Кикуджиро / Kikujiro No Natsu

Сентиментальная комедия "Кикуджиро" (Kikujiro No Natsu).
Режиссер - Такеши Китано. В ролях - Такеши Китано, Ясуки Секигучи, Кайоко Кишимото. Япония. 1999. 

Я нашел невероятно интересной идею о плохом
парне, который совершает хорошие поступки
абсолютно случайным образом
Такеши Китано

Масао (Ясуки Секигучи) - маленький японский школьник. Наступило лето, и все его друзья разъехались отдыхать, а Масао вынужден сидеть в городе со своей бабушкой: ему некуда ехать, да и денег нет, потому что отец Масао давно погиб в автокатастрофе, а мать уехала зарабатывать на побережье (так, по крайней мере, говорит ему бабушка).

Что делать маленькому мальчику в пыльном и душном городе, когда все друзья разъехались кто куда? Совершенно нечего! В футбол не поиграешь, наперегонки не побегаешь, в "казаки-разбойники", пардон, в "нинзя-якудзу" не поиграешь, потому что не с кем. Остается только сидеть дома, изучая иероглифы, но Масао это занятие уже давно надоело в школе.

В конце концов Масао случайно обнаруживает в тумбочке фотографии своей мамы, на которых написан ее адрес, собирает школьный забавный рюкзачок, к которому прикреплены маленькие "ангельские" крылышки, берет все свои накопления и отправляется на побережье искать маму.

По пути он натыкается на соседку (Кайоко Кисимото), которая хорошо знает мальчика и его бабушку, и соседка дает команду своему непутевому и придурковатому муженьку (Бит Китано) отвезти Масао на побережье. Тот соглашается, поскольку ему все равно нечего делать, но вместо того, чтобы прямо отправиться к морю, он начинает играть в тотализатор на велогонках, в результате чего спускает 50 тысяч иен, которые жена дала ему на дорогу туда и обратно. Играть так играть, решает Дядя (так его называет малыш Масао), поэтому он отбирает у мальчика все его сбережения и просит назвать цифры для тотализатора. Новичкам всегда везет, поэтому Дядя выигрывает довольно приличную сумму денег. Впрочем, большую ее часть он на следующий день снова проигрывает в тотализаторе, потому что у мальчика уже не получается называть правильные сочетания цифр.

После этого и начинается длинная дорога Дяди с мальчиком к побережью. Длинная - потому что последние деньги они потратили, сдуру остановившись в очень дорогом отеле, так что оставшуюся часть пути им приходится путешествовать автостопом, добывая средства к пропитанию, как придется.

Дядя производит впечатление не совсем полноценного человека. Он довольно туповат, ходит переваливаясь, как утка, непрерывно на всех матерится, обожает подраться но делает это не всегда успешно. Короче говоря, он меньше всего подходит на роль ангела-хранителя маленького мальчика Масао, но именно в этой роли ему и приходится выступать.

Собственно, режиссер сам говорил, что это и было основной задачей фильма - взять абсолютно нескладного и придурковатого мужичка, который волею судеб становится спутником и ангелом-хранителем маленького мальчика, ищущего свою маму.

На долю Дяди и Масао выпадает множество всяких приключений. Они встречаются с извращенцем, влюбленной парой, поэтом, путешествующем на своем микроавтобусе, и двумя грозными на вид байкерами, которые на поверку оказываются совершенно безобидными и добродушными существами... 

***

Довольно странный и неоднозначный фильм. А я еще сдуру до просмотра прочитал критику (они все, как один, со страшной силой восхищаются и наперебой перечисляют награды, полученные Такеши Китано за этот фильм) и ожидал чего-то необыкновенного, но первую половину фильма вообще не мог понять, зачем я все это смотрю, и почему картину, по стилю съемки похожую на дипломную работу какого-нибудь студента, превозносят до небес.

Впрочем, вторая половина фильма смотрится на порядок лучше, чем первая, и становится, по крайней мере, понятно, куда ведет режиссер. А последняя треть фильма, где Дядя просит поэта и байкеров развлекать мальчика Масао и сам руководит процессом постановки этих забав - просто блеск. Вот это меня окончательно примирило с данным фильмом, и я не пожалел, что его посмотрел, хотя первые полчаса боролся с желанием остановить кассету.

Дядю, которого зовут Кикуджиро (его имя выясняется на самых последних минутах фильма), играет сам режиссер Такеши Китано (в титрах он себя пишет под псевдонимом, под которым когда-то давно он начинал выступать как комик - Бит Такеши). Образ Кикуджиро у него получился довольно непростой. Поначалу Кикуджиро производит довольно отталкивающее впечатление: туповатый сквернослов, который ругается со всеми вокруг и на мальчика почти не обращает никакого внимания.

Но позже начинаешь понимать, что на самом деле Кикуджиро в душе остался ребенком, поэтому грубость для него - своеобразное средство защиты от окружающего мира. Когда Кикуджиро сталкивается с настоящими бандитами (в картине есть и такой эпизод), мужика становится нестерпимо жалко, потому что бандиты, разумеется, ему накостыляют по полной программе, не обращая внимания ни на какие грозные заявления. В общем, чем дальше, тем образ Кикуджиро становится симпатичнее. То он спасает мальчика от извращенца, то отдает ему бутерброд, который он стащил у фермера, хотя сам Кикуджиро голоден настолько, что пытается в урне найти хоть какие-то объедки, а уж когда выясняется... Впрочем, не буду рассказывать, чтобы не портить впечатление от фильма.

Самое шикарное выступление Кикуджиро - это когда он заставляет байкеров и странноватого поэта развлекать мальчика. Что они при этом выделывают - это просто отпад. Особенно, когда поэт изображает инопланетянина.

Короче говоря, где-то под конец фильма я уже стал понимать, чем именно восхищались критики. Так что можно сказать, что фильм мне даже понравился, несмотря на то, что первую половину фильма я все порывался его выключить. А уж на следующий день я его стал вспоминать просто с удовольствием.

Как я уже говорил, Такеши Китано снимает в своеобразном и довольно непривычном стиле, который сначала кажется очень упрощенным, но потом начинаешь понимать, в чем прелесть подобного вида съемки. Китано некоторые эпизоды нарочно снимает как бы рваными кусками, убирая при монтаже какие-то части действия, поэтому эпизод получается как бы неполным, но с другой стороны - вам показывают именно то, что нужно, пропуская то, что, по мнению режиссера, не имеет особого значения. Кроме того, картина снята в традиционном японском "созерцательном" стиле, когда много значения имеют отдельные кадры, пейзажи и живописные графические заставки перед каждым эпизодом, на которые разбита картина.

Обычно Такеши Китано снимает фильмы, в которых очень много крови и насилия. "Кикуджиро" - первый фильм, где он от этого полностью отказался и снял сентиментальную комедию. Что ж, можно сказать, что у него это получилось весьма неплохо.

Резюмирую. Фильм довольно неоднозначный и обычно вызывает довольно полярные мнения. От полного неприятия до восторга вместе с водопадами сентиментальных слез. Меня, как я уже сказал, начало фильма не сильно вдохновило, но с середины я потихоньку стал понимать что к чему, и вторую часть фильма смотрел уже с удовольствием, особенно эпизоды, когда они развлекают мальчика.

Так что решайте сами, смотреть вам этот фильм или нет. Я вполне допускаю, что некоторым он совершенно не понравится. Но в действительности это очень неплохой фильм. В него просто нужно вдуматься.



Поиск по названию