Идентификация Борна / Bourne Identity, The

Боевик "Идентификация Борна" (The Bourne Identity)
Режиссер - Даг Лиман. В ролях - Мэтт Дэймон, Франка Потенте, Крис Купер, Брайан Кокс. США. 2002. 119 мин.

Истории о человеке, потерявшем память, экранизированы уже раз сто (тысячу, миллион). Историй о суперагенте экранизировано на порядок больше. Истории о некоей комбинации этих двух факторов - суперагенте, потерявшем память - также новизной не блещут, хотя на кинематографическом небосклоне появляются несколько реже, чем не теряющие память суперагенты или теряющие память не-суперагенты. Ну и кроме того, "Идентификация Борна" - опять-таки ремейк. В 1988 году по роману Роберта Ладлюма был снят телевизионный сериал с таким же названием, в котором играли Ричард Чемберлен и Жаклин Смит. И опять же, вызывал удивление (в качестве допросмотрового анализа) выбор актера на главную роль. Мэтт Дэймон? Суперагент? Помилуйте! Талантливый мистер Рипли и умница Уилл Хантинг - крутейший парень? Его еще можно представить в роли, например, карточного шулера, но супергерой... Однако при таких не сильно впечатляющих исходных данных оказалось... Впрочем, что именно оказалось - чуть ниже.

Частично пересказывать сюжет этого фильма не имеет смысла, чтобы не испортить впечатление при просмотре, поэтому пройдемся по нему, так сказать, совсем крупным помолом, избегая частностей...

У берегов Франции рыболовецкое судно обнаруживает в море находящегося без сознания человека в гидрокостюме. При нем нет никаких документов, а единственное, что обнаружил судовой врач при осмотре - это пара пуль в спине (ранения, к счастью, не смертельные) и капсулу с неким швейцарским адресом, зашитую у незнакомца в бедре. Очнувшись, человек не смог ничего вспомнить: ни кто он, ни как его зовут, ни что он делал в море в гидрокостюме. Единственная зацепка, связывающая его с прошлой жизнью - швейцарский адрес.

Позже выясняется, что этот адрес приводит в банк, где незнакомец сам себе оставил ящичек, в котором... О, там хранятся настолько интересные вещи, что ситуация запутывается окончательно. Оказывается, человека зовут Джейсон Борн (Мэтт Дэймон) и он - суперагент. Однако на кого он работает, в чем состоит его задание и как он оказался в океане с пулями в спине - Джейсон не знает. Выяснить это все - его задача. Причем парню явно придется поторопиться, потому что очень многие люди почему-то хотят, чтобы он умер. И почему они на этом настаивают - Джейсону также предстоит выяснить...

***

При всех не сильно впечатляющих исходных данных фильм получился хороший. Прежде всего - из-за Мэтта Дэймона. Потому что Дэймон, в отличие от своего смазливого, но бесталанного закадычного дружка Бена Эффлека, - очень неплохой актер. Прямо-таки скажем - хороший актер. И его суперагент получился не экранно-картинным и плоско-картонным джеймсбондом, а вполне обычным и даже сереньким парнем, который, как раз, и похож на самого настоящего суперагента, потому что они в жизни именно такими и бывают. Они не должны выделяться из толпы. Они не должны обращать на себя чье-то внимание. Умение быстро соображать, метко стрелять, прекрасно водить машину и вырубать любого противника парой-тройкой ударов - совершенно не зависит от наличия шарообразных мышц и квадратного подбородка. Все это достигается только путем очень серьезного тренинга. И настоящему спецагенту не нужно носить смокинг, пить мартини с водкой и всем объяснять, что ты - "Бонд. Джеймс Бонд. Суперагент". Он никому ничего не объясняет. У него одна задача - действовать.

И вот как раз Дэймон, с его фермерской внешностью, практически идеально подошел на роль настоящего суперагента. С ним фильм приобрел совсем другой акцент, получил совсем иной стиль. Даже с этим сценарием, в котором, при всей его относительной приличности, полно достаточно традиционных и топорных ходов, вышла не бондиана, а нечто достаточно естественное и даже драматическое.

В фильм шикарно вписаны эпизоды, когда Борн из фермерского мальчика превращается в смертельное оружие. Причем это еще и очень здорово снято. Натурально, естественно и без подвешивания каскадеров за штаны на тросах, а кроме того - еще и оригинально. Сцена, когда Борн летит сквозь лестничный пролет - просто изумительная.

Я в восторге от Дэймона в этом фильме. Особенно учитывая то, как он ухитряется играть в окружающем антураже достаточно обычного шпионского боевичка. Впрочем, он мне всегда нравился. В парне есть та самая божья актерская искра, которая также наблюдается у Эдварда Нортона и Брэда Питта. Эти ребята - настоящие актеры. И Дэймон в "Идентификации Борна" делает просто чудеса, причем только за счет внутреннего потенциала, а не внешних эффектов. Он действительно заставляет переживать, и мне, как зрителю, было совершенно не все равно, что дальше произойдет с Борном. Потому что он - обычный парень, а не 007, которому хоть небоскреб на башку упадет - все равно ничего с ним не сделается.

Второй момент, за который можно сказать отдельное спасибо создателям фильма - это Франка Потенте, играющая Мари - случайную попутчицу, ставшую подругой Борна. У них с Дэймоном получилась отличная актерская пара, потому что Потенте также выглядит очень естественно и не примитивно. Я как представил себе, что на эту роль могли пригласить какую-нибудь кукольную пустышку, вроде Дженнифер Лав Хьюитт, так меня аж передернуло. А Франка Потенте сыграла здорово. Никаких смазливых подруг квадратноподбородистых супергероев. Обычная женщина, попавшая в довольно сложные жизненные обстоятельства, которая вдруг встретила этого странноватого парня. Мари понимает, что, путешествуя вместе с ним, она довольно сильно рискует. Но Борн ей нравится. А кроме того, ей не так много придется потерять в случае неудачи.

Что не понравилось? Некоторые грубоватые решения сценария. Впрочем, исходный роман я не читал, поэтому трудно сказать, кто в этом виноват - автор или сценаристы. Все остальное, в общем, вполне понравилось, причем даже очень. На редкость удачный шпионский боевик, я даже и не ожидал. В нем всего понемногу, причем в довольно правильных пропорциях: драма, действие, драки, перестрелки, любовь, автомобильные гонки и так далее. По общей стилистике фильм немного напоминает картину "Ронин", так что если "Ронин" вам понравился, то можете спокойно отправляться на "Идентификацию Борна" - не промахнетесь.

Резюмирую. Очень пристойный боевик, который, благодаря исполнителям главных ролей (я имею в виду Дэймона и Франку Потенте), превратился в достаточно драматическое произведение, сопровождаемое очень здорово поставленными драками, схватками и погонями. Интеллектуальный боевик - я бы так его назвал. Рекомендую.



Поиск по названию