Идальго: погоня в пустыне / Hidalgo

Приключения "Идальго: погоня в пустыне" (Hidalgo)
Режиссер - Джо Джонстон. В ролях - Вигго Мортенсен,  Зулейка Робинсон, Омар Шариф, Луиз Ломбард, Адам Алекси-Маль, Саид Тагмамуи, Сайлас Карсон, Харш Найяр, Джей Кей Симмонс, Адони Маропис, Малкольм Макдауэлл. США. 2004. 136 мин. Бюджет: $100 млн. Сборы по миру: $108 млн. Рейтинг на IMDB: 6,6.

Конечно же, я ставлю 10 баллов! Наверное, 
так должен выглядеть идеальный вестерн.
Один зритель, который не знает, что такое вообще вестерн

Режиссер Джо Джонстон явно последние 
лет двадцать провел в джунглях Джуманджи.
Предположение кота Бублика

Коняшка с ковбоем - прикольные. Остальное - отстой.
Вежливый отзыв кота Бублика

Конец XIX века, Соединенные Штаты Америки. Фрэнк Хопкинс (Вигго Мортенсен) - сын белого поселенца и дочери вождя индейцев - работает курьером по доставке срочной военной корреспонденции. Он ездит на мустанге Идальго - невзрачной с виду индейской лошадке очень своеобразной расцветки. Однако лошадка - просто конь-огонь. Она невероятно быстра и вынослива - как и все мустанги, которые, как известно, представляют собой одичавших лошадей, первоначально завезенных в Америку испанцами.

На Идальго Хопкинс постоянно участвует в различных скачках и состязаниях, при этом ни разу не проигрывает. 

Как-то раз Фрэнк становится свидетелем жуткой истории, когда регулярными американскими войсками были расстреляны 300 мужчин, женщин и детей племени лакота, собравшихся для исполнения религиозного танца в Южной Дакоте.

После этого Хопкинс стал сильно пить, уволился из курьеров и начал с Идальго выступать в шоу знаменитого Баффало Билла (Джей Кей Симмонс). На этом шоу, где Хопкинса представляют лучшим наездником мира, а Идальго - самой быстрой и самой выносливой лошадью, - Фрэнка увидел некий Азиз (Адам Алекси-Маль) - советник шейха шейхов (то есть большого начальника) Риядха (Омар Шариф).

Азиз рассказал Хопкинсу, что его Идальго не может считаться самой быстрой лошадью мира. Лучшие лошади, рассказал Азиз, у нас, в Аравии. Тысячелетия селекции, избранные крови, отличный уход, мастерство ветеринаров - любая арабская лошадка уделает твоего Идальго быстрее, чем верблюд плюнет через игольное ушко. Так что ты называй своего лошадиного недомерка - просто лошадка, советует Азиз, и не морочь людям голову.

Или, говорит Азиз, ты можешь принять участие в знаменитом соревновании "Океан огня", в котором сотни лучших арабских скакунов и их менее именитых наездников мчатся три тысячи миль по пустыне. Одни при этом погибают, очень многие - сходят с дистанции, но тот, кто выиграет скачки, становится очень и очень уважаемым человеком. Ну и в знак компенсации получает сто тысяч долларов в арабских ценных бумагах.

Предложение заманчивое. Шоу Фрэнку надоело, в скачках он давно не участвовал, так что Хопкинс не прочь прошвырнуться в Аравийскую пустыню и там доказать всем, что они с Идальго - лучшие.

В пустыне Фрэнк знакомится с прогрессивным шейхом Риядхом. Тот хорошо образован, обожает читать книжки про индейчиков и смотреть комиксы. Дочурка Риядха Джазира (Зулейка Робинсон) тоже получила хорошее образование и, вопреки законам и традициям арабов, умеет стрелять и скакать на лошадях. Ну, просто шейх хотел мальчика, а родилась девочка. Дочурку назвали Раиса Джазира и учили всяким мальчиковым премудростям. Вообще, у Риядха раньше было штук пять-шесть сыновей, но все они сгинули - кто в боях, кто в этих скачках.

Теперь Фрэнку предстоят самые сложные скачки в его жизни. И дело не в том, что ему надо прорваться через тысячи километров раскаленной пустыни, пережить песчаную бурю, обезвоженность, таможенную границу с Израилем и прочие ужасы. Главная проблема заключается в том, что другие участники скачек категорически против того, чтобы с ними соревновался какой-то неверный на своей кургузенькой лошадке. Это, понимаешь, оскорбляет наш разум, заявляет высокородный принц Бин Аль Рих (Саид Тагмамуи), чьей пятой женой в случае победы должна стать Джазира. После чего благородный принц пускает в ход все свои капиталы, чтобы оставить Хопкинса без воды, без еды, без бензина и без запчастей для Идальго.

Ну и, кроме того, Фрэнка застали с Джазирой валяющимися в одной палатке - в общем, непросто парню будет выиграть, непросто!

***

Фрэнк Хопкинс - реально существовавшее историческое лицо. Он был наполовину белым, наполовину индейцем. Сам он рассказывал, что его мать была дочерью вождя племени сиу, однако подтверждений этому факту нет ни одного, кроме слов самого Фрэнка.

Доподлинно о нем известно только то, что он работал курьером, был отличным наездником и экспертом по мустангам, которых также называли "индейскими лошадками". Хопкинс действительно участвовал в шоу знаменитого Буффало Билла. Вот и все, что известно достоверно.

Остальные сведения из жизни Хопкинса базируются на его собственных рассказах, книжках, которые он писал и выпускал, а также на книжках его биографа и других писателей. В основу фильма легла повесть Энтони Эмэрела "Фрэнк Хопкинс... Самый выносливый наездник?", выпущенная в 1969 году.

Большинство исследователей жизни Хопкинса сходятся на том, что история о его выигрыше в гонке "Океан огня" в Аравии - чистая легенда, не имеющая ничего общего с действительностью. Во-первых, в Аравии гонки на лошадях стали проводиться только с 1931 года, а до этого скачки были исключительно на верблюдах. Во-вторых, в конце XIX века никакого неверного до культовых скачек не допустили бы по определению - порядки там были очень строгие. В-третьих, нет никаких упоминаний о том, что скачки "Океан огня" вообще где-либо когда-либо имели место. В-четвертых, нет никаких упоминаний о том, что Хопкинс хоть когда-то посещал эти места, не говоря уж о том, чтобы там участвовать в каких-то гонках, да еще и победить.

В остальном история выглядит полностью достоверной, тут не подкопаешься.

Впрочем, черт бы с ним, с Хопкинсом, и с тем, что и как там было на самом деле. В конце концов, реальный Фродо Беггинс был высоким брюнетом, ноги у него были не волосатые, а Кольцо Всевластья он сбрасывал не с Роковой Башни, а с Эмпайр Стейт Билдинга, причем это было обычное обручальное кольцо. Тем не менее мы с огромным удовольствием смотрим аж целую трилогию о похождениях Фродо и его дрессированных голлумов, несмотря на то что нас, скорее всего, обманывают, потому что - ну не бывают в жизни у эльфов такие длинные уши.

Ну и раз захотелось Арагорну изобразить некоего бравого, хотя и крепко пьющего американца, который на пегой кобылке победил всю шейхную конницу, всю шейхную рать, - да ради бога. Если это хорошо смотрится и снято по нормальному (хотя бы) сюжету - мы с удовольствием посмотрим, для того и существует кинематограф.

В 2004 году все эти пустынные скачки как-то проскочили мимо меня, несмотря на то что к Мортсенсену как к актеру я очень хорошо отношусь. Наткнулся на фильм не так давно, когда он вышел на Blu-ray, и решил посмотреть, тем более что рейтинг на IMDB был неплохой. Оно сразу было понятно, что это никак не шедевр, но я надеялся, что гонки по пустыне в высоком качестве будут выглядеть солидно и впечатляюще.

Завязка сюжета просто до боли напоминала фильм "Последний самурай". Тоже солдат американской армии, тоже весь из себя боевой, тоже видел расстрел невинных жителей, тоже после этого запил от тоски, как Чарли Шин от радости, тоже был приглашен в принципиально другую страну, тоже там столкнулся со всеми приключениями, да так, что был вынужден бросить пить. 

До поездки в чужую страну фильмы друг от друга вообще мало чем отличались. Однако если в "Последнем самурае" после встречи персонажа Тома Круза с персонажем Кена Ватанабе началось очень даже увлекательное кино о жизни американца среди последних самураев, то в "Идальго" после встречи Хопкинса с образованным шейхом начался цирк с конями и полнейший детский сад, трусы на лямках. 

Вообще, режиссер Джо Джонсон - большой специалист по  спецэффектам. Он спецэффектил аж в "Звездных войнах" - сами понимаете, какой это уровень. А вот как режиссер до "Идальго" он снял старую непритязательную комедию "Дорогая, я уменьшил детей", детский фильм с хорошими спецэффектами "Джуманджи", какую-то биографическую драму "Октябрьское небо" и триквел "Парка юрского периода". В общем, не очень впечатляет. Но фильм у него все-таки не первый, какой-то опыт есть.

Однако у меня во время просмотра создалось впечатление, что этот "Идальго" застрял где-то между 70-80-ми годами прошлого века - по сценарию и постановке - и началом века нынешнего - по спецэффектам.  

Потому что сценарий и постановка - это просто что-то с чем-то! Так снимали приключенческие фильмы в семидесятых: благородные, но слабохарактерные шейхи; вольнолюбивые черноокие шейхские дочери, которые перед первым встречным-поперечным алкашом-ковбоем срывают платочек с лица из серии "Посмотри на меня, мне кажется, ты во мне видишь человека"; подлые визири; коварные христианки-британки; злобные карикатурные злодеи - племянники шейха, которым разрешено грабить "корованы"; гордые, но глупые принцы; а над всем этим - призрак такой невероятной инфантильности, что перед фильмом нужно было писать большими буквами: "Картина предназначена школьникам младших и средних классов, а также восторженным девушкам". 

Первые минут двадцать мы с Бубликом, смотря это безобразие, сначала переглядывались и спрашивали друг друга, зачем мы это вообще смотрим. Затем мы стали откровенно ржать. Через час меня это зрелище конкретно утомило, и я хотел было с ним завязать, но чувство священного долга все-таки пересилило, поэтому пришлось досматривать. 

Ржачка там совершенно невероятная. Жуткие штампы, жуткий пафос, сплошной инфантилизм - в общем, какой-то взрыв из прошлого. Было прям неудобно за актеров, которые были вынуждены произносить нацарапанный сценаристом текст и при этом понимать, что они все-таки не на детском утреннике. 

Бог с ним, с реальным Хопкинсом и его бесконечным враньем. Но они могли бы это сделать хотя бы нормальной приключенческой картиной, а не сказкой "Петя и шейх". 

Когда в просвещенном шейхе промелькнул доктор Живаго и одновременно чемпион мира по бриджу - я сначала подумал, что обознался. Но нет, полез в кастинг - он, Омар Шариф. Между прочим, Омар Шариф играл Шерифа Али в "Лоуренсе Аравийском" - фильме 1962 года, который до сих пор смотрится на порядок мощнее, эффектнее и достовернее, чем эта фигня под названием "Идальго". А ведь это тоже приключенческий фильм о реально существовавшем человеке. Посыл тот же самый!

Впрочем, со спецэффектами тут ожидаемо все вполне неплохо - в картину вбухали аж сто миллионов при полном отсутствии звезд. Пустыня, песчаная буря, туча саранчи, скачки и тонны лошадей, красивые планы, завораживающие картинки и даже высосанные сюжетно из пальца леопарды - тоже нарисованы были впечатляюще. 

Но мне, если честно, все эти спецэффекты были - не в коня корм. Когда сюжет настолько слюняв и утомителен, спецэффектами насладиться уже крайне сложно. 

Мортенсен - просто ковбой-герой! Он, как обычно, отнесся к роли со всей серьезностью и играл своего Хопкинса, как будто в последний раз. (Я, впрочем, надеюсь, что больше ему подобных персонажей играть не придется.) Он один из немногих смотрелся здесь естественно и не картонно, хотя его персонажа шкодливая лапа сценариста и постановщика неоднократно засовывала в совершенно карикатурные эпизоды. Мортенсен хорошо смотрелся, отлично держался на лошади (у него вообще много талантов) и лишний раз продемонстрировал свой высокий профессионализм. 

Также из остальных персонажей неплохими получились подлая британка и местный помощник Хопкинса - хитрованный старикан, который ковбою все время говорит одни гадости. 

Но все-таки лучший персонаж в фильме - это тот самый конь Идальго. Точнее, конь по имени Ти Джей, который сыграл Идальго. Вообще, для съемок нашли аж пять коняшек подобной пегой масти. Но все крупные планы играл именно Ти Джей, и это потрясающая лошадка, просто прирожденный актер! Он корчил такие физиономии, так забавно реагировал на происходящее, что только благодаря ему картина заметно оживлялась. К сожалению, его крупных планов было не так много, поэтому фильм так и завяз в песках аравийской пустыни. 

Кстати, Вигго Мортенсен реально подружился с Ти Джеем и по окончании съемок приобрел его в собственность - они теперь большие друганы, ну и также Ти Джей тусуется с другими лошадками, которых Мортенсен приобрел после съемок "Властелина колец".

В прокате картина полностью провалилась - всего $108 миллионов мировых сборов при $100 миллионов затрат. (Должна была набрать минимум $200 миллионов, чтобы хотя бы покрыть затраты.) Ну, туда ей и дорога. Потому что нельзя снимать такие инфантильные фильмы - чай, не все зрители навсегда остались в школьном возрасте. 

Впрочем, почитал отзывы - восторженным девушкам нравится. Даже очень. Говорят, идеал приключенческого фильма. И даже одному восторженному юноше понравилось. (Он, правда, любит одеваться в женское платье.) 

Так что этот фильм - для них. Но не для нас с котом Бубликом. Мы его не одобрили, что характерно.

P. S. Скриншоты - с сайта "Кинопоиска" , за что им большое спасибо.  

***


Поиск по названию