Заложница / Taken

Боевик "Заложница" (Taken)
Режиссер - Пьер Морель. В ролях - Лиам Нисон, Мэгги Грэйс, Фамке Янссен, Ксандер Беркли, Кэти Кэссиди. Франция. 2008. 94 мин.

Учи албанский!
Призыв кота Бублика к агенту спецслужб Брайану

Продюсер - Бессон? Сценарий - Бессона?
Значит, сюжет будет отстойным.
Провидение кота Бублика

Честно говоря, я этот фильм и смотреть-то не хотел. Продюсер - Бессон, автор сценария - Бессон? Все, ребята, сливай воду, туши котлы и выключай свет. К просмотру строго запрещено. Ну, может, разве что под пиво, особенно если в режиссерском кресле сидят не два отмороженных "Фантой" норвежца, как в бессоновском непотребстве "Бандитки", а кто-нибудь более энергичный вроде Жерара Пиреса ("Такси") или Пьера Мореля ("13-й район").

Но господь услышал наши молитвы! В режиссерское кресло посадили Пьера Мореля, который был оператором на нескольких бессоновских проектах, а также как режиссер снял хотя и традиционно тупенький, но весьма зрелищный и драйвовый "13-й район". Кроме того, на главную роль пригласили Лиама (его у нас традиционно неправильно называют Лайямом или, прости господи, Лаймом) Нисона, который, между прочим, действительно хороший актер.

А тут еще и отзывы зрителей подоспели. Я почитал - и был безмерно удивлен. Зрители были просто в восторге! Говорили, что очень сильный боевик и все такое. Многие плакали во время фильма. Почти все плакали в финале. Некоторые - еще до начала фильма.

В общем, я понял, что нужно смотреть. Посмотрел. И вот вам весь мой сказ, но сначала, как водится, о сюжете...

Брайан Миллс (Лиам Нисон) - бывший спецслужбист-церэушник. Много лет подряд он предотвращал различные жуткие преступления против родных изрядно объединенных штатов, но когда его дочурке Ким (Мэгги Грэйс) исполнилось шестнадцать лет, Брайан вдруг решил выйти в отставку и посвятить всего себя ребенку. На черта папаша-спецслужбист великовозрастной дылде, никто не знает, даже сама дочка, но Брайан беспощадно рвет прошлые связи, отказывается от очень выгодных предложений и всячески надоедает дочке со всех сторон.

Бывшая жена Брайана Ленор (Фамке Янссен), устав от вечного отсутствия спасающего этот мир мужа, давно с ним развелась и вышла замуж за крутого бизнесмена Стюарта (Ксандер Беркли). Конечно, Стюарт дочурку Ким прикалывает значительно больше, чем родной биологический папаша. Брайан, с точки зрения Ким, - тоска и отстой. Брайан на день семнадцатилетия дарит Ким какое-то дебильное китайское караоке, а Стюарт дарит породистую арабскую лошадку. А потом, чтобы окончательно добить Брайана, дарит Ким поездку в Париж с подружкой. Они должны там прокатиться по всей Европе и оттянуться вовсю. Правда, Ким все-таки требуется письменное согласие Брайана - законы такие.

Брайан бумажку подписывать не хочет. Старый спецагент задницей чует, что в этом гребаном Париже дочурка будет в жуткой опасности - эта Европа всегда была подозрительной! Но доча в слезы, жена говорит Брайану всякие горькие слова - в общем, ему пришлось согласиться. Однако доча обещалась звонить папе по специальному мобильнику каждые пять минут - докладываться.

Зрители прекрасно понимают, что дочурке нельзя ехать в это злачное место - нарвется на неприятности! Так оно и получилось! Не успели Ким с Амандой выйти из аэропорта и заселиться в шикарную парижскую квартиру, принадлежащую братьям Аманды, как их тут же похитили загадочные люди, говорящие на непонятном языке. Ким только и успела что позвонить папе и дать ему послушать переговоры нападавших, после чего раздался крик - и Брайан побежал собирать чемодан.

Казалось бы, никаких зацепок у спецагента нет - только пара слов, сказанных нападавшими. Однако наука спецслужб умеет много гитик! Старый приятель Брайана по этим двум словам воссоздал картину целого подпольного мира албанских преступников. Он выяснил, как зовут главаря нападавших, откуда он, какая у него группа крови и кто любимый рэпер. Также Брайан узнал, что эти подлые албанцы воруют американских туристок, чтобы потом сделать из них проституток. Вот такие вот негодяи! У тебя осталось, объяснил приятель Брайану, всего 96 часов. Через 96 часов даже американский атташе не узнает в этих несчастных девушках американок - они будут выглядеть как типичные парижские "курочки". Компрене? Так что действуй, мужик, пистолет тебе в руку...

Ну и теперь, как вы понимаете, весь Париж в опасности. Брайана, хоть ему и двести пятьдесят лет, отлично натренировали доставлять людям серьезные проблемы. Так что в Париже скоро не останется ни одного албанца, ни одного араба и ни одного коррумпированного француза. Всем им настанет полный аллес гемахт!

***

Несмотря на восторги определенной части публики, с точки зрения сценария картина не выдерживает никакой критики. Штамп на штампе, лубок на лубке, а уж по разнесению одиноким отставником половины Парижа Бессон переплюнул даже "Коммандо". Также из "Коммандо" Брайану досталась потрясающая живучесть Мэтрикса: сколько бы отставник ни отстреливался от толп врагов в коридорах, залах, подвалах, комнатах и автомобилях, ни одна пуля в него так и не попала, зато он всегда разил в цель наповал. Причем даже если Брайан вдруг ойкал и хватался за плечо, руку, живот или ногу - мол, настигла бандитская пуля, - через пять минут об этих пустяках он совершенно забывал.

Поэтому анализировать сюжет с точки зрения даже самой примитивной логики или элементарной достоверности нет никакого смысла: дыра на дыре сидит и дырой погоняет. Сюжет построен так, что на месте Нисона должна фигурировать драная майка и знаменитая ухмылка Брюса Уиллиса - тогда фильм превратится в традиционный боевиковый боевик с супергероем, спасающим этот мир. Или мощнейшая мускулатура и невозмутимое лицо Шварца - тогда понятно, что ради дочурки этот шкаф перевернет пару-тройку государств.

Однако с наличием в картине Лиама Нисона картина приобрела совершенно другой оттенок. Нисон - актер в основном драматический, причем актер хороший. Он эту бессоновскую дурь играет как самую настоящую драму, поэтому она и смотрится как драма: несчастный отец, у которого украли горячо любимую дочь, готов на все, чтобы ее вернуть. И играет он так хорошо, что, глядя на него, как-то забываешь обо всех несуразностях и явных глупостях сюжета - просто болеешь за Брайана и желаешь, чтобы он прорвался и победил.

Кроме того, так как фильм французский, с политкорректностью тут все в порядке - то есть ее нет как класса. Албанцы-отморозки в картине напрямую и называются албанцами-отморозками. (Но мы не будем забывать, что Албания дала миру Джона и Джеймса Белуши.) В голливудском фильме они бы обязательно какого-нибудь хорошего полицейского, спецслужбиста или хотя бы сочувствующего таксиста сделали бы хорошим албанцем - в противовес.

Французские спецслужбисты в картине напрямую называются бездельниками и коррупционерами. Правда, тут перекос в несколько иную сторону: по фильму штатовские спецслужбисты все из себя бессребреники-профессионалы, а "лягушатники" - продажные твари. Как бы Бессон за это в Париже не подвергся остракизму, рискует ведь...

Зато к арабам в картине отношение самое благожелательное. Бессон считает, что арабы в состоянии заплатить по 300-500 тысяч долларов за обколотую наркотиками девственницу-американку. Я уж и не знаю, кто ему внушил такие сладостные мечты, но смотрится это все смехотворно.

С драйвом в картине все в порядке. Действие раскручивается стремительно, и у зрителя даже не остается времени подумать, с чего это Брайан минут десять крутится на джипе по мутной албанской стройплощадке, его при этом в двадцать рожков поливают из автоматов, а на нем - ни царапины. Зато драйв - этого у картины не отнять.

Правда, с драками поступили щадяще - все-таки Нисону уже 56 лет. Снимаются они ручной камерой, так что кто там кого под коленку или в кадык - толком не понятно. Но руки машутся, что-то хрустит, враги нервно ойкают по-албански - значит, все в порядке.

Резюмирую. Не особенно требовательным зрителям, коим я очень завидую, кино должно понравиться. И даже очень. Некоторые даже скажут, что это лучший боевик за последний год (три, пять, сто). Более требовательные зрители будут отпускать гнусные шутки по поводу того, как старикан-спецслужбист вывел в Париже из строя всю албанскую мафию и похотливых арабов, но, безусловно, отдадут должное отличной игре Нисона, который, в общем-то, вытянул этот фильм. Без Нисона это была бы штамповка-пустышка, а он поднимает эту картину на качественно иной уровень.

***


Поиск по названию