Игры джентльменов / Ladykillers, The

Криминальная комедия "Игры джентльменов" (The Ladykillers)
Режиссеры - Итан Коэн, Джоэл Коэн. В ролях - Том Хэнкс, Ирма Холл, Марлон Уэйанс, Джонатан Симмонс, Чжи Ма, Райан Херст. США. 2004. 104 мин. Бюджет: $35 млн. Сборы по миру: $77 млн.

Он уже читал вам стихи? Обволакивал цитатами?
Маргарита Паллна

Тихий южный городок на берегу Миссисипи неподалеку от Нового Орлеана. Сонная провинциальная жизнь, опухший от безделья и постоянного сна шериф, протяжные гудки буксиров, транспортирующих по реке огромные баржи с мусором. Марва Мансон (Ирма Холл) - почтенная пожилая афроамериканка, чья жизнь находится в полном согласии со стилем существования этого городка. Мистер Мансон покинул этот мир уже довольно давно, и миссис Мансон коротает свой век в отличном доме с видом на реку в компании с котом Марципаном и портретом мистера Мансона. Почтенная миссис сдает одну из комнат своего дома и даже имеет возможность заниматься благотворительностью: раз в месяц она выписывает чек на пять долларов Университету Боба Джонса.

Предыдущий жилец миссис Мансон съехал, и комната некоторое время пустовала, как вдруг в дверь дома почтенной леди постучался новый постоялец - профессор Голдуэйт Хиггинсон Дорр (Том Хэнкс), преподаватель греческого и латыни. Профессор приехал в этот провинциальный городок, чтобы отдохнуть душой и предаться размышлениям. О нет, мадам, он вовсе не шумный жилец, нет! Профессор тих, как ветерок у реки в полуденный зной. Его ум занят анализом различных аспектов бытия, а тонкая мыслительная ткань не нуждается в подпитывании громкой пульсирующей музыкой вроде той, которую сейчас слушает эта ужасная молодежь, дорогая леди, я с вами совершенно согласен, дорогая леди.

Нет, музыку как таковую профессор любит. Более того, он даже участвует в ансамбле. Но пусть милая миссис Мансон не пугается. Жутковато, грязновато, шумновато и длинноволосо звучащее слово "ансамбль" не имеет ничего общего с тем клубом одиноких сердец, в котором состоит профессор. Их ансамбль играет исключительно старинную музыку - тихую и умиротворяющую. Камерная музыка эпохи позднего Возрождения, мадам, я бы даже сказал - рококо...

Профессор, разумеется, не собирается создавать своей музыкой какие-то неудобства дорогой леди Мансон. В ее доме есть подвал. Отличный глубокий подвал. Его профессор - разумеется, с позволения любезной миссис - и будет использовать для репетиций своего ансамбля. И ни один звук, даже тихого и мелодичного рококо, не потревожит ушей почтенной матроны.

Разумеется, миссис Мансон очарована профессором. Такое воспитание, такое образование, ум, манеры, галантность и такт - о таком постояльце можно только мечтать! Плюс - профессор был настолько любезен, что самолично полез на дерево за котом Марципаном, чтобы вернуть его в лоно святой католической церкви, то есть в дом пожилой хозяйки. Поэтому Марва, практически не колеблясь, сдает профессору комнату и разрешает ему вместе с остальными любителями камерной музыки стиля рококо репетировать в подвале.

Но старушка не знает, что за благообразной и медоточивой внешностью профессора Дорра скрывается хитрый и коварный преступник, задумавший невиданную аферу! В штате Луизиана, где расположен этот городок, запрещено открывать заведения с азартными играми. Точнее, на земле штата Луизиана запрещено открывать подобные заведения. Но о воде в законах ничего не сказано, а раз не запрещено - значит, разрешено. Поэтому по ночам вдоль городка по Миссисипи курсирует пароход, на борту которого расположено казино. Под утро пароход швартуется, сгружает выручку в специальное подземное хранилище и стоит на приколе до вечера. Дом миссис Мансон стоит неподалеку. Если прокопать лазейку, то можно упереться прямо в обычную кирпичную стену, за которой стоят шкафы с деньгами.

Так что план профессора достаточно прост. Нужно прокопать из подвала почтенной леди подземный ход, расковырять стену, забрать деньги, заделать стену, замуровать ход и убраться с деньгами восвояси. Разумеется, в одиночку профессору это все проделать не под силу. Тем более что он - ум всего предприятия, а вовсе не рядовой исполнитель. Поэтому профессор набирает в шайку четырех помощников.

Во-первых, это бывший вьетнамский генерал (Чжи Ма), который в совершенстве владеет стратегией и тактикой, непрерывно курит и способен на решительные действия. Во-вторых, это Гарт Пенкейк (Джонатан Симмонс) - слегка туповатый мужичок, однако знающий, как он сам утверждает, подрывное дело. В-третьих, это Гауайн Максэм (Марлон Уэйанс) - придурковатый афроамериканец, который исполняет роль "крысы": он работает в казино уборщиком и выведывает нужную информацию. Ну и в-четвертых, это Ламп Хадсон (Райан Херст) - совершенно примитивное, хотя и весьма мышцатое создание, которому в данном предприятии отводится роль грубой рабочей силы.

***

Хоть это и достаточно нехарактерно для Коэнов, однако данный фильм - ремейк. Причем ремейк крайне известного и, можно даже сказать, классического английского фильма с таким же названием (The Ladykillers), снятого в 1955 году. Роль профессора тогда играл Алек Гиннесс, а роль одного из подельников профессора исполнил Питер Селлерс (легендарный инспектор Клузо из "Розовой пантеры").

Англичане, когда узнали о том, что в Голливуде собираются снимать ремейк этого фильма, были сдержанно-недовольны. (Представьте, как реагировали бы в России, узнав о том, что в Голливуде собираются сделать ремейк на "17 мгновений весны", где Штирлица будет играть Брюс Уиллис, Мюллера - Кристофер Уокен, радистку Кэт - Джулия Робертс, а Плейшнера - Дэнни Гловер.) Одно из влиятельных английских изданий разразилось язвительной статьей на тему того, как в двадцатом веке происходит насильственная американизация европейских ценностей, и в качестве одного из примеров приводила "кощунственное" стремление сделать ремейк одного из самых классических английских фильмов. (Права на ремейк этого произведения американцы купили в 1995 году.)

В Голливуде, чтобы лишний раз не злить англичан, от сценаристов потребовали максимально изменить время и место действия, антураж и даже характеры главных персонажей. Сценарий прошел несколько рук и в конце концов оказался у братьев Коэнов, которые этим проектом весьма заинтересовались. И Коэны, известные своей любовью к югу Соединенных Штатов, почтенную английскую леди превратили в типичную южную афроамериканку, подельников профессора полностью изменили, создав целый паноптикум забавных типажей, а место действия и диспозицию ограбления перенесли в типичный южный городок, антураж которого стал важной частью повествования.

Откуда взялся Том Хэнкс? Как выяснилось, Том давно устал от бесконечных ролей хороших парней и решил для разнообразия сыграть хотя бы парочку негодяев. Одного из них он сыграл в "Проклятом пути", а другого пожелал сыграть именно у Коэнов, так как мерзавцы в их фильмах - наиболее колоритные и запоминающиеся (в этом я с Хэнксом совершенно согласен). Когда в студии выяснили, что главную роль в ремейке готов играть сам Том Хэнкс, чье имя является стопроцентной гарантией отличных сборов, проекту дали "зеленый свет". Правда, поначалу не было ясно, кто именно сядет в режиссерское кресло, а кто в продюсерское, - проектом занимались и братья Коэны, и их давний приятель и подельник Барри Зоненфельд. В конце концов было решено, что Зоненфельд останется продюсером, а Коэны станут режиссерами.

Кстати, и это довольно интересный момент, The Ladykillers - первая картина, где оба Коэна стоят в титрах и как режиссеры, и как продюсеры. Во всех остальных своих картинах Джоэл в титрах именовался режиссером, а Итан - продюсером. Что сейчас изменилось - неизвестно, потому что Коэны традиционно не дают никаких ответов на подобные вопросы.

Итак, что собой представляет новый фильм 2004 года?..

Сразу оговорюсь, оригинал я не смотрел, поэтому сравнивать эти два фильма не буду. Однако к ремейкам отношусь вполне спокойно и благожелательно, потому что могу назвать как минимум несколько ремейков, которые были если и не лучше оригинала (а есть и те, которые были явно лучше, на мой взгляд), то по крайней мере демонстрировали новый и весьма интересный взгляд на старый сюжет. Да и плюс - речь идет о Коэнах: постановщиках, которых ценит и мейнстримовая публика, и, скажем так, элитарная. Эти ребята - ироничны и умны. Кроме того, они отличные режиссеры, каждый из фильмов которых обладает очень яркой индивидуальностью. Поэтому я надеялся, что даже ремейк в исполнении Коэнов меня не разочарует...

Ожидания подтвердились. Коэны не просто не разочаровали, а наоборот - очаровали. Отличный фильм, блестящая, очень стильная постановка, прекрасные актерские работы!

Кто удивил больше всех - так это Том Хэнкс! Я уже говорил, что отношусь к нему хотя и с уважением, но достаточно прохладно. Несмотря на то что Хэнкс в каких-то ролях мне нравился, типаж у него, на мой взгляд, везде достаточно однообразный. Точнее, однообразно-положительный. Эдакий всеобщий любимчик, а это просто неинтересно... Зато тут!.. Я уж не знаю, чья это заслуга - самого Тома, Коэнов или их вместе, - но профессор Дорр - это что-то потрясающее! Мягкий голос, вкрадчивые манеры, цветистая велеречивость в сочетании с плоховатой дикцией, восторженное цитирование стихов Эдгара Алана По, нервическое похохатывание, бархатное руководство мошеннической операцией - такого прелестного персонажа я давненько не встречал! И правда, мошенники у Коэнов - это нечто! И Хэнкс оказался вполне достоин данной роли: он сыграл ее очень ярко и весьма оригинально. Отличная роль, просто пять баллов!

Второй очень заметный персонаж - миссис Мансон. На первый взгляд выжать что-то из типичной пожилой афроамериканки-южанки с ее уютным домиком, набожностью, песнопениями, непременным котом и портретом давно почившего мужа - довольно сложно, потому что этот типаж настолько традиционен, затаскан и карикатурен, что остается просто повторять давно навязшие на зубах клише. Тем не менее Ирма Холл сумела сделать почти невозможное: несмотря на вполне традиционное изображение почтенной матроны, она сыграла ее настолько ярко, живо и естественно, что во многих эпизодах просто хочется аплодировать.

Команда профессорских "ястребов-убийц" также весьма колоритна. Мрачный вьетнамский генерал с неизменной сигаретой во рту, которая неизменно "глотается" при появлении миссис Мансон... Генерал был особенно трогателен, когда профессору в трудной ситуации пришлось прибегнуть к его знанию восточной философии...

Недотепа-подрывник Гарт Пенкейк - просто блеск. Суровый "военный" с 53-летней любовницей по имени Горная Девушка, на поверку оказавшийся полным поцем, да еще и страдающий довольно редким синдромом... Актер Джонатан Симмонс внешне очень похож на блистательного Майкла Джетера (увы, уже покойного). К сожалению, это не Джетер (Майкл сделал бы из этой роли нечто фантастическое), однако сыграно очень и очень достойно, да и персонаж весьма забавный.

Парень-тормоз Ламп Хадсон - классический парень-тормоз со своими тормозными замечаниями. Забавно, но не более того. Придурковатый афроамериканец Гауайн сыгран Марлоном Уэйансом в его обычной комедийной манере: крики, вопли, мат-перемат, идиотские рожи, нарочито дебильное положение в руке выхваченного пистолета (это уже было в "Не грози южному централу...") и стремление делать раньше, чем думать, а думать вообще перестать из принципа. Ничего особенного, а точнее - все это уже видано-перевидано сто раз. Тем не менее как отдельная скрипка в ансамбле музыки позднего Возрождения - вполне на месте.

Постановка - блестящая, и это вполне характерно для Коэнов. Небольшие, но очень яркие вкрапления юга, безмятежная Миссисипи, неожиданные и очень красивые ракурсы Моста, На Котором Заканчиваются Пути...

В общем, отличный фильм, я получил большое удовольствие. Постановка, актерская игра, операторская работа - все на высоте. Плюс - фирменный коэновский черный юморок, который здесь весьма и весьма к месту. Классный фильм, просто на пятерку!

***






***


Поиск по названию