Железная хватка / True Grit

Приключенческая драма "Железная хватка" (True Grit)
Режиссеры - Итан Коэн, Джоэл Коэн. В ролях - Джефф Бриджес, Хейли Стейнфелд, Мэтт Дэймон, Джош Бролин, Барри Пеппер, Дэйкин Мэттьюз, Пол Рай, Леон Рассом, Брюс Грин. США. 2010. 110 мин. Бюджет: $38 млн. Сборы по миру: $250 млн. Рейтинг на IMDB: 7,9.

Прям как будто сам там побывал.
Отзыв кота Бублика

Конец XIX века. Маленький городок на все еще диковатом Западе. В этом городе у четырнадцатилетней Мэтти Росс (Хейли Стейнфелд) убили отца. Убил его помощник Том Чейни (Джош Бролин) - пьяница и картежник, которого отец Мэтти пытался остановить от необдуманных поступков. Том Чейни после убийства скрылся на индейских территориях - примкнул к известной банде Счастливчика Неда Пеппера (Барри Пеппер). Искать его никто особо и не собирается: у местного шерифа и федеральных маршалов масса других проблем. 

И тогда Мэтти принимает решение взять ведение этого дела в свои руки. Она мощным адвокатским напором заставляет старого партнера отца выплатить ей деньги, которые отец партнеру заплатил за лошадей, но самих лошадок забрать не успел, и стала искать маршала, который сможет взяться за это опасное дело - отправиться на индейские территории, найти и убить Тома Чейни. Ну или арестовать Тома Чейни и доставить его в городок - чтобы его здесь и повесили.

После рассмотрения нескольких кандидатур маршалов Мэтти остановилась на некоем Когберне (Джефф Бриджес) по прозвищу Забияка. Тот уже сильно немолод, крепко пьет и крив на один глаз, но за ним тянется слава самого бесстрашного и безжалостного маршала в этих местах. 

Когберн поначалу не сильно склонен принимать предложение четырнадцатилетней девушки, однако живые пятьдесят долларов и обещанные еще пятьдесят по окончании предприятия помогают ему изменить свое мнение. 

Мэтти категорически требует от Когберна взять ее с собой, чему он сначала резко противится, но отделаться от этой девушки практически невозможно, так что Когберну придется смириться с ее компанией. Кроме того, к ним присоединяется недотепистый техасский рейнджер ЛаБиф (Мэтт Дэймон): он давно охотится за Томом Чейни, за голову которого в Техасе назначена награда. 

Когберн с ЛаБифом заключили соглашение о том, что после поимки Чейни отправится в Техас, чтобы его повесили именно там, а награду они разделят пополам. Мэтти этим соглашением крайне недовольна, но что она может сделать в данном случае - при всей своей храбрости и напористости? 

Однако найти и поймать Чейни - задача более чем сложная. Тем более что они втроем находятся на опасных индейских территориях, кишащих индейцами и бандитами. Так что им сначала самим бы там выжить...

***

"Железная хватка" (в оригинале - "Настоящее мужество") - роман Чарльза Портиса, по которому в 1969 году был поставлен одноименный фильм с Джоном Уэйном, за который Уэйн получил своего единственного "Оскара". 

Чтобы сказать, является ли фильм Коэнов ремейком фильма 1969 года либо же он просто поставлен по одному и тому же произведению, нужно прочитать этот роман и посмотреть старый фильм. Роман я не читал, а фильм 1969 года частично посмотрел. 

Да, с точки зрения сюжета и даже постановки очень многое в старом и  новом фильмах совпадает. Гамак в магазине, на котором спит Когберн, повязка на глазу (в старом фильме - на левом, в новом - на правом), сворачивание сигаретки, падение пьяного Забияки с лошади, встреча Мэтти с Чейни, "цыганочка с выходом" одного Когберна против банды Неда - все это есть в обоих фильмах. 

Однако на этом сходство заканчивается. Братья Коэны - настолько яркие, самобытные и оригинальные режиссеры, что, даже если бы они один в один пересняли "Терминатора", получился бы совершенно другой фильм. (Я сравнивал их "Игры джентльменов" с оригинальным The Ladykillers 1955 года - это принципиально разные фильмы, несмотря на схожесть сюжета.)

Фильм 1969 года - такой типичный театрализованный вестерн. Когберн-Уэйн, хотя и квасит всю дорогу, ходит в безукоризненной ковбойке и в шляпе, как будто только что купленной в модном магазине. На улицах заштатного городка - ни пылинки, а все жители одеты в тщательно отглаженные костюмы из театральной мастерской. Голубое небо, яркое солнышко, ласковые осиновые и березовые рощи, радостные белозубые улыбки прилизанных бандитов, которых неожиданно протрезвевший Когберн-Уэйн расщелкает в лоскуты в момент все той же "цыганочки". Тамошняя Мэтти (Ким Дэрби) напоминает Шурочку Азарову из "Гусарской баллады" - вся такая мальчишестая, к поцелуям зовущая. Фигня, короче говоря. 

Разумеется, Коэны ничего подобного снять не могли. Роман Портиса, судя по всему, им понравился именно тем, что по нему можно было воссоздать тогдашнюю эпоху именно так, как это умеют делать Коэны, - ярко, достоверно, слегка депрессивно и с огромным вниманием к каждому кадру. 

В результате диковатый Запад у Коэнов получился просто роскошно, и он ни на грамм не напоминает солнечные лубки старых времен, когда ковбои носили белоснежные шляпы и каждая ленточка бахромы на их штанах перед дублем тщательно разглаживалась целой армией китайских прачек. 

Убогий городок, приближающиеся холода и снег, промозглый лес индейских территорий, жутковатые обитатели леса, трупы, повешенные, знахарь в медвежьей шкуре, лесные охотники и банда не таких уж веселых ребят Счастливчика Нэда. Никакого тебе голубого неба, яркого солнца и праздничных ковбойчиков. Вонючие мужики с гнилыми зубами и плохо заживающими ранами, жутковатый юморок тех времен, презрительное отношение что к смерти, которую можно было получить в любой момент, что к жизни, которой можно было лишиться в любой момент. 

И, как обычно у Коэнов, необычайно яркие и характерные персонажи. Джефф Бриджес в роли Когберна - лучше варианта и не придумать, тем более что Бриджес с Коэнами уже создали одного из самых запоминающихся образов в истории кино - Чувака Большого Лебовского.

И у Бриджеса - вот это Когберн, это я понимаю. Крепко пьющий пофигист, не боящийся ни бога, ни черта, который давно понял, что лучше убивать по заданию правительства и получать за это деньги, нежели убивать по каким-то другим причинам и потом болтаться на виселице. Мутный взгляд единственного глаза, грязная шляпа, сальные волосы, манера разговора, как будто с кашей во рту, при этом Когберн, которому все-таки не хватает общения, любит рассказывать какие-то истории из своей жизни, которые кажутся одновременно и совершенно фантастическими, и тем не менее достоверными. 

Бриджеса за эту роль номинировали на "Оскар" - это один из немногих случаев в американском кино, когда на эту награду номинировали и актера оригинального фильма, и актера ремейка. 

Удивила и поразила дебютантка Хейли Стейнфелд, которая с совершенно неожиданным блеском сыграла четырнадцатилетнюю Мэтти. Никакой тебе Шурочки Азаровой - перед нами рано повзрослевшая девушка с железным характером, которая ставит себе цель и выполняет, чего бы ей это ни стоило. При этом в ней временами проблескивает совсем еще юная девица, которой и страшно, и больно, и тоскливо. Еще бы, таскаться с двумя мужиками по индейским территориям в поисках банды, которая совершенно не жаждет, чтобы ее нашли, - даже для больших девушек занятие не из приятных. 

У Мэтта Дэймона - роль недотепистого рейнджера ЛаБифа, который все пытается строить из себя крутого, а на самом деле он просто увалень-деревенщина из Техаса, который, впрочем, умеет метко стрелять. Дэймон тут понравился, но не поразил - его начисто забивает ансамбль из мощнейшего Бриджеса и железнохарактерной Стейнфелд. 

Джош Бролин хорош в роли Тома Чейни, но его тут слишком мало. 

Очень понравился Барри Пеппер в роли  Счастливчика Неда Пеппера, и тут отдельные комплименты мастерству режиссеров и специалистов по гриму. Из красавчика Пеппера сделали настолько реалистичного лесного оборванца-бандита, что я только из кастинга узнал, что это Пеппер. Мятое лицо, жуткие зубы, слюна, вылетающая изо рта во время разговора, - от этого Счастливчика смердит прямо сквозь экран. И этот образ на порядок больше похож на лесного бандита, у которого нет постоянного пристанища, чем лощеные красавчики с белоснежными шейными платками из старых фильмов. 

И зрители, и критики много спорят о том, как назвать жанр этого фильма. Потому что сюда вроде как просится слово "вестерн", однако это ни черта не вестерн. Это фирменный коэновский драматично-черноюморной стиль, в который для разнообразия они обрядили вестерн. Коэнам все равно, кого и что рядить в этот стиль - церэушников, обкурка Лебовского, старых шерифов-южан или членов хасидской общины.

На мой взгляд, фильм получился очень хороший, я его посмотрел с большим удовольствием. Фирменный стиль, фирменное мастерство, замечательное воссоздание обстановки, ярчайшие персонажи - все так, как они умеют. Какие-то зрители посчитали фильм скучным - ну, бывает, но я с этим не соглашусь ни разу. По мне - лучше неторопливое раскручивание событий в стиле Коэнов, чем мельтешение каких-нибудь вестернов средней руки, которые мало чем отличаются друг от друга. 

Номинаций на "Оскар" в 2011 году фильм получил аж десять, но не выиграл ни одной - проиграл в основном картине "Король говорит". Однако без наград он не остался - 22 премии и 73 номинации. Да и кассу фильм собрал отличную - четверть миллиарда при $38 миллионах бюджета, хотя Коэны снимают вовсе не мейнстримовые фильмы. Кстати, это их первый фильм, который в США собрал больше $100 миллионов.

О дубляже ничего сказать не могу - не успел его послушать, да и бессмысленно  такие фильмы смотреть в дубляже. Причем тут дело именно в манере, а не в переводе как таковом (текст тут довольно простой, в отличие от "Лебовского"). Бриджеса в этом фильме дублировать просто невозможно. 

Ну и не вижу смысла сравнивать эту картину с остальными фильмами Коэнов - лучше он или хуже. У них все фильмы - на высочайшем уровне, а временами встречаются просто шедевры. По стилю он больше напоминает "Старикам тут не место" - все-таки тут больше драмы, чем юмора. 

***

***


Поиск по названию