криминальная комедия", "захватывающая детективная история" и даже - о, боже! - "мистический триллер". Когда я увидел на кассете термин "мистический триллер" применительно к Олтмену, то решил, что или Олтмен сошел с ума, или я сошел с ума. Но потом быстро выяснилось, что просто анонсеры выступили в своем привычном чушеписательном репертуаре, а старина Олтмен себе не изменил, поэтому мы имеем дело не с детективом или мистическим триллером, а все с той же "социальной сатирой по-олтмановски", которую я так люблю.

Так что не нужно ждать имени убийцы, и даже не нужно проливать слезы над несчастной судьбой несправедливо обвиненного Уиллиса Ричланда - фильм совершенно не об этом. Пожалуй, это почти один в один "Анискин и Фантомас", но только вместо социалистического реализма - капиталистический реализм, вместо Анискина - шериф Бойл, вместо Фантомаса - стервозная Камилла, все время таскающая за собой дебеловато-рыжевато-придурковатую дочурку Кору.

Остальные персонажи фильма в должной степени оживляют и так вполне динамичное, однако обстоятельное развитие сюжета. Дочка Коры Эмма (Лив Тайлер) - к счастью, пошедшая не в мать и бабушку - агрессивно сочувствует Ричмонду, проводит акции протеста и занимается любовью с молоденьким полицейским Джейсоном Брауном (Крис О'Доннелл), невзирая на серьезную опасность для жизни: полицейский не снимает кобуру в момент акта любви, поэтому пистолет может выстрелить в самый неожиданный момент, и черт знает, куда попадет пуля.

Присланный из округа "Шерлок Холмс" (все-таки, налицо серьезное преступление) вместе со своим "Доктором Ватсоном", который в данном случае выглядит как симпатичная негритянка, со страшной силой расследует "преступление" и носом роет землю в поисках неопровержимых доказательств, однако весь город знает, что негр не убивал, потому что он хороший, так что перед "Шерлоком Холмсом" стоит крайне сложная задача.

Прибавьте к этому еще пару десятков весьма колоритных персонажей, а также атмосферу надвигающегося праздника, во время которого город увидит целое театрализованное представление, поставленное лично Камиллой с Корой в главной роли, - и вы получите полный комплект действующих лиц данной истории, в которой колесо фортуны (в оригинальном названии, правда, фигурирует не колесо фортуны, а "печенюшки фортуны" - печенья с предсказаниями) играет довольно заметную роль: несмотря на то, что в таком маленьком городишке довольно трудно серьезным образом изменить свою судьбу, тем не менее у некоторых персонажей это вполне получается. Колесо ли это фортуны, или же они сами себе создали соответствующие проблемы - уже трудно понять. В любом случае, все в руце божьей, однако самые главные проблемы в жизни человек создает своими собственными руками. Или мозгами. Или их отсутствием.

Классный фильм, мне очень понравилось. Олтмен никогда не разочаровывает, и здесь - все просто супер. Прекрасная актерская игра, прелестный сюжет (легкий, ироничный, захватывающий, но в то же время - очень достоверный), великолепная постановка. А главное - все очень сбалансировано. Нет черного и белого, как это в жизни и бывает. Камилла - невероятная зараза, стерва и сука, однако ее все-таки становится жалко. Ричланд - со всех сторон несчастный, однако его ни черта не жалко, ведь понятно, что ему ничего не грозит. Кора - великолепна в своей идиотичности. Красотка Эмма - прекрасна в своем душевном порыве, независимо от того, направлен ли этот порыв на спасение негра или на зловещие сексуальные эксперименты с молодым полицейским, у которого в кобуре - заряженный пистолет. А уж сцена допроса владелицы кабака и фраза "Что эти белые понимают в блюзе!" - просто супер, супер, супер!

В общем, замечательный фильм. Однако вполне вероятно, что он далеко не всем понравится так, как мне. Может быть, кому-то он даже вообще не понравится, хотя это довольно трудно предположить. Но Олтмена или принимают с восторгом, или не принимают совсем. Такой уж он режиссер.


Поиск по названию