Казино / Casino

Криминальная драма "Казино" (Casino)
Режиссер - Мартин Скорсезе. В ролях - Роберт Де Ниро, Джо Пеши, Шэрон Стоун, Джеймс Вудс. США. 1995. 175 мин.

Да, бейби, мы знаем, что он - сумасшедший еврей.
Но он тебя очень любит. Этого у него не отнять.
(из фильма)

Это фильм о довольно интересном периоде в истории США - закате старого Лас-Вегаса - города, который был построен на мафиозные деньги, и которым практически безраздельно владели итальянские "крестные отцы" - и возникновении нового Вегаса, откуда ФБР и крупные корпорации выбили всю эту шушеру, снесли старые отели с казино и построили новые, в сто раз более краше. Правда, возникает вопрос, насколько нынешние крупные корпорации и их методы отличаются от итальянских мафиози и методов тех времен, но это не тема для данной рецензии. Нас интересует фильм "Казино" и то, что в нем происходит...

Итак, Америка, Лас-Вегас, семидесятые годы. Отели с казино Вегаса принадлежат нескольким итальянским "семьям", а раз казино им принадлежат, то и весь Вегас также находится под четким контролем престарелых донов: полиция, окружные комиссары, профсоюзы и так далее. Все куплено, все повязано омертой - круговой порукой, все коррумпировано. Формальными владельцами казино ставятся какие-то подставные, марионеточные фигуры, а фактически казино управляют профессионалы, поставленные мафией, - люди, которые прекрасно знают, как именно сделать так, чтобы казино приносило максимум денег.

Сэм Ротстин (Роберт Де Ниро) - один из таких специалистов. Человек, который связан с Игрой с самых юных лет, и который знает об игре практически все. Он был и шулером, и букмекером, занимался всеми видами карточных игр, играет в кости, как... как никто в них не играет, - короче говоря, этот человек, который собою просто олицетворяет Игру. Для него в жизни ничего другого практически не существует. Он живет Игрой, он дышит ею, и никто кроме него не знает досконально: что и как нужно сделать в казино, чтобы посетители играли, играли, играли, и при этом проигрывали, проигрывали, проигрывали...

За все эти таланты Сэма прозвали "Тузом" (Ace), а также сделали управляющим одного из самых крупных казино Вегаса "Танжер". Правда, официально Сэм не может становиться управляющим казино, потому что ему из-за не слишком пристойного прошлого никогда не дадут на это лицензию. Но мафия находит способ обойти эту проблему... Официально Сэм числится на какой-то невысокой должности, заняв которую он тут же подает просьбу выдать ему лицензию. Пока просьба рассматривается, а рассматривается она долго, он имеет право работать. Вот он и работает. Но не в выбранной должности какого-то мелкого менеджера, а в качестве управляющего.

На самом деле весьма стоит посмотреть, как Сэм занимается этой машиной для выкачивания денег. Он настоящий спец! Настоящий ас! Каждый метр казино предназначен для того, чтобы вы отдавали на нем деньги - вы их и будете отдавать. Тем не менее существуют люди, чья профессия - выдаивать из казино немаленькие денежки, пользуясь непрофессионализмом некоторых дилеров (так называются те люди, которые со стороны казино ведут с вами игру) и некоторыми ошибками в работе слаженного механизма казино, - так вот Сэм не оставит этим ребятам никаких шансов. Он прекрасно знает, на чем и как можно обманывать казино. Он сам этим много раз занимался. Поэтому от его внимательного взгляда ничего не скроется.

Мафиозные боссы слишком ценят Сэма и боятся оставлять эту курочку, несущую золотые яйца, без хорошей охраны. Поэтому к Сэму приставлен весьма своеобразный тип - итальянец Ники Санторо (Джо Пеши) - бандит, грабитель, преступник и маньяк-убийца. Ники с Сэмом знают друг друга с детства. Однако Сэм не слишком рад присутствию Ники в городе. Потому что Ники полиция и ФБР знает, как облупленного. Его и арестовывают-то по десять раз на дню. Но все время отпускают, потому что ничего не могут доказать. Ники в своей работе очень аккуратен. Он не оставляет свидетелей.

А Сэм весьма озабочен тем, чтобы создать для себя образ добропорядочного гражданина - дабы получить наконец лицензию (он понимает, что без лицензии долго работать у него не получится), а когда его имя постоянно ассоциируют с одним из самых известных преступников Америки Ники Санторо, о добропорядочном образе говорить уже ну никак не приходится.

Кроме того, Сэм влюбился. В одну из самых известных, дорогих и уважаемых проституток Вегаса - Джинджер Маккену (Шэрон Стоун). Настолько влюбился, что не только женился на ней, осыпав тетку всякими роскошными вещами и драгоценностями на немыслимую сумму, но и фактически вручил ей собственную жизнь - сделав ее единоличной владелицей неучтенных двух миллионов долларов, которые должны помочь спасти Сэма в случае каких-то проблем: ареста, тюрьмы, похищения и так далее.

Однако Джинджер не любит Сэма. И честно ему об этом говорит. Джинджер вышла замуж за Сэма только из-за денег. А любит она своего старого знакомого - мелкого жулика, слизняка и ничтожество Лестера Даймонда (Джеймс Вудс). Она всегда его будет любить, она будет воровать для него деньги у Сэма, она периодически будет сбегать к нему. Так что Сэм, увы, поставил не на ту лошадку и не той доверил свою жизнь. Впрочем, он уже взрослый мальчик, сам должен был понимать, на что идет...

***

Хороший фильм. Правда, первый раз я его посмотрел почти сразу после "Славных парней" того же Скорсезе, и меня несколько раздражало то, что в "Казино" играют почти все те же самые актеры, что и в "Славных парнях", - причем практически те же самые роли. Особенно парочка Де Ниро - Пеши. И тот, и другой фильм - о мафии, и там, и там Де Ниро играет крутого парня, являющегося мозгом всяких разных операций, а Пеши играет полусумасшедшего гангстера-убийцу, большого приятеля Де Ниро. Поэтому тогда "Казино" у меня как-то "не пошел".

Однако когда я через несколько лет пересмотрел этот фильм, мое отношение к нему изменилось. Ну да, Де Ниро, Пеши и несколько других актеров (там есть еще кое-какие актеры из "Славных парней") в "Казино" по воле Скорсезе играют весьма похожие роли. Однако "Казино" совершенно не похож на "Славные парни". Это совсем другой фильм. Похож он только тем, что подкупало в "Славных парнях" - достоверностью и жизненностью. Скорсезе хорошо знает материал, с которым он работает (фильм поставлен по роману Николаса Пилегги), поэтому картину также интересно смотреть с точки зрения изучения внутренних механизмов работы казино, которые как были заложены в те годы, так и не изменились до сих пор.

Кроме того, Скорсезе остался верен себе, поэтому в фильме большая роль отведена чисто психологическим аспектам взаимоотношений главных персонажей. Сэма Ротстина откровенно жалко. С самого начала было понятно, что женитьба на проститутке, которая к тому же его совершенно не любит и выходит за него из-за денег - ни к чему хорошему не приведет. Сэм все время пытается сделать как лучше, а выходит так, как и должно выходить в подобных ситуациях: скандалы, проблемы, ссоры, крики, вопли и предательство. И Сэма жалко - мужик, вроде, делает все, что может, и Джинджер - ей тоже досталась не слишком сладкая судьба.

Один Никки никакими психологическими терзаниями не мучается. У Никки все просто, как правда. Никакой психологии. Одни животные инстинкты. В фильме хорошо о нем говорится: "Если Никки ударить кулаком, он вернется с дубиной. Если его треснуть дубиной, он вернется с ножом. Если на него пойти с ножом, он придет с пистолетом. И если вы встретитесь с Никки один на один с оружием в руках, то постарайтесь выстрелить первым, потому что после этой встречи живым из вас уйдет только один".

Они все трое очень здорово играют - Де Ниро, Пеши и Шэрон Стоун. Де Ниро - суровый Ас, чье лицо начинает выражать какие-то эмоции только тогда, когда эта шлюха, Джинджер, выкидывает очередной фортель. А по его лицу очень хорошо видно, что он эту шлюху любит до сих пор.

Пеши - вспыльчивый итальянец, который живет не разумом, а чистыми эмоциями. Он маленького роста, но смертельно опасен. Как бульдог, который в любом случае кинется на врага и будет его терзать до тех пор, пока враг не издохнет, - даже если перед ним стоит слон. У Пеши отлично получается играть эту роль. Как-то невольно веришь, что к этому парню лучше близко не подходить. Особенно хорошо это видно в сцене, когда Никки вызывает Сэма на разговор в пустыне, и Сэм перед встречей произносит интересную фразу: "Обычно шанс уйти живым после встречи с Никки у меня составлял где-то 99 процентов. Но сейчас я бы себе дал не более пятидесяти". Вот такая милая встреча друзей с детства. Милая и трогательная.

Шэрон Стоун в роли мадам Маккены-Ротстин мне тоже понравилась. Все этапы жизни Джинджер сыграны очень точно: роскошная тетка, с легкостью окучивающая богатых клиентов; шикарная дамочка, введенная мужем в так называемый высший свет Лас-Вегаса; несчастная женщина, не любящая своего мужа, но до сих пор влюбленная в полное ничтожество Лестера; наркоманка и алкоголичка, доведенная до полного отчаяния...

Что интересно, фильм "Казино" поставлен по реальным событиям. Действительно существовал Сэм Ротстин по кличке Ас, который в семидесятых годах управлял казино "Танжер". Действительно существовал бандит Ники Санторо, который был связан с Ротстиным дружественными отношениями и выполнял для него кое-какие поручения. Ники Санторо действительно был убит по приказу мафиозных боссов - парень слишком зарвался, - а ФБР в свою очередь действительно раскрутило мощную операцию по вышибанию всех этих бравых ребят из Вегаса.

И их вышибли. На смену итальянским мафиози и бесконечным трупам в пустыне пришли крупные корпорации - Mandalay Resort Group, Jackie Gaughan, Park Place Entertainment, MGM MIRAGE и остальные. Они к чертовой матери взорвали все те отели, которые понастроили "семьи" на свои и профсоюзные деньги, после чего построили свои собственные отели с казино - настолько превосходящее размерами, уровнем и размахом все старые постройки, что осужденным боссам оставалось только в бессилии грызть локти - даже они не могли вкладывать в Вегас такие безумные деньги.

А корпорации теперь себе это могут позволить. Потому что на каждый вложенный миллион они получают три, пять, десять, сто миллионов, причем очень и очень быстро. Ведь Лас-Вегас - о, это всем полянкам полянка ("las vegas" переводится как плодородное поле, полянка). Это самая настоящая мечта Буратино. Стоит кинуть туда несколько золотых, - причем их даже закапывать не приходится, - как на полянке сразу же вырастает целое дерево, усыпанное монетами. Разумеется, монеты не вырастают сами. Просто миллионы людей со всего мира стремятся в Лас-Вегас, чтобы повесить свои монетки на аккуратно посаженные деревья крупных корпораций.

Но и надо отдать должное корпорациям. Лас-Вегас - это самое настоящее девятое чудо света. Ничего подобного я в жизни никогда не видел, а уж меня трудно чем-нибудь удивить. Невозможно представить, сколько денег туда вбухано, однако еще труднее представить, сколько денег на нем зарабатывается. Это настоящий город развлечений, но это и настоящий спрут, который высосет вас до цента, если вы хоть немного "гемблер" - игрок.

Трупы в пустыне, включая Ники Санторо, давно сгнили. Услуги бандитов в Вегасе уже не нужны. Однако сэмы ротстины по-прежнему стоят во главе казино, они внимательно следят за тем, чтобы машина работала бесперебойно. Они - профессионалы своего дела, они настоящие асы!..

Но черт с ним, с Лас-Вегасом, с этим девятым чудом света, порожденным гигантскими деньгами, которые вытащены из нашего же кармана. Вернемся к фильму "Казино". Нужно ли его смотреть? В общем, это очень хороший фильм, который тоже стал классикой жанра, как и многие другие работы Мартина Скорсезе. Несмотря на то, что он очень длинен - идет почти три часа, - смотрится картина весьма динамично и интересна от начала и до конца. Скорсезе в "Казино" затронул целый пласт различных тем: механизм работы казино, история Вегаса тех времен, схема связей мафиози с их ставленниками, операция ФБР по очистке Вегаса, психологические аспекты взаимоотношений Сэма с Джинджер и их обоих с Никки, - причем каждая из этих тем по-своему интересна.

Остается только добавить, что Скорсезе традиционно свои картины снимает в очень жесткой и реалистичной манере, и данная не стала исключением - некоторые сцены всяких расправ и убийств заставят содрогнуться даже ко всему привыкших зрителей. Но реализм есть реализм. Без этих сцен не было бы создано соответствующего настроения.

Вполне достойный фильм. По моей системе оценок - твердая четверка с плюсом.

P.S. В качестве приложения - несколько видов современного Лас-Вегаса, снятые мною в январе 2002 года. 



Поиск по названию